Дюкова Лариса Геннадьевна – Педагог-организатор МБУ ДО ДЮСШ №3 г. Новокузнецк
Дата поступления работы: 06.06.2019г.
Волонтерское движение в учреждении физкультурно-спортивной направленности
Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека, как биосоциального существа, немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем -вот тут и начинается процесс социализации. Социальным педагогом А.В. Мудриком выделены три основных фактора социализации[1], это:
– макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство);
– мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность);
– микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы). В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.
Существуют этапы социализации личности, это:
– период от рождения до формирования взрослого человека. Этот первичный этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей;
– период замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых, он длится всю жизнь человека и называется этапом ресоциализации;
– групповая социализация наблюдается внутри какой-то конкретной социальной группы, то есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь;
– гендерная социализация разделяется по половому признаку – мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками;
– организационная социализация происходит во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
– досрочная социализация – этовид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).
Основными институтами социализации являются:семья;сверстники;образовательные учреждения;религия;правовая система;средства массовой информации.В социологии существует также такое понятие, как десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.
В процессе жизнедеятельности, в культурном пространстве, у ребенка складывается система ценностей, отношений к себе, людям, спорту, своему краю, появляется новое качество «Я». [1] Ценностные приоритеты детско-юношеской спортивной школы реализуются через направления:
– укрепление физического, нравственного и психического здоровья обучающихся;
– формирование здорового образа жизни;
– работа с родителями;
– патриотическое и гражданское воспитание.
В учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности эффективным вариантом в деле воспитания здоровой и гармонично развитой личности является занятие избранным видом спорта. Здоровый человек, как физически, так и нравственно, в большинстве своем, способен адекватно оценить собственные возможности в процессе социальной адаптации в обществе. Поэтому воспитание личности с помощью средств физической культуры и спорта способствует социализации человека, так как в процессе физического воспитания формируются важные личностные качества: коллективизм, коммуникативность, целеустремленность, дисциплинированность, ответственность, гражданственность, патриотизм и др.
Патриотическое и гражданское воспитание является неотъемлемой частью целостного воспитательного процесса спортивной школы. В условиях современного общества основная цель патриотического и гражданского воспитания – формирование политической культуры, гражданского сознания и высоких моральных качеств: порядочности, ответственности, дисциплинированности.Основные задачи патриотического и гражданского воспитания, это [2]: создание условий для воспитания человека образованного, нравственного, предприимчивого, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающему чувством ответственности за судьбу страны, воспитание гражданственности и любви к Родине через изучение народных видов спорта, возрождение и развитие национальных традиций, воспитание спортсменов через изучение истории Отечества и родного края, формирование толерантного сознания, воспитание у гражданина уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Кроме занятий физической культурой и спортом, детям и подросткам нужно прививать желание заботиться о младших воспитанниках, а также помогать старшим по возрасту людям.
Физическая культура и спорт – составная часть культуры, область социальной деятельности. В нашем учреждении создана образовательная система, включающая три основных направления:
- образовательная деятельность в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами;
- спортивно-массовая деятельность, включающая участие детей и подростков в соревнованиях различного уровня;
- воспитательно-досуговая деятельность, включающая воспитательную работу с детьми и молодёжью и организацию их свободного времени.
Исходя из направлений и накопленного опыта педагогической и тренерской работы, мы знаем, что нашим детям интересно не только участие в спортивных соревнованиях, но и участие в мероприятиях социально – значимой направленности.Система воспитательно-досуговой работы в нашем учреждении включает взаимодействие с различными общественнымиорганизациями Заводского района г. Новокузнецка.Территориальная близость нашей спортивнойшколы и комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН) Заводского района г. Новокузнецка подсказала нам возможность реализации творческого потенциала наших воспитанников и педагогов в социально – значимой деятельности.На протяжении нескольких лет, по инициативе наших юных спортсменов, на основе добровольчества,организована шефская работа над пожилыми людьми, отдыхающими в КЦСОН-е.Шефская работа заключается в организации и проведении праздничных программ, выставок детского творчества, мастер-классов по оздоровительной гимнастике, что приносит душевную и физическуюрадость подшефным.Дети с огромным удовольствием участвуют в этом процессе, реализуя не только свои спортивные и творческие навыки, но и душевные потребности.Несколько лет подряд, в рамках общероссийской акции «Весенняя неделя добра», в КЦСОН-е проводится праздничная программа «Да здравствует МАЙ!», которая сочетает показательные выступления спортивныхгрупп, музыкально-литературные композиции, вручение сувениров, сделанных детскими руками.Наш опыт проведения таких мероприятий, значимых для пожилых людей, помог организовать районный праздник «Чтобы сердце и душа были молоды», который, мы надеемся, станет традиционным в Заводском районе. Это мероприятие организовано силами педагогов и детского коллектива школы, с привлечением Совета ветеранов Запсиба, администрации Заводского района, городской общественной организации «Скандинавская ходьба» и православной церкви района.Данное мероприятие способствует удовлетворению социальных и культурных потребностей граждан пожилого возраста, повышению их социальногостатуса.В рамках регионального конкурса социальныхинициатив «Марафон добрых дел»,творческий коллектив, созданный из педагогов и волонтерского отряда юных спортсменов, организовал высадку деревьев и кустарников,любезно предоставленных фирмой «Зеленстрой» на безвозмездной основе, на территорииспортивной школы, названной «Аллея спорта». Целью этого мероприятия было не только благоустройство территории к 40-летию учреждения, но и формирование у детей и родителей чувства любви и благодарности к своей школе. В будущем, мы надеемся, что эта аллея, заложенная спортсменами первого года обучения и выпускниками, станет символом преемственности поколений наших спортсменов.Организация и проведение вышеназванных мероприятий по собственной инициативе, позволило нам стать серебрянымипризёрами регионального конкурса социальныхинициатив.Социально -значимые мероприятия способствуют сплочению детского, родительского и педагогического коллективов, и, в конечном счёте – созданию единого воспитательного пространства школы.Всё это поможет детям успешно адаптироваться в обществе, а также активизирует у них потребность в различных формах гражданского участия на добровольной основе в социально – значимой деятельности. Дети получают моральное удовлетворение от своих добрых дел, испытывают уважение к старшему поколению и самому себе, развиваются духовно и нравственно, получают навыки добровольческой деятельности.
В будущем, мы планируем использовать спортивный и творческий потенциал тренеров и спортсменов в организации добровольческих мероприятий по пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ), это: организация и проведение районных физкультурно -спортивных мероприятий, показательных выступлений спортивных групп,организация оздоровительных мероприятий для пожилых людей, пропаганда ЗОЖ с помощью в творческихработ учащихся, родителей и тренеров.Мы хотим, чтобы не только спортивная школа стала территорией здоровья, но и все жители Заводского района понимали актуальность и необходимость ЗОЖ.
Литература
1. Мудрик, А. Социализация и воспитание / А. Мудрик. – М.: Сентябрь, 1997 – 96 с.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».