Конспект НОД «Всё начинается с мамы»

Бульдина Наталья Витальевна – Воспитатель МБДОУ  «Детский сад №232 «Жила-была сказка» г. Нижний Новгород
Дата поступления работы: 05.05.2024г.

«Всё начинается с мамы»
Конспект комплексно-тематического занятия с элементами
театрализованной, исследовательской, творческой деятельности
в подготовительной к школе группе

Пояснительная записка

Главной целью познавательно – художественной деятельности является создание условий для личностного развития, самореализации детей, эмоционального постижения дошкольниками культурных ценностей и традиций русского народа. Содержание данной ОД разработано для детей старшего дошкольного возраста на основе Федеральной образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по основному направлению – «Художественно-эстетическое развитие».

Одним из основных направлений модернизации общего образования является его деятельный характер, направленность содержания образования на формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, коммуникабельной, практической и творческой деятельности. Особую тревогу вызывает растущее утомление и переутомление современных детей. Ребенок не натренировал и не реализовал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения» игры.

Как показывает опыт, самый короткий путь к развитию эмоциональности, раскрепощения ребенка, снятия «зажатости», обучения чувствованию и развитию художественного воображения – это путь через игру, импровизацию, театр, сочинительство.

Основная идея работы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины. Всё более актуальной проблемой становится повышение роли семьи в жизни общества.

Красной нитью проходит тема любви и воспитания заботливого отношения к маме. Согласно требованиям ФОП, занятие построено в специально созданной социальной ситуации развития детей, при частичном включении родителей в образовательную деятельность, посредством создания единого образовательного проекта.

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь помогает вовлечение родителей в образовательное пространство. Повышается их компетентность в вопросах воспитания посредством активного участия в образовательном процессе. Это верное средство, связывающее детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять нам, верить – значит можно творить, фантазировать, воображать.

Изобразительная творческая деятельность создает положительную, эмоционально благоприятную атмосферу во время сотворчества взрослого и детей, что побуждает их к нахождению своих неповторимых способов самовыражения не только в организованной деятельности, но и в праздничных досугах, и в повседневной жизни.

Данная познавательно – исследовательская деятельность проводилась в форме путешествия в специально организованной предметно – пространственной среде: это и обстановка детской комнаты XIX века, и уголок крестьянской избы, и часть современной квартиры. Содержательно насыщенная атрибутами, костюмами, доступная и безопасная, уютная и просторная среда дает детям возможность свободно действовать с предметами; поразмышлять над ответами, своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться, а значит проявить исследовательскую и творческую активность. С помощью интонации, мимики, движения, этюдов, дети по-своему выражали свои чувства, это помогало им понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Не случайно и включение в содержание занятия фрагментов классической и народной музыки, рисующей образ мамы. Слушание  колыбельных песен – одно из эффективных средств воспитания преемственности поколений и традиций.

Работа с дошкольниками по формированию интереса к творческой деятельности, умению самостоятельно или с помощью взрослого получить ответы на интересующие вопросы проходит через все виды изобразительной художественной деятельности. Использование ситуативных этюдов, просмотров познавательных презентаций, дают возможность детям вместе с педагогом погрузиться в волшебный мир красок.

Шедевры мировой художественной культуры помогают развивать у них вкус, познавательный интерес, формировать желание быть активными, любознательными, творческими, вступать в диалог и поддерживать его, делясь своими фантазиями и идеями.

Как результат – в основе самостоятельной художественной деятельности появляется побудительный мотив – огромное желание поделиться своими впечатлениями и переживаниями, стремление продолжить создавать изобразительные продукты.

И не менее важный мотив самовыразиться, самореализоваться через взаимодействие с изобразительным искусством.

Данная изобразительная деятельность создает положительную, эмоционально благоприятную атмосферу во время сотворчества взрослого и детей, что побуждает их к нахождению творческих способов самовыражения не только в организованной деятельности, но и в повседневной жизни.

Конспект комплексно-тематического занятия
«Всё начинается с мамы»

Цель: обогатить представления детей о взаимосвязи различных видов искусства и особенностях выразительных и изобразительных средств.
Задачи:
1. Формировать у детей умение использовать средства выразительности и изобразительности разных видов искусства для создания образа мамы.
2. Развивать музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха.
3. Активизировать самостоятельную творческую деятельность детей и удовлетворить потребности в самовыражении и фантазии в поиске цвета, оттенков, создании композиции рисунка; в выборе техники рисования.
4. Воспитывать эстетические чувства, любовь и заботливое отношение к маме через приобщение к произведениям искусства; потребность создавать художественные изобразительные образы.

Общепедагогические методы в воспитании дошкольников имеют свою специфику. Словесный метод понимается как образно-психологический настрой, направленный на духовное общение ребёнка с изобразительным искусством. Речь становится образной, с использованием художественного слова. Наглядные и практические методы трансформированы в наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и художественно-практический.

            Метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире стимулирует детей к сознательной творческой деятельности. На занятии дети были разделены на три творческие группы и одеты (по их выбору) в костюмы разных эпох. За счёт создания в группе разного интерьера, элементов декораций, они «проживали» созданную педагогом, проблемную ситуацию каждый в своей обстановке и с особым увлечением и желанием.

Методы убеждения, педагогической поддержки в процессе формирования эстетического восприятия, эмоционального воздействия активизировали отношение детей, воспитывали любовь к маме, способствовали созданию увлеченности и интереса к разным видам искусства. Пример: прекрасная женщина в окружении детей на картине К.Е. Маковского, это не только одна из многочисленных иллюстраций к занятию, но и поэтический, зрительный образ.  Это нежная и заботливая мама на портретах художников, на детских рисунках и пьеса «Мама» из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского. В этой связи дети сравнивают разные авторские интерпретации одного и того же образа.

Метод контрастного сопоставления произведений, метод сравнения: речевой и музыкальной интонаций, их выразительных и изобразительных возможностей; выявление сходства и различия музыкального материала активизировали познавательную активность детей.

Более глубокому восприятию художественного материала способствуют театральные зарисовки – ситуативные этюды. Игра сверстников вызвала у детей целую гамму чувств: удивление, восхищение, наслаждение от увиденного.

Метод создания художественного контекста обеспечивал наличие межпредметных связей; обращение к жизненным ситуациям; перекодирование содержания изобразительной деятельности в другой вид искусства.

Метод обобщений помог становлению у ребят системы знаний, развитию осознанного отношения к маме и к искусству, как средству воспитания и развития личности ребёнка.

Метод моделирования художественно-творческого процесса способствовали формированию творческой личности ребенка, развитию способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации; подводил ребят к самостоятельному решению поставленных проблем.

Вся деятельность выстроена на реализации технологии сотрудничества – взаимодействия на основе равенства, партнерства в отношениях педагога и детей, направленных на целостное и гармоничное развитие личности  дошкольника. Игровые технологии и технологии развития творческих способностей придавали заданиям развивающий смысл.

Психологические механизмы игровой деятельности, опираясь на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации, способствовали развитию мыслительной и речевой деятельности. У детей, увлечённых игрой, повысилась способность к непроизвольному вниманию, обострилась наблюдательность. Творческие задания личностно-ориентированного обучения мобилизовали мыслительные и волевые качества детей.

Здоровьесберегающие технологии прислушании правильно подобранной музыки способствовало повышению иммунитета детей, снижению напряжения и восстановлению дыхания. Стимулированию познавательного интереса дошкольников к изобразительному искусству, активизации детского внимания, способствует использование информационно-коммуникационных технологий, так как у детей появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. Эмоциональная насыщенность занятия была достигнута.

Изобразительная деятельность с использованием красочных презентаций стала более содержательной, гармоничной и результативной.  

Оборудование, методические материалы к занятию:
1. Мультимедиа, ноутбук, записи фрагментов классической и народной музыки.
2. Презентация.
3. Картинная «галерея» из детских рисунков – «Портреты любимых мам» и репродукций картин русских и современных художников на тему: «Материнство»
4. Кисти, краски, листы бумаги А4 палитра, губки для смывания краски с палитры, банки для промывания ворса кисти от краски, салфетка для осушения кисти – на каждого ребёнка.
5. Костюмы и декорации.
6. А/у записи маминых голосов, читающих стихи.
7. Наборное полотно с вагончиками этапов занятия, лепестки многоцветика для моделирования настроения (рефлексии)

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о Дне матери, о важной роли мамы в жизни ребёнка, разучивание песен, стихов, чтение рассказов, заучивание пословиц о маме.
  • Рассматривание репродукций картин русских художников, иллюстраций книг, рассказывающих о маме.
  • Разучивание с детьми текстов колыбельных песен.
  • Активизация словаря. Беседа на тему: «Что такое изобразительное искусство», понятие: «музы»
  • Проектная деятельность с родителями: «Мамочка моя».
  • Разучивание музыкально-дидактических игр: «Музыка и живопись»,

«Цвет и музыка».

  • Просмотры и беседа по презентациям песен о маме.
  • Рисование маминых портретов в организованной и в самостоятельной художественной деятельности.

Организация деятельности детей

Для организации и реализации поставленных задач изобразительной творческой деятельности выбрано комплексное тематическоезанятие с элементами театрализованной деятельности.

1. Ведущая деятельность – художественная, познавательно -исследовательская игра: «Путешествиевпрошлые века», сложные интегративные виды заданий: песенное и танцевальное творчество; переход к учебной деятельности, ситуационные этюды и задачи поискового характера, их широкая вариативность, проблемность.

2. Формы организации детей на занятии: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

3. Содержание разных видов музыкальной деятельности обеспечивает развитие детей в возрасте 6-7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основному направлению – «Художественно-эстетическое развитие».

4. Педагогический процесс для реализации поставленных задач строится на принципах ФОП и ФГОС ДО:

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
– уважение личности ребенка; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;    
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

5. ОД предусматривает преемственность содержания во всех видах детской деятельности. Все виды деятельности строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками образовательного процесса.

Структура занятия:

1. Вводная часть

Цель: включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы.

В качестве сюрпризного момента используется: картинная галерея из детских рисунков с «ожившими», (озвученными голосами мам  в а/у записи) портретами мам и репродукций картин известных художников на тему «Материнство». Обращение к опыту детей как к художникам. Создание поисковойситуации (в чём сходство и различие мам на портретах)

Рефлексия настроения и эмоционального состояния: «Цветик-многоцветик».

Проблема: как узнать, какие мамы были раньше – отправиться путешествовать в прошлые века.

2. Основная часть

Цель: вызвать интерес детей к разным видам искусства; продолжать развивать ассоциативное мышление, воображение.

Выполнение поставленных задач с учётом здоровьесберегающих методов. Стимулирование потребности создать лучшую картину для мамы. Ситуативные театральные  этюды самых разных эпох (мама-дворянка, мама – крестьянка, современная мама), записи классической и народной музыки и использование мультимедиа позволили значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми; расширили возможности в преподнесении художественного и дидактического материала. Переход к решению заданий, направленных на развитие  творческих способностей, закрепление имеющихся у детей вокальных навыков; представлений о выразительных и изобразительных средствах искусства.

Символичное разделение детей на три группы – три эпохи. Дети в разных костюмах «проживают» разное время. Каждый ребенок смог найти аналоги в собственном внутреннем опыте, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность к творчеству сверстников.

XIX век.
1. Беседа о маме, её роли в жизни детей;
2. Выбор выразительных и изобразительных средств для создания своей картины для мамы. Выбор техники и красок для исполнения своего замысла.
3. Изобразительное творчество. Мотивация детей на создание своих изобразительных продуктов.
4. Интегративная деятельность.

Слушание пьесы «Мама» П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом», чтение стихотворений о маме, создание театральной композиции к произведению. Выразительное и эмоциональное исполнение ситуативного этюда, изображающего диалог маленького Пети Чайковского с его мамой.

Как итог – вопрос к «живущим» в XIX веке: «Что значит для вас мама?»

5. Исполнение гусарами и барышнями старинного танца «Менуэт».

XX век.
1. Слушание колыбельной песни в исполнении сверстницы.
2. Выбор выразительных музыкальных средств для сочинения колыбельной для мамы на заданный текст: её характер, настроение; лад, динамика, ритм, тембр.
3. Исполнение своей колыбельной для мамы. Дополнительная мотивация детей на создание своих музыкальных продуктов.

Как итог – вопрос к «живущим» в XX веке: «Что значит для вас мама?»

4. Исполнение русской заводной пляски «Русская красавица»

XXI век.
Выразительное и эмоциональное исполнение по ролям стихотворения: «Мамы не летают»

        Рефлексия деятельности: «Пантомима». Дети с помощью жестов показывают своё отношение к маме и к результатам своей работы: машем руками над головой – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

3. Заключительная часть

Подведение итогов, формулировка выводов по занятию.

Рефлексия содержания учебного материала занятия: «Поезд».На наборном полотне – вагончики, на которых изображены этапы занятия. Детям предлагают подойти к тому вагончику, который указывает на задание, которое им было интересно выполнять.

Пение. Тембры детских голосов рассматриваются педагогом как украшение песни о маме, которую поют дети ещё с большим старанием и желанием.

Ход занятия:

(Воспитатель в роли Феи рисования и дети, одетые в костюмы разных эпох, поочерёдно проходят в группу)

Воспитатель. Я Фея рисования, друзья! Меня, конечно, вы узнали,
Эту встречу ждали все, вы пришли во всей красе.
Сюда гусары отпускные спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь!

(выходит первая часть группы детей: гусары и барышни с веерами)

Гусар.      Любимой матушке мы встречу посвятим, наполнив всё, рисунками,
стихами. Мы от души её благодарим. Пусть мамочки гордятся нами.

(первая группа детей садятся за первый ряд столов)

Фея. Собирайся, народ! Всех вас разноцветный красок мир зовёт!

(выходит вторая часть группы – дети в русских костюмах, садятся за второй ряд столов)

Богатырь. Ничего нет на свете чудесней и сильней материнской любви
                  С чем сравнить ее? Может быть с песней, что поют на заре соловьи?

(выходит третья часть  – «современные» дети)

Реб.          Мама у нас как солнце согревает своей теплотой.
                 И в душе вдруг рождается песня, окрыляя своей добротой.

(дети занимают свои места)

Фея.         Сегодня рано поутру я в группу к нам вошла:
Услышала лишь тишину, которая кругом жила.
Ни шума детских голосов, ни смеха, ни тепла.
Не слышно песен и стихов. Всё тихо.… Как я вас ждала…
Но слышу, чьи-то голоса вдруг рядом зазвучали,
И у меня от волшебства мурашки побежали.

(Звучат голоса в аудио записи: мамы по очереди читают стихотворение «Что такое счастье?» Дети слушают, узнают своих мам по голосу)

1 мама: Что такое счастье? Счастье – это просто.
Начинается оно, с полуметра роста.

2 мама: Счастье – это мягкие тёплые ладошки,
За диваном – фантики, на диване – крошки.

3 мама: Счастье – это пяточки босиком по полу,
Градусник под мышкой, слезы и уколы.

4 мама: Ссадины и раны, синяки на лбу, это постоянное «что?» да «почему?»

5 мама: Это теплый носик из-под одеяла, заяц на подушке, теплая пижама.

6 мама: Что такое счастье? Проще нет ответа. Оно есть у каждого –

Мамы вместе: Это наши дети!

Фея.     Откуда повсюду так много тепла?

Дети.   От маминых голосов.

(Снимается вуаль, за которой спрятана выставка детских рисунков спортретами мам и репродукции картин художников)

Фея.  Какая необычная картинная галерея! Наряду с картинами великих художников, я вижу много ваших рисунков. О чём вы думали, рисуя мамин портрет. Чем вам дорога мама?

Дети.   Мы думали о маме, какая она добрая, ласковая. Это самый близкий и родной человек, который подарил нам жизнь, заботится о нас.

Фея.    Вы так старательно рисовали своих мам, что портреты ожили и заговорили.
Всмотритесь в лица. Что в них общего? Почему хочется на них смотреть бесконечно?

Дети.   Мамин взгляд излучает доброту, нежность, любовь, ласку, радость, счастье.

Фея. А чем отличаются эти картины и рисунки?

Дети.   Художники рисовали мам в разные времена. Мамы в разных обстановках, с разными причёсками, в разных платьях…

Фея.  Попрошу вас, ребята, украсить выставку картин необычными цветами из разноцветных лепестков вашего настроения.

(Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки при помощи липучек  собирают в многоцветики)

Фея. Сегодня я смогу воспользоваться своей волшебной силой Феи рисования и с помощью этого волшебного колеса вместе с вами совершить путешествие в прошлые века. Вам интересно посмотреть, какие мамы были раньше. Тогда в путь!

Звучит музыка «Колесо истории» (воспитатель крутит колесо)

Фея.   Закрутилось колесо истории, и мы очутились в XIX веке, в многодетной семье великого русского композитора. Помните, что я вам рассказывала про П.И. Чайковского и его маму? Вот и они.

(девочка в роли мамы-дворянки и мальчик Петя, разыгрывают ситуативный этюд)

Фея.   Однажды, когда в комнату к Пете вошла мама, он не спал, а плакал.

(Петя плачет)

Мама. Что с тобой, сыночек?

Петя (отвечает, указывая на голову): Музыка звучит у меня здесь!

(актёры садятся).

Фея.    Ребята, как вы думаете, где можно услышать рождение музыки?

Дети. Музыка звучит вокруг нас, она рождается в нашей душе, в сердце.

Фея.   Краски музыки – это её звуки. Так же как краски художника они соединяются друг с другом и превращаются в звучащие рисунки – мелодии.
Хотите попробовать сами создать картину, передающую любовь к маме? Я предлагаю нарисовать её с помощью знакомых вам техник и любимых красок. Как вы думаете, оттенки каких цветов, смогут передать вашу любовь к маме?

Дети.  Оттенки тёплых цветов (перечисляют)

Фея.    Какое мамино настроение вы хотели бы выразить в своей картине? Оно ведь бывает разным? Выбирайте.

Дети. Солнечное, весёлое, задорное; спокойное, задумчивое, мечтательное.

Фея.   Кто из вас готов рассказать о своей задумке друзьям? Что будет изображено на рисунке? (слушаем 2-3 желающих)

Дети:  – Я хочу нарисовать весёлое, солнечное настроение мамы, поэтому я выбираю яркие цвета и технику рисования: монотипия.

– Мне хочется с помощью техники рисования – батик показать мечтательную и задумчивую маму.

Фея.  В то время, когда вы будете, как художники, творить свои картины, я предлагаю послушать, как Пётр Ильич Чайковский нарисовал портрет своей мамы с помощью музыкальных красок – звуков. Прозвучит знакомая вам пьеса из его «Детского альбома», которая так и называется «Мама».

Рисование на фоне звучания музыки П. И. Чайковского пьесы «Мама» из цикла «Детский альбом»

Фея.  Молодцы, ребята, замечательные рисунки у вас получились. Все со мной согласны? Потому, какие техники и краски вы использовали, можно было легко представить ваших заботливых мам с улыбкой на лице.

Уносит музыка нас в прошлые века, ведь нам туда другой дороги нет.
Нас ждет чудес там много, а пока прошу исполнить вас старинный танец – менуэт. А я сниму его на видео. Пусть этот танец будет подарком для мам.

Исполняется: «Менуэт» муз. А. Олейниковой

(исполняет первая группа детей – гусары и барышни)

Фея. Спасибо, ребята, вы подарили замечательный бальный танец. Все движения были легки и грациозны. Думаю, мамам очень приятно было получить такой музыкальный подарок. Снова закрутилось колесо истории, и мы очутились в XX веке, в деревне.

(Звучит русская народная колыбельная песня. Перед детьми, возле домика, стоит люлька. Появляется девочка в русском сарафане с «ребёнком», укладывает его в люльку, качает)

Перед нами мама – крестьянка со своим младенцем. Послушайте как задушевно она напевает ему свою колыбельную.

Исполняет русскую народную колыбельную песню

Фея. Кто из вас, ребята, первым догадается и ответит на мой вопрос: чем все Колыбельные отличаются от обычных песен?

Дети. Колыбельные песни поются нежным, ласковым, тихим голосом.

Фея.  А кто из вас хотел бы сегодня сочинить свою колыбельную для мамы?
С удовольствием послушаем ваши сочинения.

Песенное творчество на выученный ранее текст:

«Колыбель мою, качая, ты мне пела, дорогая.
А теперь спою и я эту песню для тебя»

Фея. Молодцы, вы – наши юные композиторы, постарались, и получились настоящие колыбельные песни, в которых выразилась и любовь, и нежность, и забота о наших мамочках. Мне очень хочется задать вам вопрос, за что вы так сильно любите свою маму?

Дети. Моя мама – самая лучшая, она очень добрая, заботливая, нежная.

Фея. Дети вырастают, весело играют, песню русскую споют, хоровод заведут.

Хороводная плясовая: «Русская красавица»

Фея. А колесо истории возвращает нас обратно в XXI век, в наше время. И вот наша современная мама – спортивная, деловая, стильная и самая родная.

(Выходит девочка, изображающая маму-современницу с сыном, читают по ролям)

Мама. Мне однажды сын сказал:

Сын.   Я хочу, чтоб были, как у птицы, у тебя, вот такие крылья!

Мама. Стал полёт мне по плечу, ощутила силу. И куда ж я полечу? Я его спросила.

Сын ответил:

Сын.  Никуда. Мамы не летают, мамы крыльями всегда деток закрывают.

Фея.    С помощью жестов можно показать своё отношение к мамочке. Хотите попробовать? (показ детей) А теперь попрошу вас с помощью жестов показать оценку своей работе.

(Дети машут руками  – довольны, голова вниз – не довольны, закрывают лицо – безразлично).

Фея. Самое удивительное, у нас как у настоящих творцов появились музы. Вот они: скромные, близкие и такие родные. Скажите, почему мы с вами любим наших мамочек?

Дети. Моя мама – самая лучшая, она очень добрая, заботливая, нежная.

Реб.   Доброты материнской прекрасной ничего удивительней нет,
Этот мир, к чьей судьбе мы причастны, добротой материнской согрет.

Фея. Ребята, в каком удивительном путешествии мы сегодня побывали! Какое время вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
Вы, наверное, обратили внимание, я задавала один и тот же вопрос на занятии: за что мы любим своих мам. И все ответы были похожи. Почему?

Дети. Мама во все времена – самый главный человек для своего ребёнка, его муза.

Фея. Согласна с вами. Проходят годы, столетия, но единственной, родной и незаменимой была, есть и будет для всех нас наша мама. Будем беречь, заботиться и радовать наших мамочек.
Посмотрите, какой перед вами необычный поезд из вагончиков.
Прошу вас, ребята, подойдите к тому вагончику, который указывает на задание, которое вам было интересно выполнять.

Рефлексия

Фея.  Мир красок, он такой прекрасный. Мы вместе потрудились не напрасно,
Заглянули в прошедшие века, мам разных показала музыка.
Мы научились танцы исполнять, не только слышать, но и видеть звуки,
Нам довелось и песни сочинять, мы кисти, краски сами брали в руки.
Что унесём с занятия с тобой? Звенящую мелодию души?
Рисунки для самой дорогой, пусть полюбуется в тиши.
Родную маму за руку возьмём, тепло сердец своих, вложив в ладошку.
По жизни вместе рядышком пойдём: пусть счастье, и любовь не понарошку!

Ребята, я предлагаю завершить нашу встречу музыкальными красками ваших голосов и исполнить песню о нашем самом главном человеке.

Исполнение песни: «О самом лучшем человеке» муз. Евтодьевой

Результативность деятельности

         В организованной изобразительной деятельности обогатился запас полученных ранее впечатлений по теме: «Вечная тема любви к маме в семье искусств», решена задача закрепления и развития, приобретенных детьми умений и навыков. Систематизированы понятия о выразительных и изобразительных возможностях искусства. Средствами для этого послужили знакомая пьеса из «Детского альбома» П.И. Чайковского, русские народные колыбельные песни и восприятие новой для детей поисково – исследовательской игры «Путешествие в прошлые века».

        Эта художественная творческая деятельность стимулировала детей выражать собственные мысли и чувства не только с помощью слов, но и с помощью красок, движений, пения. Для наиболее полного раскрытия нового учебного материала на занятии использовались:

  • фронтальная деятельность, в которой одновременно участвовала вся группа: «посещение выставки» картин; просмотр презентации, слушание музыкальных произведений и художественно – поэтических текстов; анализ произведений искусства, проектная деятельность.

Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята почувствовали, что успех и неудача каждого – успех и неудача всей группы. Это позволило детям быстро включиться в заданную ситуацию, моделировать, используя разные формы, которым старшие дошкольники придают новый смысл. Воображаемая ситуация полностью разворачивается во внутреннем мире ребенка.

  • Самостоятельная работа.

Получив знания о выразительных средствах в изобразительной деятельности, уловив суть создания художественных образов, старшие дошкольники стали их использовать в собственных творениях.

    Самостоятельная деятельность на занятии явилась эффективным средством самообучения, самореализации и самовыражения детей. Ребята искали средства выразительности и изобразительности; читали стихи для составления словесного портрета характера и настроения мамы; предлагали разные техники рисования и краски для раскрытия образа.

Складываясь в игре, воображение перешло в другие виды познавательной деятельности дошкольника. Им стало доступно сочинение колыбельной на готовые стихи. Наиболее ярко воображение проявилось в создании картин для мам. Дети использовали знакомые техники рисования и только что выдуманные самими.

           Данное занятие помогло развитию произвольного воображения, когда ребенок начинает планировать, проектировать свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов. При этом дети удерживали предложенный замысел и насыщали его все более новыми и необычными деталями. На занятии дети легко включаются в игровую, проблемную ситуации. Использование разных форм и средств педагогического воздействия, на мой взгляд, повлияло и на индивидуальное развитие каждого ребенка опосредованно через весь коллектив группы. Данное занятие подтверждает необходимость дифференцированного подхода к детям.

У детей сформирована потребность в занятиях изобразительной деятельностью, они с интересом и желанием создают свои художественные образы.

Подобная структура занятия помогла в реализации поставленных задач, а также в эффективном использовании современных образовательных технологий и методических приёмов, поскольку не разрушалась психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление».

Увлеченность изобразительной творческой деятельностью выражалась в положительных эмоциях: хорошем настроении, заинтересованности в активных изобразительных и творческих проявлениях воспитанников.

Вам также может понравиться...
16204