Методическая разработка классного часа «Мой Алтайский край»

Стребкова Галина Ивановна – Учитель начальных классов МБОУ «Петропавловская СОШ имени Героя Советского Союза Д.А. Жукова» Алтайский край, Петропавловский район, с. Петропавловское
Дата поступления работы на конкурс: 22.04.2024г.

Занятие по функциональной грамотности: «Мой Алтайский край» 2 класс.

 Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе.развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы, родного края, воспитывать патриотическое качество по отношению к Родине, месту, где родился и вырос; учить наблюдать,    сравнивать, анализировать; обучать правильному поведению и деятельности в природе.

Задачи: 
1. Расширить кругозор детей, их знаний по окружающему миру;  
2. Развитие памяти, внимания, речи.
3. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, воспитывать умения работать в группах, прививать любовь к родным местам.

Тип занятия: дидактическая игра.
Формы: фронтальная, в группе.
Методы: словесные,  наглядные, практические.
Технологии: 

  • игровая
  • здоровьесберегающая
  • проблемная ситуация.

Оборудование: компьютер, звуковые файлы, листы с заданием, листья – картинки деревьев, карточки со словами, еловые шишки, корзинки.

Ход занятия.

1. Вступление.

Учитель: Добрый день! Мои дорогие друзья! 

Скажите мне, пожалуйста, где мы с вами живем? Мы с вами живем на прекрасной планете и называется она – Земля. У меня на столе мяч, он  круглый и разноцветный, как наша Земля.  А этот предмет называется глобус.  На нем мы можем увидеть разные краски: коричневые, зеленые, голубые. Это значит, что на нашей планете Земля есть реки, моря океаны и горы.  У каждого живого существа есть свое неповторимое место, есть свой дом. А мы с вами живем  в красивейшем, богатом, великолепном, завораживающим своей красотой, Алтайском крае.

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. А куда – вы догадаетесь сами. Вместе с нами будет путешествовать Следопыт Степан. -Какими качествами должен обладать следопыт ( патриот)? (У него должен быть острый глаз, должен уметь найти правильное решение в различных ситуациях, защитить своих друзей, помочь старикам, не обижать животных и т. д.). Рядом со Степаном на доске плакат.

Перед вами дом. Зеленый дом Алтайского края. Дом открыт со всех сторон, можно увидеть все части света. Крыша состоит  из резных веток. Если вы войдете в этот прекрасный зеленый дом, то вас встретят необыкновенные чудеса. Если отгадали, что это за дом, то можно посмотреть отгадку на слайде. Это лес. Алтайский лес. Красивейший лес.

Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие в  алтайский лес. Давайте поможем  Следопыту Степану собраться вместе с нами в поход. Что же нам нужно с собой взять? (палатку, компас, рюкзак с продуктами, фонарик и т. д).

Почему нам нужно с собой взять бутылочку с питьевой водой? (из лесных водоемов вода может быть опасной, так как в ней могут быть микробы. Можно пить только кипяченую воду.)

А что должны с собой взять взрослые? (спички). Почему детям нельзя брать спички? А для чего они нужны в лесу? (разжечь костер, чтобы сварить еду).

– А как называется лесная дорожка? (тропинка).

Когда мы идем по тропинке, Что мы можем наблюдать и слышать? (голоса птиц, растения, любоваться природой, слушать голос леса). (Включить аудиозапись «звуки леса»).

А лес умеет разговаривать? Как? (голос ветра, птичьи трели, звон ручейков и речушек).

А лес может сердиться? Да, потому, что мы в лесу только гости. А в гостях нужно вести себя культурно.

Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте с вами составим свод лесных законов. А поможет нам Степан. Все законы запишем на ватмане.

   Свод законов:

  1. Не ломать ветки.
  2. Не включать громко музыку, так как в лесу своя музыка.
  3. Не разбрасывать мусор. Его нужно собрать и унести.
  4. Не пинать и не рвать растения. Ими только можно любоваться.

Отправляемся в путешествие! Все готовы?

Будьте внимательны! Будем идти по лесной тропинке и любоваться природой, наблюдать, узнавать что-то новое, делиться впечатлениями.  Тогда в путь! 

2. Основная часть.

Путешествовать будем по трем группам.
– Если ваша команда будет готова, то возьмитесь за руки и поднимите руки вверх.
– Определите, пожалуйста, в вашей команде, кто будет капитан. Это мой будет помощник Степану и ваш верный  и надежный друг.

1 задание. «Алтайские деревья»
Когда мы с вами шли по алтайским тропинкам, то видели разные деревья.
Я вам буду показывать картинки, а вы мне будите говорить название дерева. За правильный ответ- вам еловую шишку в вашу корзинку.. Чья группа больше соберет еловых шишек, та и будет победителем

1 группа (береза, ива, кедр, клен)
2 группа (тополь, лиственница, липа, дуб)
3 группа (черемуха, сосна, осина, калина).

2 задание. «Отгадай загадку»
Нужно выбрать картинку – отгадку.

1. Что же за девица?
Не швея, а мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (ель)

2. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос (береза)

3. Как это скучно —
Сто лет без движенья
В воду глядеть на своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Тихая, грустная… (ива)

4. Есть сережки,
Да не девчонка;
Есть и шишки,
Да не сосенка;
А живет в низинке,
Около лозинки (ольха)

3 задание. «Птичья математика»
Около ручейка мы оставили крошки хлеба и семечки. Вдруг, откуда не возьмись, прилетела стайка коричневатых птичек. За одну секунду они все склевали. В этой стайке было 12 птичек. Скажите, пожалуйста, как называются эти нахальные птички? Показывают картинку «воробей». Через 2 часа на это же место прилетели 4 сизокрылые птички. Они подобрали все крошки хлеба. Назовите этих сизокрылых птичек? Показывают картинку «голубя».

Вдруг мы услышали стук на дереве. Насыпали около ручья немного семян. И эта птичка с хохолком на голове, которая стучала по дереву, спустилась вниз к ручью.  Но семена клевать не стала. Кто эта птичка? Показывают картинку «Дятел».

Вопрос всем группам.
Сколько птичек прилетало к ручью?  Ответ: 17.
За правильные ответы: еловые шишки в корзинку.

4 задание. «Зашифрованные звери»
У вас в конвертах зашифрованные слова. Нужно отгадать названия животных, которые живут в алтайском крае.

1 группа (косуля, кабан, волк)
2 группа (рысь, лиса, заяц)
3 группа (лось, белка, медведь)

Секрет в том, что слова записаны в зеркальном отражении.
Кто отгадает, тот и получает еловые шишки в свою корзинку.

5 задание  «Волшебные краски».
В алтайском лесу вдруг пошел необычный дождь. И все краски с деревьев, кустарников и животных куда-то исчезли.  Вам нужно достать из конверта волшебную картинку и оживить ее красками.

1 группе найти: оленя, лося, тетерева, раскрасить лес.
2 группе найти: лиса, мышь, птицы, раскрасить лес.
3 группе: волк, птицы, белка, раскрасить лес.

Задание 6. «Наш лес-это наш дом. А мы в нем только гости!»
Творческое задание. Перед вами лист бумаги и фломастеры. Каждая группа составляет свой знак для гостей леса. (Что можно, что нельзя, правила поведения в лесу и т.д.) за лучший плакат еловые шишки в корзинку.

Задание 7. «Моя малая Родина»
Мы с вами живем в Петропавловском районе Алтайского края. Сейчас мы будем гадать на ромашке (на доске ромашка, на каждом лепестке -вопросы о нашей местности и алтайском крае.)

Вопросы на ромашке.

  1. Сколько населенных пунктов в Петропавловском районе? (9)
  2.  Какие реки протекают по территории Петропавловского района? (Ануй, Кудриха, Обь, Камышенка).
  3.  Какие животные обитают на этой территории?
  4. Какие растения произрастают в нашем районе?
  5. В какой части Алтайского края находится Петропавловский район?
  6.  Назовите города Алтайского края? (Барнаул, Бийск, Славгород, Камень- на – Оби, Заринск, Белокуриха.)
  7. Какие знаменитые люди родились на Алтае? ( В. М Шукшин, Г. С Титов, В. Золотухин, М. Евдокимов и др.) За правильные ответы – еловые шишки.

Рефлексия

Мы с вами сегодня побывали туристами и путешествовали вместе со Следопытом Степаном  по алтайскому лесу. Мы много наблюдали, рассматривали, изучали, находили ответы на разные вопросы.

Кому наше путешествие показалось интересным? Почему? (высказывания детей)    
– Какое задание больше всего понравилось? 
– Как вы думаете, то, что вы узнали, вам  пригодиться в жизни? Для чего?
– А вы будете равняться на следопыта (патриота) Степана? 

– А теперь давайте посмотрим  в наши корзинки с еловыми шишками. Какая группа набрала больше всего шишек? Вы – победители. А все дети – молодцы!

Сейчас – чаепитие. Наш чай особый. Он заварен из трав, которые растут в алтайских лесах, которые мы с вами собирали.

Всем спасибо за работу!

Вам также может понравиться...
15720