МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Кобежикова Татьяна Борисовна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 11.09.2021г.

Пальчиковые игры с младшими дошкольниками.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики у дошкольников являются “пальчиковые игры”. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

“Пальчиковые игры” – это инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т. д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают “пальчиковые игры”, выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Предлагаю вашему вниманию «пальчиковые игры» для младших дошкольников.

С Е Н Т Я Б Р Ь

1. «Дождик капает»

Дождик капает,

Дождик капает.

Кап -кап-кап.

Кап-кап-кап.

Пальчики обеих рук постукивают по столу.

2. «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы “бегут” по столу.

А вторые догонять.

По столу “бегут” указательные пальцы.

Треть пальчики бегом,

Средние пальцы.

А четвертые пешком.

Безымянные пальцы.

Пятый пальчик поскакал

Касаться стола ритмично обоими мизинцами.

И в конце пути упал.

Хлопнуть кулаками по столу.

3. «Строим дом»

Целый день тук да тук –

Раздается звонкий стук.

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.

Молоточки стучат,

Стучать кулаком о кулак.

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

Пальцы соединить, показать “крышу”.

Вот какой хороший дом,

Сжимать-разжимать пальцы.

Как мы славно заживем.

Вращать кисти рук.

О К Т Я Б Р Ь

1. «Наперегонки»

Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять,

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

Клавиатурные движения пальцами по столу и “бег” по столу указательным и средним пальцами.

2. «Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачёк разжать, широко расставив пальцы в стороны.

3. «Жук»

Жук летит, жужжить, жужжит

И усами шевелит.

Пальчики в кулачёк. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребёнок ими шевелит.

Н О Я Б Р Ь

1. «Козочка»

Шёл старик дорогою,

Нашёл козу безрогую

Давай, коза, попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

А коза бодается

А старик ругается.

Идти пальчиками по столу, показать пальчиками «рога», постучать пальчиками по столу, снова показать «рога», погрозить пальчиком.

2. «Дом»

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу.

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том.

Постукивание кулачками друг о друга, соединить кончики пальцев обеих рук, поднять выпрямленные ладони вверх, похлопать ладонями.

3. «Дождик»

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочерёдно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Д Е К А Б Р Ь

1. «Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

Пальцы обеих рук делают “крышу”.

Ну, а к дому путь закрыт.

Руки повернуты ладонями к груди,

средние пальцы соприкасаются, большие – вверх – “ворота”.

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются.

В этот домик приглашаем.

“Крыша”.

2. «Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

3. «Замок»

На двери весит замок,

(«замок»)

Кто его открыть бы мог,

(пожать плечами)

Мы замочек потянули

(потянуть в стороны)

Мы замочек покрутили

(покрутить сцепленные кисти)

Мы замочек постучали

и открыли.

(постучать основанием кистей друг о друга и развести кисти в стороны)

Я Н В А Р Ь

1. «Кто приехал?»

Кто приехал? Мы, мы, мы.

Хлопать кончиками пальцев.

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

Большие и средние пальцы.

Братец, братец, это ты? Да, да, да.

Большие и безымянные пальцы.

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

Большие пальцы и мизинцы.

2. «Семья»

Этот пальчик – дедушка (большой,

Этот пальчик – бабушка (указательный,

Этот пальчик – папочка (средний,

Этот пальчик – мамочка (безымянный,

Этот пальчик – я (мизинец).

Вот и вся моя семья.

Хлопать в ладоши.

3. «Дружба»

Дружа в нашей группе

Девочки и мальчики.

Соединять пальцы в “замок”.

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

Касание кончиков пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Ф Е В Р А Л Ь

1. «Пальчик-мальчик»

– Пальчик-мальчик, где ты был?

– С этим братцем в лес ходил,

– С этим братцем щи варил,

– С этим братцем кашу ел,

– С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

2. «Замок»

Сцепим пальчики в замок

Чтоб войти чужой не смог.

Пустим только белочку,

Ёжика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

Сцепить пальцы двух рук в «замок».При произнесении слов: «Пустим только…» – ладони развести в стороны, затем быстро соединить.

3. «Лапки»

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовёт.

Показывает лапки,

А лапки – цап-царапки!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошкой. Большой палец прижать к указательному. Произносить громкое «мяу!» несколько раз. Можно продолжить игру со второй рукой. В заключении провести занятие двумя руками.

М А Р Т

1. «Индюк»

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

Пальчики обеих рук “идут” по столу.

2. «Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Загибать пальчики, начиная с большого.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

“Шагать” по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

3. «Гости»

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка – ну, пожалуйста.

Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

А П Р Е Л Ь

1. «Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопки на счет.

Вышел пальчик погулять.

Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.

Только вышел из ворот –

Глядь, другой к нему идет.

Присоединяется средний палец.

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи.

Затем – безымянный.

Вместе встанем в хоровод –

Вот.

Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.

2. «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье

Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

МАЙ

1. «Кого встретили в лесу?»

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

“Шагать” по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук.

2Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

2. «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

3. «Пять и пять»

Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть.

Сжимание – разжимание пальцев рук.

Повернулись, улыбнулись,

Вращение кистей рук.

В кулачок опять свернулись.

Вот какие молодцы.

Стучать кулачками.

И в заключении пальчиковая игра, которую очень любят мои малыши

«С ДОБРЫМ УТРОМ!»

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза.

Сделать из пальцев “бинокль” посмотреть в него.

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши.

Приложить ладони к ушам “Чебурашка”.

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки.

Хлопки в ладоши.

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

Поглаживание коленок.

Потопать ногами.

С добрым утром, солнце! Я – проснулся! (проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх, потянуться.

Вам также может понравиться...
15801