Стребкова Галина Ивановна – Учитель начальных классов МБОУ «Петропавловская СОШ имени Героя Советского Союза Д. А. Жукова» Алтайский край, Петропавловский район, с. Петропавловское
Дата поступления работы: 30.04.2024г.
Мастер – класс «Физкультминутки на уроках»
Разработала и провела: Стребкова Галина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ « Петропавловская СОШ имени Героя Советского Союза Д. А. Жукова»
Возраст участников: 7-8 лет, ученики 1б класса.
Цель: Повышение профессиональной компетентности по использованию пальчиковой гимнастики для речевого развития детей.
Задачи: Показать детям и донести до родителей, как развивать мелкую моторику пальцев, узнать игры и упражнения с различными предметами.
Оборудование: пластилин, счетные палочки, лоток с игровым песком, солнечные лучики из бумаги, 3 цветочка, пробки от пластиковых бутылок, носовые платочки, конверты с названием сказок, аудио запись «Барбарики».
Актуальность
Что же интересует ребенка в современном мире? Мультики, компьютеры, страшилки – это «да!», а рисование, лепка из пластилина, вырезание – это, банальное «нет!». А самое главное, дети не умеют общаться. А их общение сводится к тому, чтобы обсудить компьютерный трек, или в тишине просмотреть новую страшилку. Я вспоминаю свое далекое детство. У нас были самые обыкновенные ботинки, которые передавались от старших братьев и сестер к младшим, мы бегали по лужам после дождя, прыгали через скакалку, толпами передвигались по деревенским улицам, мы- умели общаться. Нам есть, что вспомнить!
Современные дети, они другие. У них друзья живут в компьютерных играх. Так как же будет развиваться речь современного ребенка? Практически, ни- как. У детей современного мира возникают проблемы в речи, делают фонематические ошибки, они не могут различать звуки в чужой речи и своей. У них минимальный кругозор разговорной речи. Детям не хватает катастрофически живого общения между собой, с родителями, со сверстниками.
На родительских собраниях я советую родителям больше разговаривать с детьми. Если вы идете с работы с ребенком, то спросите, что они видят, слышат вокруг.
Развитие речи – это очень сложный процесс в жизни современного ребенка. Обучающие игры помогают развивать речь, память, мышление. В век компьютерных возможностей ничто и никогда не заменит человеческого общения, звучание русского родного языка. У своих первоклассников я заметила, что не развита речь, низкий словарный запас, не могут произносить звуки. Так в чем же причина? Я изучила несколько статей педагогов, психологов, врачей и пришла к выводу, что на это влияет несколько причин: самая важная причина, так я считаю, это нехватка общения. Затем – неврологические, наследственные, врожденные.
Меня заинтересовала тема: какими же методами можно развить речь ребенка. Изучив несколько статей, я пришла к интересной мысли: развитие речи посредством использования различных пальчиковых игр.
В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев». Вместе с первоклассниками я провела интересный мастер- класс.
Ход мастер-класса.
Цель: Повышение профессиональной компетентности по использованию пальчиковой гимнастики для речевого развития детей.
Задачи: Показать детям и донести до родителей, как развивать мелкую моторику, узнать игры и упражнения с различными предметами.
Добрый день! Я приглашаю всех детей выйти к доске и встать в круг. Возьмитесь, пожалуйста, за руки. Поднимите руки вверх. Давайте поприветствуем солнышко (разомкнуть ручки, сделать волнообразные движения пальчиками (учитель показывает, дети повторяют). Давайте помашем ручками и поздороваемся с облаками, с ветром, с деревьями, с ягодками (присесть). У меня в руках лучики от солнышка (3 цвета). Возьмите, пожалуйста, один лучик и пройдите к тому столу, где такого же цвета цветочек. (Деление детей на группы.Получается 3 рабочих группы.)
1 задание «Волшебный дождь»
Поднимите, пожалуйста, одну руку, затем вторую. Указательный пальчик положите на середину ладони. Закройте глаза, представьте себе такую картину: вы идете по земляничной полянке. Вокруг много красивой спелой земляники, поют птички, летают бабочки. Но вдруг солнышко спряталось за тучку, и посыпались мелкие капельки дождя. Давайте постучим пальчиком по центру ладошки легкими движениями тук- тук на одной руке. Так же повторить на другой руке. Тучка стала расти и дождик сильней закапал. (Движения пальчиком усилить, поменять местами руки.) А сейчас небо стало серым и пошел ливень. (Похлопать в ладоши, имитируя звук ливня). Но вдруг на небе появилось солнышко, ливень закончился. И мы увидели красивые радужные ворота. (Развести руки, показать радугу). А сейчас давайте подарим улыбку друг другу и солнышку.
2 задание «Друзья»
Покажите, пожалуйста, большой пальчик на одной и на другой руке. У этих пальчиков есть друзья. Они дружат со всеми пальчиками. Нужно соединить по очереди все пальчики с одним другом. (Повторить несколько раз). Все друзья подружились, теперь нужно потрясти ручками. Это упражнение направлено психическое спокойствие, снимает утомление в мозговых центрах.
3 задание «Игры с предметами»
У вас на столах есть счетные палочки . Вам нужно составить слова. Каждой группе свое слово. Каждый должен составить из палочек одну букву из слова. Кто и какую букву будет составлять, определяет спикер команды.
1 группа – слово «зебра»
2 группа – слово «кошка»
3 группа – слово «белка»
Чья команда составит слово, берутся за руки, поднимают руки вверх. Это значит, что команда готова.
Достаньте носовые платочки. Представьте, что ваша ладонь – это пасть крокодила. Платочек – это добыча. Вам нужно одной рукой «заглотить» добычу так, чтобы из ладошки не торчали края платочка. А теперь попробуйте сделать то же самое другой рукой. Возьмите платочек за 2 кончика пальчиками, попробуйте прошагать по парте вместе с платочком.
«Лыжные гонки». Нужно взять 4 пробки от пластиковых бутылок. Нужно вставить в пробки свои пальчики. Нужно пробежать дистанцию одной рукой. Затем попробовать двумя руками одновременно. Это упражнение активизирует работу мозга и соседние зоны, отвечающие за развитие речи.
4 задание «Поехали!»
Руки расположены на коленях. Когда учитель говорить слово « поехали» – дети стучат по коленям. Когда учитель говорит «лоб» ( подбородок, глаза, щеки, рука, ухо и т. д.) дети показывают это место, а учитель на себе может показать другой предмет. Например, «ухо», а показывает на «лоб». Дети должны внимательно слушать. Это упражнение развивает внимание, сосредоточенность.
5 задание «Волшебный песок»
В лотке с игровым песком нужно выполнить следующие задания.
- Опустить руки в лоток, написать пальчиками различные цифры и буквы. Например, 5, 1, 0, 2, 3, а, н, щ, к, о.
- На дне лотка лежат различные предметы. (пробки, фигурки животных, буквы, цифры, палочки и т. д). По команде учителя нужно с закрытыми глазами найти в песке предмет, который назвали. Например, жираф. Ребенок показывает всем, что достал из песка. Если верно, то группа хлопает в ладоши, если нет, то топает ногами. Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, активизирует межполушарное взаимодействие.
6 задание «Путешествие по сказкам»
У вас на столе лежат конверты с названием сказок. У каждой группы свое название. («Колобок», «Репка», «Теремок»). Вам нужно при помощи рук и пальчиков продемонстрировать эту сказку. Это упражнение развивает логику, мышление, речь, актерское мастерство, повышают эластичность мышц.
7 задание «Пластилиновая страна»
У вас лежит на столе пластилин. Вам нужно пластилин размять и слепить 3 веревочки по 15 сантиметров. Из всех веревочек нужно сделать волшебный коврик. Переплетая каждую полоску горизонтально и вертикально. Получился пластилиновый коврик. У каждой группы разный. (Демонстрируют изделия).
Из картона вырезаны буквы М, О, Л, О, Д, Ц, Ы,!. Каждой группе раздаются разные буквы. Нужно эти буквы украсить фигурками из пластилина. Когда дети украсят, то нужно эти прилепить буквы на доску, чтобы получилось слово «Молодцы!» и украсить доску тремя цветочками, которые были на столах.
Дети становятся в круг и под песню «Барбарики» выполняют танцевальные движения. Движения показывает учитель.
В заключении мастер – класса дети громко аплодируют себе за активную работу на мероприятии.
Таким образом, если использовать нетрадиционные техники развития мелкой моторики рук в своей педагогической практике, то это огромная возможность думать, пробовать что-то новое, искать и экспериментировать. А самое главное, развиваться самой вместе с детьми.