Донских Людмила Ивановна – Педагог – психолог МБДОУ детский сад «Малинка» с. Кытманово Алтайский край, Кытмановский район, с. Кытманово
Дата поступления работы: 16.12.2024г.
Рекомендации родителям по развитию волевых качеств у детей дошкольного возраста.
- Личный пример родителей в преодолении трудностей и достижении цели.
- Если вы хотите закалять волю у ребёнка, следите за тем, чтобы не было стрессов, ребёнок высыпался и был в хорошей физической форме.
- Научите ребёнка мыслительным упражнениям. Этот подход известен под названием майндфулнесс, или «управление вниманием».
- Использовать ментальные установки, установка на данность, установка на рост.
- Постепенно переходить от постоянного контроля за деятельностью ребёнка к нерегулярному, побуждая его к самоконтролю. Важно учитывать возростные особенности ребёнка.
- Воспитывать сознательную дисциплину. Сознательная дисциплина выражается в осознанном выполнении ребёнком общественных норм поведения.
- Организовать деятельность ребенка. Воля ребенка развивается в различных видах деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. В процессе этих видов деятельности ребёнок учится осознавать цель, планировать свои действия, запоминать их последовательность (например, уборка комнаты, уход за цветами и т. д.), преодолевать трудности.
- В деятельности ребенка, учить доводить начатое дело до конца. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно, или чему может научиться сам.
- Научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий.
- Предоставление инициативы в общественно полезных делах. Учить брать ответственность на себя.
- Использование методов убеждения, поощрения, такта, доверия.
- Укреплять у детей веру в свои силы.
- Важно приучать ребенка строго выполнять принятое решение, данное обещание.
- Поддерживайте чувство радости от достигнутого результата.
- Одобряйте ребенка, внушая ему, уверенность в том, что он сумеет выполнить трудное задание «Я верю в тебя», « У тебя все получится».
- Помочь ребёнку понять, что можно испытывать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т.е. повысить в его глазах ценность совершённого волевого действия.
- Соблюдать режим дня. Точное выполнение режима приучает ребенка к порядку, организованности, дисциплине.
- Выполнение обязанностей по дому. Вместе с ребёнком обсудить. Что он может выполнить.
- Чтение художественной литературы, просмотр художественных фильмов о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм.
- Играть с ребёнком в разные игры. Фольклорные, лото, классики, вышибалы, танцы, шашки, шахматы, эстафеты формируют у ребёнка осознание необходимости знания и соблюдения правил игры.
- Развивать волю у ребенка в занятиях разными видами спорта. Например, езда на велосипеде, катание на коньках, лыжах, плавание, гимнастика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богословский, В.В. Воля и волевые свойства личности. [Текст] / Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов. Изд. З – М.: Просвещение,1981. – 380 с.
2. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. [Текст] / О. Ф. Борисов – 2008. – №1 – С. 124-132.
3. Боязитова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук / Боязитова И.В. – М., 2012. – 21 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Выготский Л.С. изд-во «Просвещение», – М., 2005. – 1136 с.
5. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин – СПб: Издательство “Питер”, 2000. – С.11-34.
6. Иванников, В.В. Психологические механизмы волевой регуляции. [Текст] / В. В. Иванников – СПб.: «Питер», 2006. – 180 с.
7. Коломинский, Я. Л. Развитие волевой сферы ребенка. [Текст] – / Я. Л. Коломинский СПб., 2004. – 280 с.
8. Крутецкий, В. А. Психология. Учебник для педучилищ. [Текст] / В. А. Крутецкий – М., 1980. – 352 с.
9. Маклаков, А. Г. Общая психология. [Текст] / А. Г. Маклаков – СПб.: 2008. – 583 с.
10. Мельникова, Л. В. О значении развития воли у ребенка: (по И.А. Сикорскому [1842-1919 гг.]). / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун. // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. – Ярославль; Тверь; Красногорск, 2001. – Т. 3. – С. 352-357.
11. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. [Текст] / В.С. Мухина – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
12. Селиванов, В. И. Психология волевой активности [Текст] / Рязан. Гос. Пед. Инст. Рязань, 2012. – 177 с.
13. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. [Текст] / Е.О. Смирнова – Журн. Вопр. психол. № 3, 1990, С. 49-
14. Толстых, Н.Н. Психология воспитания воли у младших школьников [Текст] // Н.Н. Толстых, Вопросы психологии, 2010, № 4. С. 17-
15. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. [Текст] / Л.М. Фридман, Издание: Ком Книга. 1988. – 106 с
16. Чумаков, М.В. Диагностика волевых особенностей личности. [Текст] / М.В. Чумаков – Вопросы психологии. – 2006. – №1. – С. 169-178.
17. Чхартишвили, Ш.Н. К вопросу о воле первоклассника [Текст] // Ш.Н. Чхартишвили, Вопр.психолгоии. 2014. – 87 с.
18. Шапкин, С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов [Текст] / Шапкин, С.А учеб. пос. для студ. вузов по спец. «Психология».- М.: Смысл: ИП РАН, 2012 Библиогр.: С. 105-108.
19. Шевцов, А.А. Регуляторный опыт и волевое поведение. [Текст] / А.А. Шевцов Психология и школа. – 2006. – №4. – С. 118-124.
20. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие. [Текст] / Д.Б. Эльконин– 4-е издание. – Москва: Академия, 2007. – 384 с.
21. Быков, А.В., Шульга, Т.Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе [Текст] / А.В. Быков, Т.Н. Шульга – М., 2009. – 217 с.
22. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека [Текст] / В.И., Слободчиков, Е.И. Исаев, М. , 2013 – 126 с.