Брагина Наталья Олеговна – Преподаватель по хору и вокалу МБУДО ДШИ №15 г. Воронеж
Дата поступления работы: 23.07.24г.
Методическая разработка урока по хору на тему: «Формирование навыков двухголосного пения в младшем и среднем хорах».
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи.
- Планируемые результаты.
- Оборудование.
- Музыкальный репертуар.
- План урока.
- Ход урока:
1. организационная часть.
2. вокально-хоровая работа в упражнениях;
3. упражнения на распевание;
4. пение канона;
5. хоровое сольфеджирование;
6. вокально-хоровая работа в произведениях;
7. заключительная часть.
8. Окончание урока.
1. Пояснительная записка.
За последние несколько лет очень актуальной стала проблема обучения детей пению на несколько голосов. Практически каждый второй учащийся не имеет гармонического слуха и не может подстроить голос. Являясь преподавателем вокала,я заставляю детей петь в дуэтах, трио, где на начальном этапе при разучивании песен каждый учит все голоса и далее обязательно меняются ими, тем самым развивают слух и учатся петь вторым, а то третьим голосом. Честно скажу получается далеко не у всех, если это делать постоянно, то есть прогресс. Являясь руководителем хора средних классов ДШИ, я столкнулась с этим напрямую, и в этомуроке я покажу как я обучаю детей, развиваю гармонический слух и навыки ансамблевого пения как в партии, так и во всем коллективе. Информация скорее всего не новая и многие упражнения и методы известны моим коллегам, но одно скажу наверняка: применятьее можно как в работе с хором любого уровня любых учебных заведений, так и при работе с любыми вокально-хоровыми ансамблями.
Важно здесь то, чтобы уроки были постоянными и на результат. Я беру в работу с коллективом немного песен (3-4, максимум 5), но прорабатываю их качественно. Обязательно пение, а капелла и песни разных отечественных и зарубежных композиторов, народные произведения.
Примерный репертуар:
1. обработка А. Косенков «Во кузнице»;
2. Ф. Моцарт «Азбука»;
3. Д. Гершвин «Хлопай в ладоши».
4. Ф. Мендельсон «Воскресное утро»;
5. Ф. Шуберт «К музыке».
2. Цели и задачи урока.
Цель урока: создать условия для формирования навыка двухголосного пения в процессе вокально-интонационной работы.
Задачи:
Образовательные:
а) отработать и закрепить отдельные приемы развития навыка двухголосного пения;
б) активизировать слуховое внимание;
Развивающие:
а) развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, музыкальности артистизма;
б) развитие внимания познавательной активности детей;
Воспитательные:
а) воспитание чувства ответственности за общее дело;
б) формирование умения работать в коллективе и воспитывать навыки культуры ансамблевого пения;
в) способствовать выработки внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, способности к самовыражению.
3. Планируемые результаты урока.
Предметные:
а) закрепить навыки вокально-интонационной работы в двухголосном пении;
б) показать их применение в исполнении хоровых произведений.
Познавательные:
а) проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении упражнений и заданий;
б) анализировать, сравнивать, различать высоту и направленность вокальной интонации.
Коммуникативные:
а) испытывать ответственность за выполнение задания;
б) испытывать чувство коллективизма.
Личностные:
а) стараться выполнять задания качественно;
б) быть активными, внимательными и собранными в выполнении заданий.
С помощью различных приемов вокально-интонационной работы можно добиться высоких результатов в хоровой образовательной деятельности.
4. Оборудование.
Музыкальный инструмент (рояль, пианино, возможно электронное, портативное), кабинет (зал) со стульями для детей, ноты для концертмейстера, полная партитура для педагога, партии для учащихся.
5. Музыкальный репертуар.
В данном уроке из всего вышеперечисленного репертуара, более подробно я остановлюсь на произведении Ф. Шуберта «К музыке» ирасскажу, как будем формировать и развивать навыки двухголосного пения.
6. План урока.
1. Организационная часть 5 мин.
2. Вокально – хоровая работа в упражнениях на распевание 7 мин.
3. Хоровое сольфеджио 7 мин.
4. Пение канона 6 мин.
5. Вокально – хоровая работа над двухголосием в песенном репертуаре 15 мин.
6. Заключительная часть 5 мин.
7. Ход урока:
1. Организационная часть.
Приветствие учащихся и настраивание на рабочий лад.
Цель: сконцентрировать внимание детей, создать атмосферу подъема, настроить певческий голосовой аппарат к пению. Исполнять задания будем как сидя, так и стоя, для этого вспомним вместе с учащимися правила пения в хоре:
а) внимательно слушать и стараться точно спеть первый звук песни;
б) во время пения стой или сиди прямо;
в) бери дыхание спокойно, не поднимая плеч;
г) гласные нужно тянуть, а согласные произносить коротко и четко;
д) слушать себя и следить за красотой звука;
е) слушать как поют другие участники и не выделяться;
ж) следить за рукой педагога и внимательно выполнять все его указания;
з) думать, о чем поется в песне и стараться выразительно исполнять ее.
2. Вокально – хоровая работа в упражнениях на распевание.
Целью распевания является выработка вокально-хоровых навыков: дыхание, звукообразование, дикция, настройка голосового аппарата к пению и приведение его в рабочее состояние.
Задачи, которые я ставлю – выравнивание ансамблевого строя, чистота интонирования при пении различными штрихам; выработка звукообразования и звуковедения.
3. Упражнения на распевание.

Начнем нашу работу супражнения на выработкуширокого дыхания, на большую фразу высокого позиционного звучания (1), далее будут упражнения на различные задачи: для выработки округлого звука с чередованием согласных букв(2), на legatoдля правильного голосоведения (3), на staccatoс чередованием слогов (4), пение разложенных интервалов для чистоты интонации, сначала все вместе, потом по голосам вверх-вниз (5а, б) и упражнение на 2 голоса, где первый голос опевает звуки, а второй выделяет устойчивые и неустойчивые (5в), можно менять голоса местами. Конечно, это далеко не все упражнения, которые я использую в работе, но основные, которые мы поем с учащимися на каждом уроке, я выписала для вас.
4. Пение канона.
Целью является развитие вокально-интонационного слуха. Главной задачей является натренировать вокальный и внутренний слух через певческую деятельность; выработать умение слышать свой голос в общем звучании; воспитание навыка пения простейшего двухголосия; концентрация внимания. Прежде чем мы начнем петь канон, сначала мы попоем гамму до мажор с названием нот, верх вниз и разными штрихами. Потом будем петь гамму по цепочке, передавая звук, как эстафетную палочку следующему певцу. Каждому достанется спеть по одной ноте.

5. Хоровое сольфеджирование.
Цель: отработать и закрепить навык точного выразительного интонирования диатонических ступеней лада. Основной задачей является выработка чувства ладовой принадлежности; формирование внутреннего слуха; формирование умения пения по нотам и самоконтроль. Сольфеджировать будем по партиям произведения Ф. Шуберта «К музыке». Петь нужно в разных темпах, начиная с медленного, с каждым разом увеличивая его; поем сначала с названием нот, потом можно на любой слог и на любые гласные как вокализ, всеми вместе, по партиям отдельно и еще хорошей практикой для учащихся будет петь по двое из разных партий, и так на каждом уроке.

6. Вокально – хоровая работа в произведениях.
Продолжаем работать над произведением Ф. Шуберт «К музыке».
Цель: выработать навык двухголосного пения.
Задачи: развить внимание детей, чтобы они умели слышать свою партию, понимать содержание исполняемого произведения; уравновесить голоса по динамике звука; выработать четкую дикцию; бесшумное и беспрерывное дыхание в каждой партии как внутри фразы, так и между ними; вызвать эмоциональную отзывчивость на произведение. Это произведение позволяет развить навыки двухголосного пения, так как в нем есть как пение унисоном, так и расхождение по голосам с выстраиванием интервалов. Полезным будет проработать с каждым голосом отдельно в разных вариантах: попеть сольфеджио, вокализом, про себя, а затем соединять в медленном темпе, слушая чистоту интервалов, заставляя детей прислушиваться к друг другу. В произведении применяются различные типы голосоведения и ритмическое разнообразие в партиях. При исполнении данного произведения требуется чистота интонирования, хорошая фразеровка, беспрерывное дыхание, четкая дикция и артикуляция.В произведении всего два куплета и каждый мы прорабатываем по схеме: сначала сольфеджирование, затем пение по голосам, пение в разных темпах, что позволяет шустрее соображать и концентрироваться на правильности исполнения, затем добавляем текс и работаем с ним. Обязательно разбираем все произведение целиком, чтобы в конце урока соединить все воедино.
7. Заключительная часть.
В заключении урока важно исполнить хоровое произведение в концертном исполнении. Я обычно вызываю учащихся на сцену, где мы строимся по голосам и поем все произведение от начала до конца. Исполнение хорового произведения в концертном варианте является не только формой проверки достижения поставленных задач, но и средством стимулирования детей для дальнейшей работы.
8. Окончание урока.
В конце урока я всегда благодарю участников (детей и концертмейстера) за проделанную работу в классе, даю задание над чем поработать самостоятельно дома, а также отмечаю детей, которые особенно старались и выставляю оценки. Благодарю за внимание и очень надеюсь, что мои методы пригодятся педагогам в работе над двухголосием в различных произведениях.