КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Маркевич Наталья Александровна – Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №82» г. Саратов
Дата поступления работы: 18.12.22г.

Актуальные вопросы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста.

                                                  «Музыкальное воспитание – это не воспитание

                                                 музыканта, а прежде всего воспитание человека»

                                                                                                                 В.А. Сухомлинский

         Музыкальному искусству в наши дни, как и прежде, отводится важная роль в формировании личности современного человека. Оно, как ни один другой вид искусства, способствует формированию в человеке основы эстетической культуры, способности воспринимать красоту окружающего мира, развивает творческие способности, что является необходимым условием совершенствования личности. Музыкальное развитие ребёнка – одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которое осуществляется через музыкальную деятельность: восприятие музыки, пение, музыкально – ритмические движения, детское музицирование, музыкально – игровую деятельность, познание основ музыкальной грамоты. В итоге дошкольник развивает не только музыкальные, но творческие способности и приобщается к музыкальной культуре. У него формируются коммуникативные навыки, художественно – творческие способности, расширяются познания о целостной картине мира, что содействует развитию эстетического вкуса и ценностному отношению к окружающей действительности. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретённые навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания – развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к ней. В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Педагоги, ученые, психологи, музыканты – каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребёнка в первые годы его жизни. Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. Уже с первых дней жизни ребёнок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, сосредотачивает на ней своё внимание, оживляется, радуется. Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Так вот, если музыка оказывает положительное влияние на ребёнка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. Гармоничность музыкально – эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Проблема музыкального воспитания в истории дошкольной педагогики всегда была одной из актуальных. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного учреждения. Так как музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются лишь в деятельности. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности. Проблема развития музыкальности детей дошкольного возраста волновала многих педагогов и психологов, которые рассматривали это развитие в различных видах детской музыкальной деятельности. Н.А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов – педагогов. Занимаясь музыкальным воспитанием дошкольников, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств, и их оттенков может расширить эти представления. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. По мнению С.Т. Шацкого необходимо учитывать следующее: музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями детей; опираться на личный опыт ребёнка; должны быть созданы условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия. Большую роль в решении проблем музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста играет музыкальная среда. Для правильного музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно – развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности. Так же известно, что музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально – творческих проявлениях. Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально — творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения. Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет “множество жизненно важных задач… и призвана решать… самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки…. В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи”.

Литература

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

2. Комоссарова Л.Н. «Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду». – 2005г. № 1, 13-18с.

3. Матонис В.П. “Музыкально-эстетическое воспитание личности”. / В.П. матонис. – Л.: Музыка, 1988г.

4. На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учрежденией/ Т.Ю. Кулагина, Т.А. Серде. – Ульяновск: ИПК ПРО,! 999 – 72с.

5. Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста».: учебник для студентов высших пед. Учебных заведений. – СПб.: Детство-Пресс, 2005г. – 384с.

6. Рыданова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методич. рекомендации. – М.:«Издательство ГНОМ и Д», 2000г. – 80с. (музыка для дошкольников)

7. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Мозаика-Синтез», 2001г. – 128с.

Вам также может понравиться...
15417