МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА»

Салихова Дилара Радифовна – Педагог по классу «Сольное пение» МАУ ДО «Детская школа искусств» с. Инзер, Белорецкий р-н, Республика Башкортостан
Дата поступления работы на конкурс: 14.05.2020г.

Методическая разработка урока по «Сольному пению»

«Вокальные упражнения для развития певческого голоса»

Тема: «Вокальные упражнения для развития певческого голоса»

Форма организации учебного занятия: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный

Цель: добиться правильного певческого дыхания, развитие певучести, выработка точной интонации, четкой дикции.

Задачи:

– обучить правильному певческому дыханию с помощью простых дыхательных упражнений;

– научить во время пения слуховому и мышечному самоконтролю;

– развивать подвижность мягкого неба, экономию выдоха, опору дыхания;

– воспитывать внимательность и добросовестное отношение к труду.

Структура урока:

1) Организационный момент

2) Работа над дыханием с помощью дыхательной гимнастики

3) Артикуляционная гимнастика и работа над дикцией.

4) Распевание

5) Работа над репертуаром

6) Подведение итогов.

Технические средства: музыкальный центр, фортепиано, баян, зеркало.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются вокальные упражнения. 

Сообщение темы, цели и задачи урока.

2. Работа над дыханием с помощью дыхательной гимнастики.

Педагог: Основные задачи упражнений, это освоение и тренировка певческого дыхания, развитие певучести, гибкости, подвижности голоса, выработка точной интонации, четкой дикции и т.п. 
Сегодня мы возьмем упражнения для развития дыхания, выработки кантилены, четкой дикции.

О каких вокальных навыках ты знаешь?

Ученица: певческое дыхание и опора звука, высокая вокальная позиция, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, использование различных видов звуковедения, дикционные навыки.

Педагог: Самый главный навык в вокале – певческое дыхание. Оно требует постепенного развития, систематической тренировки. Дыхание – это основа пения. Без дыхания вы не сможете пропеть ни единой ноты.  Сейчас выполним несколько дыхательных упражнений.

Работа над дыханием с помощью дыхательной гимнастики.

Упражнения повторяем по 5 раз по 4 вдоха.

«Ладошки» Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладошки зрителю» (поза экстрасенса). Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (делая хватательные движения). Следите за тем, чтобы в момент вдоха не поднимались плечи. После быстрого вдоха – плавный выдох.

Следующее упражнение «Собачка». Представьте, что вы — маленькая собачка, которая быстро откуда-то прибежала и радостная. Дыхание должно быть очень быстрым. Значит так и попытаемся сделать. Главное в этом упражнении – фантазия — она, наш друг на пути к освоению упражнений.

Итак, представляем, затем, открываем рот, немного подаем язык наружу и быстро-быстро дышим, вдох-выдох-вдох-выдох. Обратите внимание, что быстро дышать возможно только с участием мышц живота, грудная клетка попросту не успевает срабатывать в таком темпе! Вот это нам и нужно! Ученик, сам того не осознавая, начинает дышать животом.

При этом, дыхательном упражнении какие мышцы ты ощутила? 

Ученица: Мышцы живота (диафрагмы).

Педагог: Мышцы диафрагмы нам необходимо тренировать для пения, так как мы пользуемся диафрагмальным дыханием, при котором активна диафрагма и мышцы брюшной полости. 
Каким должен быть вдох в пении? 
Ученица: Беззвучным, активным, глубоким, с ощущением «полузевка».

Педагог: Что происходит в момент «зевка»?

Ученица: Поднимается «мягкое небо». 

Педагог: Каким должен быть выдох в пении? 
Ученица: Продолжительным, экономным и плавным.

Педагог: Почувствуем продолжительный выдох в упражнении «Назойливый комар». Вдох глубокий, бесшумный, и медленный выдох со звуком «з-з-з»

Теперь, перед началом распевок, представим, что у каждого в руках «роза». Вдруг на наших глазах роза раскрывается, становится пышной и большой. Мы удивляемся (задержка дыхания от удивления), брови поднимаются на верх и тихо говорим: «Ах!». Лицо выражает радость, удивление, восхищение (ученица тренирует навыки вдоха с удивлением и выдоха). 
3. Артикуляционная гимнастика и работа над дикцией.

Педагог: Теперь продолжим работу над дикцией, что такое дикция?

Ученица: Дикция – разборчивая, понятная, слова нужно произносить в пении четко, ясно. 

Педагог: Четкое, ясное произношение зависит, конечно же от активной работы артикуляционного аппарата. А что такое артикуляционный аппарат?

Ученица: Это – губы, язык, мягкое неба, нижней челюсти, глотка,

Педагог: Вот поэтому нам необходимо тренировать артикуляционный аппарат в упражнениях: «Моторчик» (выполняется артикуляционные упражнения).

4. Распевание.

Упражнение для разогрева голосовых связок на естественный певческий тон.

Распевка 1. Пение закрытым ртом, губы разомкнуты, нижняя челюсть тяжелая, ощущаем округлость мягкого неба. Помычите так минуты 2-3.

Распевка 2. Пение на одном звуке слогов «ма-мэ-ми-мо-му». При этом следить за тем, чтобы ребёнок на всех гласных одинаково открывал рот и правильно расходовал воздух, не отдавая большую его часть на первых звуках.

Упражнение для развития певческого дыхания и на выравнивание регистров.

Распевка 3. Пение в пределах квинты на слогах «ми-я-ми-я-ми». При этом следить, чтобы ребёнок не «выпячивал» слог «я» и хорошо открывал рот на слоге «ми».

Педагог: следующее упражнение на сглаживания вокальной позиции, налаживания «кантиленную» работу диафрагмы. А что такое кантилена? 
Ученица: Кантилена – певучее, связное исполнение мелодии

Распевка 4. Пение на «legato», слоги «ли-лё», хорошо открыв рот и освободив нижнюю челюсть немного «удивиться», чтобы звук пошёл в вокальную маску.

Распевка 5. Пение на слог «йа – а – а» на вверх   и вниз по терциям, в пределах октавы.

Распевка 6. Пение на активном, но мягком стаккато. Слоги «йа» по мажорному трезвучию.

5. Работа над репертуаром.

Исполняя произведения, надо обратить внимание на правильную передачу художественного образа, дикцию и дыхание, а также очень важен самоконтроль как слуховой, так и мышечный.

Педагог: Итальянский вокальный педагог, певец А. Умберто Мазетти, часто говорил своим ученикам: «Радуйтесь в пении. Лицо должно быть во время пения счастливым. Пение – это радость. Следите за выражением глаз – они выражают внутреннее состояние. Глаза должны улыбаться, расцветать». 
«Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом».

Педагог: Чтобы закрепить наши упражнения, в начале исполним вокализ Д. Бахтизиной – тональность ми мажор. Контролируем дыхание, чтобы при исполнении дыхание было диафрагмальное, и плечи лежали свободно. Так же следим за всеми штрихами.

Споем вокализ разными способами, применяя фонопедическую методику В.В. Емельянова,

– исполним вокализ на слог «шао», слог распределять так, как распределены ноты в вокализе. Каждую фразу начинаем со слога «ша», где гласная распевается на двух или трех нотах;

– пропеть вокализ на слог «чеа», потом на «кхыа» с аналогичными рекомендациями;

– пропеть вокализ по нотам.

Использование этих приемов при разучивании или исполнении песни (вокализа), позволяет более продуктивно и комфортно преодолевать вокально-технические сложности произведения.

Следующее мы исполним русскую народную песню «Во поле орешина». Народная песня неотъемлемая часть быта и культуры народа. По народной песне можно не только узнать историю нации, но и характер народа, о его душевном укладе и доброте, о мудрости и таланте. русскую народную песню «Во поле орешина» имеет, шуточный, плясовой характер.

Основная цель при пении песни «Во поле орешина» – это артистично передать смысл произведения, чисто и ровно по позиции проинтонировать скачки, хроматизмы.

6. Подведение итогов.
Смотреть и слушать русские народные песни, находя новые элементы мелизматики и вникая в их стилевые особенности. Это сродни тому, как смотришь уже пусть в седьмой раз понравившийся фильм, но всякий раз замечаешь в нём всё новые и новые детали.

Вам также может понравиться...
16177