Ковалёва Ольга Валерьевна – Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №494 комбинированного вида» г. Новосибирск
Дата поступления работы на конкурс: 08.12.16г.
Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста «В гости к Зимушке-зиме»
Цель занятия: дать детям представление об однокоренных словах
Коррекционно-образовательные задачи:
• Привлекать внимание детей к образованию слов (умение подбирать родственные слова).
• Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»
• Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных и существительных, образование прилагательных от существительных)
Закреплять навыки элементарного звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
• быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления, выразительность движений
• Развивать, общую и мелкую моторику, речевое дыхание. развивать выразительность речи и выразительность движений;
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, работать в коллективе.
• Продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания
Ход занятия.
«Игра – приветствие»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Логопед: Ребята, пока вас не было, прилетала бабашка Вьюга. Она рассыпала свои снежинки. У нас тепло, а снежинки не растаяли. Как вы думаете, почему?
Дети: Они не настоящие.
Логопед: Это непростые снежинки, а волшебные. Посмотрите на них. Это снежинки отгадки.
Сейчас я вам загадаю загадки, вы найдите на снежинках соответствующие отгадки и поместите на ширме.
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт.
(снег)
С неба – звездой,
На ладошку – водой.
(снежинка)
Меня не растили,
из снега лепили.
Вместо носа ловко
вставили морковку.
(снеговик)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(подснежник)
По снегу прокатите –
Я подрасту.
На костре согреете –
Я пропаду.
(снежок)
С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто? …
(Снегурочка!)
Логопед: Ах, сколько снежинок за окном кружится! Легкие, воздушные, ветерку послушные. Кто может снежинки посчитать?
Дети: Одна снежинка, две снежинки….
Логопед: Ребята, а вы знаете, как называется такое обильное выпадение снега?
Дети: Снегопад.
Логопед: Вы обратили внимание, что все эти слова связаны между собой? (логопед произносит слова, выделяя голосом корни слов). Это слова – родственники или родственные слова.
А чтобы лучше их запомнить, поиграем в игру «Прятки».
Ребята, а когда все эти явления можно увидеть?
Дети: Зимой.
Логопед: Какие ещё признаки зимы вы знаете?
Дети: мороз, реки покрываются льдом, солнце светит, но не греет, ночи длинные, а дни короткие….
Логопед: Ой, ребята, смотрю я в окошко, и так на улицу выйти хочется! А вам? Что для этого можно сделать? Конечно же, одеться.
Дети с логопедом имитируют одевание на прогулку.
Логопед: А воздух – то какой на улице свежий, морозный. Давайте подышим.
Упражнение на развитие дыхания.
Логопед: Я предлагаю вам снеговиков лепить. Согласны?
Дети делятся на две команды и «лепят» снеговиков из заранее заготовленных частей.
Логопед: Ай, да снеговики у вас получились! Просто загляденье! Только вот я понять не могу, одинаковые они или нет.
Игровое упражнение «Найди отличия»
Логопед: Ребята, снеговика мы из чего слепили?
Дети: Из снега.
Логопед: Значит, он какой?
Дети: Снежный.
Логопед: А голова у него какая?
Игра «Мяч лови – какой говори»
Логопед: Что-то замерзла я. Давайте погреемся, в снежки поиграем. Повторяйте дружно со мной.
Упражнение на развитие координации речи и движения «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, плотный, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.
Логопед: Ребята, смотрите, снежок мой прыгает, из рук рвётся, словно, зовет куда-то.
Логоритмическая тропинка.
Бубен – маршируют,
Треугольник – бегут на носочках,
Маракас – идут на пятках.
Логопед: Как вы думаете, куда нас снежок привел? Что это за дом? Кто в нем живет? И откуда песня такая берется?
Предположения детей.
Логопед: Может быть нам тоже спеть нужно, чтобы в домик попасть? Попробуем?
Упражнение на развитие силы голоса «Тихо – громко»
С разной силой дети вместе с логопедом произносят звук у.
Логопед: Кажется, дверь приоткрылась. Подождите меня тут, а загляну внутрь.
Раздается непонятный звук и из домика появляется бабушка Вьюга.
Вьюга: Наконец-то вы ко мне пожаловали. Заждалась я вас. И снежинки раскидала, и снежок волшебный подослала, и песню грустную напевала. Воспитательницу вашу не обижу, но отпущу только после того, как вы мне поможете. Согласны.
Дети соглашаются.
Вьюга: Беда у меня, детки, стряслась. Дом мой сломался, вон дырок сколько. Хотела было сама починить, вот и льдинки нужные нашла, а ничего не получается. Льдинки в руки не даются и предметы какие-то странные возле них. Не подскажите, что это?
Возле каждой льдинки схема слова и красная фишка. Дети объясняют Вьюге, для чего эти символы нужны и выполняют следующее задание: «Угадай, какая песенка живет в слове и где ее место».
Слова на льдинках: крыша, окно, перила, труба, ручка, стена
Определив звук и его место в слове, дети находят нужное место для своей льдинки.
Вьюга: Ох, и порадовали вы меня, починили домик мой, стоит, как новенький льдинками на солнышке переливается. Отблагодарить я вас хочу. Знаю, на улице играть любите, научу я вас, как быстро на улице согреться можно. Становитесь в кружок.
Игра «Зимняя пляска»
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Топ-топ, топ-топ-топ.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг,
Прыг, прыг, прыг, прыг.
Мы с морозом подружились,
как снежинки закружились:
Да-а-а-а.
Вьюга: А еще, по снежинке я вам подарить хочу. Снежинки эти непростые, волшебные.
Любое желание под Новый год исполнить могут. Слышала я, слова вы родственные слову снег знаете. Так вот кто слово родственное назовет, тот и снежинку получит.
Дети называют родственные слова.
Вьюга: Спасибо, ребята, вам за помощь. Прощаться нам пора. Да и воспитательница ваша переживает, наверное, за вас. До свидания.
Вьюга уходит, а из домика появляется логопед.
Логопед: Ребята, с вами всё в порядке? Вот так прогулка у нас получилась. Устали, наверное. Давайте отдохнем.
Упражнение на релаксацию.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы, спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Нам понятно, что такое…
Состояние покоя…
Пауза (до конца медленной музыки). Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Ребенок продолжает лежать с закрытыми глазами. Логопед обращается к ребенку:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
В группе мы своей проснулись.
Итог занятия. Рефлексия. Игра «зима-хорошо, зима – плохо»