КОНСПЕКТ НОД «ЗНАКОМСТВО С ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ»

Немцева Юлия Владимировна – Воспитатель МАОУ детский сад №79 «Гусельки» г. Тольятти Самарская область
Дата поступления работы на конкурс: 20.06.2017г.

План-конспект непрерывной образовательной деятельности

с дошкольниками в средней группе по ознакомлению с книжной культурой

Тема: «Знакомство с энциклопедией»,

чтение Е. Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Воспитательные:

1) Развивать у детей любознательность, интерес к справочной литературе (ОО «Познавательное развитие»).

2) Воспитывать у детей бережное отношение к книгам (ОО «Художественно-эстетическое развитие»).

3) Совершенствовать у детей умение выполнять действия согласно тексту (ОО «Физическое развитие»).

Развивающие:

1) Сформировать у детей коммуникативные навыки, активизировать устную речь. (ОО «Речевое развитие»).

2) Закрепить у детей умение слушать новые рассказы, сказки (ОО «Художественно-эстетическое развитие»).

3) Развивать у детей умение задавать вопрос и получать ответ (ОО «Речевое развитие»).

Образовательные:

1) Формировать у детей представления о таком виде книги как энциклопедия и ее назначении (ОО «Речевое развитие»).

2) Формировать представления о важности рисунков в книге и как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая их (ОО «Художественно-эстетическое развитие»).

3) Закрепить у детей первичные представления о свойствах бумаги: мнётся, рвется, размокает. (ОО «Познавательное развитие»).

Методы и приемы:

Практические: физ. минутка «Раз – два», эксперимент.

Словесные: отгадывание загадок, беседа, вопросы, объяснение воспитателя.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, схем.

Материалы и оборудование:

Дидактический материал: схема; детские иллюстрированные

энциклопедии разного типа: универсальные «Энциклопедия для малышей», «Почемучка» и пр., тематические «Машины», «Животные», 

«Растения» и др., игрушка волчонок

Раздаточный материал: на каждого ребёнка прямоугольный лист бумаги,

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: ёмкость с водой; доска,

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельностьФормы и методы организации совместной деятельности
КоммуникативнаяБеседы, вопросы, отгадывание загадок
Восприятие художественной литературы и фольклораБеседы, на основе ценностно-смысловой оценки прочитанного, рассматривание иллюстраций
Познавательно-исследовательскаяЭкспериментирование
ДвигательнаяФизкультминутка

Логика образовательной деятельности

Название этапаДеятельность воспитателяДеятельность воспитанниковОжидаемые результаты
Мотивационно-целевой  Воспитатель предлагает отгадать загадки. Обращает внимание на плач за дверью. Там плачет волчонок. Побуждает детей спросить, что случилось с волчонком.  Дети слушают загадки, отгадывают их. Слушают волчонка, разговаривают с ним, рассматривают порванную книжку, делятся предположения, как помочь волчонку.            Активизирована речь. Пополнен словарный запас. Сформированы коммуникативные навыки, активизация устной речи. Сформирован интерес к предстоящей деятельности.  
Содержательно-деятельностный        Воспитатель предлагает побеседовать «Что бы вы хотели узнать?» и придумать вопросы на которые они хотели бы получить ответ.Предлагает задуматься «А как же люди могут получить ответы на свои вопросы?»и назвать источники получения знаний используя схему. Воспитатель предлагает познакомиться с необычными книгами (энциклопедиями «Животные», «Растения», «Машины», «Моя первая энциклопедия», «Почемучка» и др.) Воспитатель предлагает послушать рассказ «Из чего делают книги» из «Энциклопедии для малышей в сказках» Е. Ульевой   и рассмотреть иллюстрации к нему и побеседовать об их важности в книге.  Проводит физкультминутку  Проводит беседу по прочитанному и бережному отношению к книге.  Предлагает пройти вместе с волчонком к столам, взять заготовленные листы бумаги попробовать порвать их, затем смять и опустить в емкость с водой.Дети придумывают вопросы.       Дети рассматривают схему и называют источники.   Дети рассматривают энциклопедии.      Дети внимательно слушают рассказ, рассматривая иллюстрации к нему.    Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Дети отвечают на вопросы.   Дети пробуют порвать, смять и намочить лист бумаги.Сформировано умение придумывать и задавать вопросы на интересующие темы и получать ответ, проявлена любознательность.  Сформировано умение получать ответ на поставленный вопрос.    Дети познакомились с энциклопедией и ее назначением.Сформирован интерес к справочной литературе.     Закреплено умение внимательно слушать новый рассказ.Сформированы представления о важности иллюстраций в книге и как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая их. Совершенствовано умение выполнять действия в соответствии с текстом. Дети делают выводы о важности бережного отношения к книгам, у детей активизируется словарь. У детей закреплены экспериментальным путем первичного представления о свойствах бумаги: мнётся, рвется, размокает.
Оценочно-рефлексивный      Воспитатель просит ребят напомнить волчонку с какой книгой мы познакомились, и как нужно беречь книги. Волчонок благодарит детей за помощь, за интересные знания о книгах и бумаге, обещает беречь книги и прийти к детям с новой книжкой.Дети рассказывают, что они сегодня узнали  Прощаются с волчонком, приглашают его в гости, обещают помочь, если будет нужно. Желают ему прочитать много интересных сказок.У детей обобщено представление о понятии «энциклопедия»,воспитанно бережное отношение к книгам.

ЗАГАДКИ

Есть листок, есть корешок. 
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.

(Книга.)

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка.) 

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает –

Многое знает.

(Книга.)

ФИЗМИНУТКА

«Раз – два»

Раз – руки вверх махнули и

при том вздохнули.

Два – три нагнулись, пол достали,

А четыре – прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

Перспективный календарно-тематический план

по ознакомлению дошкольников с книжной культурой

Группа средняя

1-2 неделя (апрель)

Непрерывная образовательная деятельностьСовместная деятельность педагога и детейОбразовательная деятельность в режимных моментахСамостоятельная деятельность детей(оснащение РППС)Взаимодействиес родителями/ социальными партнерами
1 неделя2 неделя
НОД 1Тема: «Р.н.с. «Кот, петух и лиса» (рассказывание)»Задачи: Вызвать эмоц. отклик при чтении сказки, побуждать высказываться о героях: кто понравился. Почему? Закреплять произношение звуков «с», «з», «ц» в словах и фразах, умение передавать некоторые интонации. Тема недели:«Чтобы не было беды. Опасности вокруг нас.»1. Игровая деятельность в форме – сюжетно-ролевой игры «Книжный магазин»Задачи: сформировать у детей умение брать на себя роль продавца и покупателя, вступать в диалог с продавцом, закрепить знание знакомых произведений.2. Коммуникативная в форме – составление рассказа по иллюстрации «Птичий двор»Задачи: учить составлять короткий рассказ, используя в речи существительные с глаголами и прилагательными, а также предлоги за, перед, около, на, в и др.  Тема недели:«Чтобы не было беды. Опасности вокруг нас.»1. Восприятие художественной литературы и фольклора в форме – театрализованной игры «Мишка-косолапый»Задачи: формировать умение у детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. Формировать у детей навык быть осторожными.2. Коммуникативная в форме – составление описательного рассказа по предмету из сказки «Репка»Задачи: формировать навык составлять короткий рассказ, развивать воображение, а также активизировать словарь у детейАктуальная среда1 неделяВнести в книжный уголок книги с р.н. сказками, иллюстрации по теме «Весна», альбом «Безопасность» и «Предметы вокруг нас».Разместиь в театральном уголке настольный театр: «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»Д\и: «Из какой сказки?».Разместить в уголке ИЗО иллюстрации прочитанных произведений «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» «Колобок», «Три поросенка».Рекомендовать родителям продолжать знакомить детей с русскими народными сказками «Теремок» «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», обсуждать с детьми смысл произведения, героев и их поступки.

3-4 неделя (апрель)

Непрерывная образовательная деятельностьСовместная деятельность педагога и детейОбразовательная деятельность в режимных моментахСамостоятельная деятельность детей(оснащение РППС)Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
3 неделя4 неделя
НОД 3Тема: А. Барто «Девочка чумазая» (чтение)Задачи: Способствовать формированию привычки к чистоте, упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.  Тема недели:«Хорошо быть здоровым»1. Изобразительная деятельность в форме«Рисуем солнечный лучик из музыкального произведения»Задачи: формироватьпредставления о том, как создаются иллюстрации к произведениям, развивать воображение.2. трудовая деятельность в форме «Книжная больница».Задачи: формировать стремление наводить порядок, соблюдать чистоту, быть аккуратным.3. Познавательно-исследовательская в форме беседы-рассуждения «Какие бывают книги?»Задачи: формироватьпредставления о том, какие существуют виды книг и какого их назначение, зачем нужны иллюстрации в книгах.Тема недели:«Хорошо быть здоровым»1. Восприятие художественной литературы и фольклора в форме – чтение, беседа К. Чуковский «Айболит»Задачи: формировать умение у детей слушать литературный текст, формировать у детей представление о профессии «Доктор».2. Игровая деятельность  в форме – дидактической игры «Назови героя сказки»Задачи: совершенствоватьзнания у детей о литературных произведениях и героях.Рекомендовать беседовать с детьми на тему «Чистота- залог здоровья», работать над выразительностью речи при чтении стихотворений.

Итоговое мероприятие месяца: «Книжка-малышка (правила безопасности или чтобы быть здоровым)», форма проведения – конкурс (ориентировано на ознакомление дошкольников с книжной культурой). 

Вам также может понравиться...
16204