Комарова Ия Михайловна – Социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Северо-Курильска Сахалинской области» г. Северо-Курильск, Сахалинская область
Дата поступления работы: 17.06.2024г.
Рабочая программа учебного курса
«Креатив»
для начального общего образования (1-4 классы)
Срок освоения: 1год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Креатив» разработана в соответствии с требованиями пункта 31.1 ФГОС НОО, положения о рабочих программах обновленных ФГОС МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска».
Общая характеристика учебного курса «Креатив».
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия животного мира;
2) идея целостности животного мира;
3) идея уважения к животному миру.
Многообразие животного мира ярко проявляет себя и в природной сфере. На основе интеграции естественно – научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека.
В основе построения учебного курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми заданий. Благодаря этому у детей формируются общекультурные направления развития личности.
Цели изучения учебного курса «Креатив»:
– Сообщить обучающимся элементарные сведения о живой природе и значении её в жизни человека.
– Показать влияние изменений в природе на жизнь человека;
– Дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы и животного мира;
– Воспитать творческую личность, способную осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства;
– Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Деятельность учителя с учетом программы воспитания:
- привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на занятии информации, активизация познавательной деятельности обучающегося;
- устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующие позитивному восприятию требований и просьб учителя;
- побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально-значимой информации;
- проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка;
- демонстрировать обучающимся примеры ответственного, гражданского поведения,
- проявления человеколюбия и добросердечности;
- воспитывать у обучающихся чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще;
- управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;
- поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
- реализовывать на уроках мотивирующий потенциал юмора, разряжать напряженную обстановку в классе;
- инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации индивидуальных и групповых исследовательских проектов;
2. Содержание учебного курса программы «Креатив»
1-й класс
Введение: правила техники безопасности – 1час.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами
и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
День журавля, тигра, лошади.
Теория: историческая справка о животных и экологических праздниках в честь них – 1 час.
Практика: Виды пластилина, его свойства и применение. Разнообразие техник работ с пластилином. Создание выразительного образа посредствомобъема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.) Сплющивании, разглаживании поверхностей всоздаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Изготовление поделки в стиле пластилинография – 3 часа.
Всемирный день животных, день снежного барса, день собаки.
Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным – 1час.
Практика: Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. Использование круп и семян для изготовления поделок. Знакомство стехникой работы с крупой и семенами растений. Изготовление панно с изображением животного – 3 часа.
Синичкин день, день домашних животных, день лисицы.
Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным – 1 час.
Практика: Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок, коробок. Идеи изделий из пластиковых бутылок и коробок. Изготовление кормушки изпластиковой бутылки или коробки – 3 часа.
День орла, день обезьян, день морской свинки.
Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным – 1 час.
Практика: Знакомство с фетром. Правила работы с фетром. Работа с шаблоном. Изготовление изделия из фетра (брелок, подвеска, панно и т.д.) – 2 часа.
Отчетная выставка работ школьников – 1 ч.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
2-й класс
Введение: правила техники безопасности -1час.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
День бегемота, день совы, день ослика.
Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным – 1 час.
Практика: Знакомство с фетром. Правила работы с фетром. Работа с шаблоном. Изготовление изделия из фетра (брелок, подвеска, панно и т.д.) – 3 часа.
День кенгуру, день морских млекопитающих, день полярного медведя.
Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным – 1 час.
Практика: Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. Использование круп и семян для изготовления поделок. Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений. Изготовление панно с изображением животного – 3 часа.
День верблюда, день панды, день зайца.
Теория: историческая справка о животных и экологических праздниках в честь них – 1 час.
Практика: Виды пластилина, его свойства и применение. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.) Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Изготовление поделки в стиле пластилинография – 3 часа.
День птиц, день волка, день оленевых.
Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным – 1 час.
Практика: Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок, коробок. Идеи изделий из пластиковых бутылок и коробок. Изготовление кормушки изпластиковой бутылки или коробки – 2 часа.
Отчетная выставка работ школьников – 1 ч.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
3-й класс
Введение: правила техники безопасности -1час.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
День журавля, тигра, лошади.
Теория: историческая справка о животных и экологических праздниках в честь них – 1 час.
Практика: Виды пластилина, его свойства и применение. Разнообразие техник работ с пластилином. Создание выразительного образа посредствомобъема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.) Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Изготовление поделки в стиле пластилинография – 3 часа.
Всемирный день животных, день снежного барса, день собаки.
Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным – 1 час.
Практика: Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. Использование круп и семян для изготовления поделок. Знакомство стехникой работы с крупой и семенами растений. Изготовление панно с изображением животного – 3 часа.
Синичкин день, день домашних животных, день лисицы.
Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным – 1 час.
Практика: Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок, коробок. Идеи изделий из пластиковых бутылок и коробок. Изготовление кормушки из пластиковой бутылки или коробки – 3 часа.
День орла, день обезьян, день морской свинки.
Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным – 1 час.
Практика: Знакомство с фетром. Правила работы с фетром. Работа с шаблоном. Изготовление изделия из фетра (брелок, подвеска, панно и т.д.) – 2 часа.
Отчетная выставка работ школьников – 1 ч.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
4-й класс
Введение: правила техники безопасности -1час.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
День бегемота, день совы, день ослика.
Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным – 1 час.
Практика: Знакомство с фетром. Правила работы с фетром. Работа с шаблоном. Изготовление изделия из фетра (брелок, подвеска, панно и т.д.) – 3 часа.
День кенгуру, день морских млекопитающих, день полярного медведя.
Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным – 1 час.
Практика: Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. Использование круп и семян для изготовления поделок. Знакомство стехникой работы с крупой и семенами растений. Изготовление панно сизображением животного – 3 часа.
День верблюда, день панды, день зайца.
Теория: историческая справка о животных и экологических праздниках в честь них – 1 час.
Практика: Виды пластилина, его свойства и применение. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.) Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах.
Изготовление поделки в стиле пластилинография – 3 часа.
День птиц, день волка, день оленевых.
Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным – 1 час.
Практика: Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок, коробок. Идеи изделий из пластиковых бутылок и коробок. Изготовление кормушки из пластиковой бутылки или коробки – 2 часа.
Отчетная выставка работ школьников – 1 ч.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
3. Планируемые результаты освоения учебного КУРСА «КРЕАТИВ»
3.1 Личностные результаты обучающегося
В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
– первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
– осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
– понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
– проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
– проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
– проявление устойчивых волевых качества и способность к само-регуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
– готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
3.2 Метапредметные результаты обучающегося
В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
– формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3.3 Результаты учебного курса
Обучающиеся:
- Расширят знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомятся с интересными фактами о животных;
- Расширят знания и представление о многообразии животного мира;
- Познакомятся с историей возникновения экологических праздников и их значение для жизни человека;
- Познакомятся с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомятся с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Смогут использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомятся с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Смогут создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Смогут оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего дома.
4. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
1 класс
(1 час * 17 недель = 17 часов)
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | ЭОР/ ЦОР |
1. | Введение: правила техники безопасности. Знакомство с основными направлениями работы назанятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. | 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с пластилином. | |||
2. | Теория: историческая справка о животных и экологических праздниках в честь них. День журавля: виды пластилина, его свойства и применение. Разнообразие техник работ с пластилином. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. День тигра: анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.) Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. День лошади: практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Изготовление поделки в стиле пластилинография. | 1 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с крупой и семенами: | |||
3. | Теория: историческая справка о животных и экологических праздниках в честь них. Всемирный день животных: Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. День снежного барса: Использование круп и семян для изготовления поделок. День собаки: Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений. Изготовление панно с изображением животного. | 1 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с бросовым материалом: | |||
4. | Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным. Синичкин день: знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок, коробок. День домашних животных: Идеи изделий из пластиковых бутылок и коробок. День лисицы: изготовление кормушки из пластиковой бутылки или коробки. | 1 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с фетром: | |||
5. | Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным. День орла: знакомство с фетром. День обезьян: правила работы с фетром. Работа с шаблоном. День морской свинки: изготовление изделия из фетра (брелок, подвеска, панно и т.д.) | 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Отчет: | |||
6. | Отчетная выставка работ школьников. | 1 | Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. |
Всего | 17 ч. |
3 класс
(1 час * 17 недель = 17 часов)
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | ЭОР/ ЦОР |
1. | Введение: правила техники безопасности. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. | 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с фетром: | |||
2. | Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным. День бегемота: знакомство с фетром. День совы: правила работы с фетром. Работа с шаблоном. День ослика: изготовление изделия из фетра (брелок, подвеска, панно и т.д.) | 1 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с крупой и семенами: | |||
3. | Теория: историческая справка о животных и экологических праздниках в честь них. День кенгуру: Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. День морских млекопитающих: Использование круп и семян для изготовления поделок. День полярного медведя: Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений. | 1 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с пластилином: | |||
4. | Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным. День верблюда: Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок, коробок. День панды: Идеи изделий из пластиковых бутылок и коробок. День зайца: Изготовление кормушки из пластиковой бутылки или коробки. | 1 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с бросовым материалом: | |||
5. | Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным. День орла: Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок, коробок. Идеи изделий из пластиковых бутылок и коробок. День морской свинки: Изготовление кормушки из пластиковой бутылки или коробки | 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Отчет: | |||
6. | Отчетная выставка работ школьников. | 1 | Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. |
Всего | 17 ч. |
2 класс
(1 час * 17 недель = 17 часов)
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | ЭОР/ ЦОР |
1. | Введение: правила техники безопасности. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности | 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с пластилином. | |||
2. | Теория: историческая справка о животных и экологических праздниках в честь них. День журавля: виды пластилина, его свойства и применение. Разнообразие техник работ с пластилином. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. День тигра: анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.) Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. День лошади: практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Изготовление поделки в стиле пластилинография | 1 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с крупой и семенами: | |||
3. | Теория: историческая справка о животных и экологических праздниках в честь них. Всемирный день животных: Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. День снежного барса: Использование круп и семян для изготовления поделок. День собаки: Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений. Изготовление панно с изображением животного. | 1 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с бросовым материалом: | |||
4. | Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным. Синичкин день: знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок, коробок. День домашних животных: Идеи изделий из пластиковых бутылок и коробок. День лисицы: изготовление кормушки из пластиковой бутылки или коробки. | 1 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с фетром: | |||
5. | Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным. День орла: знакомство с фетром. День обезьян: правила работы с фетром. Работа с шаблоном. День морской свинки: изготовление изделия из фетра (брелок, подвеска, панно и т.д.) | 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Отчет: | |||
6. | Отчетная выставка работ школьников. | 1 | Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. |
Всего | 17 ч. |
4 класс
(1 час * 17 недель = 17 часов)
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | ЭОР/ ЦОР |
1. | Введение: правила техники безопасности. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. | 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с фетром: | |||
2. | Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным. День бегемота: знакомство с фетром. День совы: правила работы с фетром. Работа с шаблоном. День ослика: изготовление изделия из фетра (брелок, подвеска, панно и т.д.) | 1 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с крупой и семенами: | |||
3. | Теория: историческая справка о животных и экологических праздниках в честь них. День кенгуру: Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. День морских млекопитающих: Использование круп и семян для изготовления поделок. День полярного медведя: Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений. | 1 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с пластилином: | |||
4. | Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным. День верблюда: Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок, коробок. День панды: Идеи изделий из пластиковых бутылок и коробок. День зайца: Изготовление кормушки из пластиковой бутылки или коробки. | 1 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Работа с бросовым материалом: | |||
5. | Теория: историческая справка о праздниках, посвященных животным. День орла: Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок, коробок. Идеи изделий из пластиковых бутылок и коробок. День морской свинки: Изготовление кормушки из пластиковой бутылки или коробки. | 1 1 1 | Интернет-ресурсы |
Отчет: | |||
6. | Отчетная выставка работ школьников. | 1 | Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки – ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. |
Всего | 17 ч. |