МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ А. А. РЫЛОВА «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»

Новикова Вера Михайловна – Учитель начальных классов МОУ СОШ №22 г. Орехово – Зуево, Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 10.11.2019г.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 3 КЛАСС ШКОЛА РОССИИ

СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ А. А. РЫЛОВА

«В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»

(3 класс УМК «Школа России»)

Цель урока: развитие умений воспринимать произведение изобразительного искусства.

Задачи:

  • подготовить учащихся к восприятию и описанию картины, пониманию идейного замысла полотна художника;
  • научить самостоятельно отбирать и систематизировать соответствующий материал для написания сочинения;
  • научить передавать свои впечатления об увиденном.

Тип урока: урок развития речи.

Образовательные ресурсы: репродукция картины А. А. Рылова «В голубом просторе»

Ход урока

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.

2. Вступительное слово учителя.

– Кто из вас был на море?

– Вспомните, какие у вас были впечатления, когда вы увидели первый раз море. Обрадовались ли вы?

– Как называются картины, на которых изображено море? (пейзаж)

– Художник, который пишет пейзажные картины, называется… (пейзажист)

3. Постановка учебной задачи

– Что значит «понять картину»? Что вы должны понять прежде всего? (Чувства и мысли автора, художника.)

– Чем мы будем заниматься сегодня? Какую цель попытаемся достичь на уроке?

4.Усвоение новых знаний и способов действий

– Ребята, посмотрите на репродукцию картины Аркадия Александровича Рылова «В голубом просторе». Видели ли вы её раньше? Эту картину написал Аркадий Александрович Рылов – русский советский живописец-пейзажист, в 1918 году (т.е более 100 лет назад). А сам Аркадий Александрович родился в 1870. С раннего детства Аркадий Александрович увлекался рисованием, и любовь к живописи не покидала его на протяжении всей жизни. Сейчас эта картина находится в Москве в Третьяковской галерее.

– Обратите внимание на название картины. Объясните его значение. («В голубом просторе». Простор – свободное пространство, бесконечная, безбрежная даль. А словом «голубой» автор подчеркивает чистоту, свежесть.)

Беседа по картине с одновременным анализом ответов учащихся.

– Посмотрите на репродукцию картины и ответьте на вопросы.

– Где происходит действие картины?

– Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)? (Небо, море, остров, корабль, лебеди.)

– Как изображен корабль? (Корабль повернут носом к нам.)

– Куда он движется?

– Как изображены лебеди? (Лебеди занимают всё пространство неба.)

– Куда они летят?

– Что еще мы видим, кроме предметов? (Мы видим ветер – паруса натянуты, море волнуется. Мы видим солнечные лучи – они освещают лебедей, даже свет от солнца есть на их крыльях, игра света и тени.)

 Какие цвета видим на картине? (Автор подчеркивает в названии именно голубизну. Все цвета светлые, прозрачные.)

– Какое настроение передает вам этот пейзаж?

Работа с учебником (упр. 177)

– Познакомьтесь с вопросами, представленными в упражнении. Какие вопросы мы еще не рассмотрели? Найдите их и попробуйте ответить.

– Чтобы написать картину, нам нужно собрать рабочий материал, который поможет нам в написании сочинения по репродукции картины. Для этого на столах у вас лежат карточки, в ходе нашего урока мы их заполним. При заполнении столбика, будьте внимательными при написании некоторых слов.

Что изображеноРабочие материалы
ЛебедиСемь красивых лебедей, белые, летят к солнцу
Облака, небоКрасочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт.
МореГолубое море, вода в нем переливается под яркими лучами солнца.
СкалыВысокие коричневые скалы, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом.
КорабльМчится по морю, развивая белоснежные паруса.
ВоздухЧистый, свежий.
НастроениеРадостное, восторженное.

5. Физкультминутка.

6. Самостоятельная работа (Работа с деформированным текстом)

Отбор материалов для сочинения.

1) Слова и словосочетания со значением места:

– Слева от… виднеется…; прямо перед нами изображены…; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает…;

– вдалеке открывается…

2) Образно-выразительная лексика:

– Бескрайнее … небо, величавая …тишина, прозрачный … воздух; кучевые … облака, линия … горизонта, прозрачная … синева, яркие золотые цвета, бегущие … облака, безграничный … простор.

Сегодня мы с вами превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями. Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.

– Как начать сочинение по картине? (кто автор и название картины), о природе в картине). Как мы назовем эту часть? (художник и картина) А отнесем к чему? (вступление)

– О чем скажем в основной части? (опишем картину) Что изображено на переднем и заднем планах? Как назовем этот пункт плана?

– Чем закончить сочинение? О чем сказать в заключительной части? (О настроении, о чувствах, которые вызывает картина). Как назовем эту часть?

7. Составление плана сочинения.

ПЛАН.

1. Художник и картина.

2. Описание картины.

3. Мое настроение.

8. Закрепление знаний и способов действий (Выполнение творческой работы)

– Посмотрите еще раз внимательно на картину и попытайтесь описать в своем маленьком сочинении те чувства и переживания, которые вы испытываете.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

– Какой вид заданий оказался самым трудным?

– Какие качества нужно развивать в себе, чтобы писать сочинение по картине было легче?

Вам также может понравиться...
15801