Маркина Ольга Евгеньевна – Воспитатель МАОУ детский сад №210 «Ладушки» г. Тольятти
Дата поступления работы на конкурс: 21.02.2017г.
Консультация для педагогов на тему «Агрессивный ребенок»
Задачи:
– Расширить представления педагогов о признаках проявления агрессивного поведения дошкольников;
– Ознакомить педагогов с играми и упражнениями на тему: «Агрессивный ребенок в группе»;
– Развивать умения взаимодействовать с агрессивным ребенком;
– Раздать памятки на тему: «Агрессивный ребенок в группе».
Содержательная часть
Вводная часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Есть ли у вас в группе дети, которые часто бросаются игрушками, не слушаются взрослых, начинают драки, то есть ведут себя агрессивно?
Основная часть
Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия (ТВ);
в) нестабильная социально-экономическая обстановка;
г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.);
д) социально-культурный статус семьи и т. п.
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Причины агрессивного поведения детей и методы их коррекции:
Причины | Методы коррекции |
1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки | • подвижные игры• спортивные эстафеты• «минутки радости» между занятиями |
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии | • наблюдение за поведением ребенка• беседа с родителями• направление к психологу• совместное включение в сюжетно-ролевые игры• налаживание эмоционального контакта с ребенком |
3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия) | • наблюдение за поведением ребенка• беседа с родителями• направление к психологу |
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье | • беседа с родителями • направление к психологу |
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) | • препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в мирное русло• проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок• ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц• давать способы и образцы миролюбивых способов общения• обсуждать книги, предусмотренные программой• перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ |
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков | • подвижные, сюжетно-ролевые игры• игры на понимание эмоционального состояния• психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение• обучение приемам саморасслабления• разработка программ обучения |
Заключительная часть
Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
- подраться с подушкой;
- использовать физические силовые упражнения;
- рвать бумагу;
- нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;
- использовать «мешочек для криков» т. д.
Так же можно использовать различные игры и упражнения, такие как:
1.Игра «Клоуны ругаются»
Цель: снятие вербальной агрессии.
Ход игры: Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами».
Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей.
Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.
Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.
2.Упражнение «Рубка дров»
Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Проведение: Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
3.Упражнение «Тух-тиби-дух»
Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.
Возраст: дошкольный, младший школьный.
Материал: Не требуется.
Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.