Новикова Вера Михайловна – Учитель начальных классов МОУ СОШ №22 г. Орехово – Зуево, Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 10.11.2019г.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 3 КЛАСС ШКОЛА РОССИИ
СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ А. А. РЫЛОВА
«В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»
(3 класс УМК «Школа России»)
Цель урока: развитие умений воспринимать произведение изобразительного искусства.
Задачи:
- подготовить учащихся к восприятию и описанию картины, пониманию идейного замысла полотна художника;
- научить самостоятельно отбирать и систематизировать соответствующий материал для написания сочинения;
- научить передавать свои впечатления об увиденном.
Тип урока: урок развития речи.
Образовательные ресурсы: репродукция картины А. А. Рылова «В голубом просторе»
Ход урока
1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.
2. Вступительное слово учителя.
– Кто из вас был на море?
– Вспомните, какие у вас были впечатления, когда вы увидели первый раз море. Обрадовались ли вы?
– Как называются картины, на которых изображено море? (пейзаж)
– Художник, который пишет пейзажные картины, называется… (пейзажист)
3. Постановка учебной задачи
– Что значит «понять картину»? Что вы должны понять прежде всего? (Чувства и мысли автора, художника.)
– Чем мы будем заниматься сегодня? Какую цель попытаемся достичь на уроке?
4.Усвоение новых знаний и способов действий
– Ребята, посмотрите на репродукцию картины Аркадия Александровича Рылова «В голубом просторе». Видели ли вы её раньше? Эту картину написал Аркадий Александрович Рылов – русский советский живописец-пейзажист, в 1918 году (т.е более 100 лет назад). А сам Аркадий Александрович родился в 1870. С раннего детства Аркадий Александрович увлекался рисованием, и любовь к живописи не покидала его на протяжении всей жизни. Сейчас эта картина находится в Москве в Третьяковской галерее.
– Обратите внимание на название картины. Объясните его значение. («В голубом просторе». Простор – свободное пространство, бесконечная, безбрежная даль. А словом «голубой» автор подчеркивает чистоту, свежесть.)
Беседа по картине с одновременным анализом ответов учащихся.
– Посмотрите на репродукцию картины и ответьте на вопросы.
– Где происходит действие картины?
– Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)? (Небо, море, остров, корабль, лебеди.)
– Как изображен корабль? (Корабль повернут носом к нам.)
– Куда он движется?
– Как изображены лебеди? (Лебеди занимают всё пространство неба.)
– Куда они летят?
– Что еще мы видим, кроме предметов? (Мы видим ветер – паруса натянуты, море волнуется. Мы видим солнечные лучи – они освещают лебедей, даже свет от солнца есть на их крыльях, игра света и тени.)
– Какие цвета видим на картине? (Автор подчеркивает в названии именно голубизну. Все цвета светлые, прозрачные.)
– Какое настроение передает вам этот пейзаж?
Работа с учебником (упр. 177)
– Познакомьтесь с вопросами, представленными в упражнении. Какие вопросы мы еще не рассмотрели? Найдите их и попробуйте ответить.
– Чтобы написать картину, нам нужно собрать рабочий материал, который поможет нам в написании сочинения по репродукции картины. Для этого на столах у вас лежат карточки, в ходе нашего урока мы их заполним. При заполнении столбика, будьте внимательными при написании некоторых слов.
Что изображено | Рабочие материалы |
Лебеди | Семь красивых лебедей, белые, летят к солнцу |
Облака, небо | Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. |
Море | Голубое море, вода в нем переливается под яркими лучами солнца. |
Скалы | Высокие коричневые скалы, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. |
Корабль | Мчится по морю, развивая белоснежные паруса. |
Воздух | Чистый, свежий. |
Настроение | Радостное, восторженное. |
5. Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа (Работа с деформированным текстом)
Отбор материалов для сочинения.
1) Слова и словосочетания со значением места:
– Слева от… виднеется…; прямо перед нами изображены…; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает…;
– вдалеке открывается…
2) Образно-выразительная лексика:
– Бескрайнее … небо, величавая …тишина, прозрачный … воздух; кучевые … облака, линия … горизонта, прозрачная … синева, яркие золотые цвета, бегущие … облака, безграничный … простор.
Сегодня мы с вами превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями. Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.
– Как начать сочинение по картине? (кто автор и название картины), о природе в картине). Как мы назовем эту часть? (художник и картина) А отнесем к чему? (вступление)
– О чем скажем в основной части? (опишем картину) Что изображено на переднем и заднем планах? Как назовем этот пункт плана?
– Чем закончить сочинение? О чем сказать в заключительной части? (О настроении, о чувствах, которые вызывает картина). Как назовем эту часть?
7. Составление плана сочинения.
ПЛАН.
1. Художник и картина.
2. Описание картины.
3. Мое настроение.
8. Закрепление знаний и способов действий (Выполнение творческой работы)
– Посмотрите еще раз внимательно на картину и попытайтесь описать в своем маленьком сочинении те чувства и переживания, которые вы испытываете.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– Какой вид заданий оказался самым трудным?
– Какие качества нужно развивать в себе, чтобы писать сочинение по картине было легче?