Калоева Фатима Владимировна – Старший воспитатель МБДОУ д/с №27 РСО – Алания, г. Владикавказ
Дата поступления работы на конкурс: 16.11.2018г.
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ»
В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Работа нашего ДОУ была направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.
Актуальность проблемы определилась тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
В “Концепции дошкольного воспитания” отмечается, что “искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей”.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Ц.И. Кириенко, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства, а также исследования Т.С. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Куцаковой, Б.М. Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей.
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
Основной целью педагогического коллектива ДОУ явилось – создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
*изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников;
*создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала;
*использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Систему работы по художественно-эстетическому воспитанию построили из взаимосвязанных между собой компонентов:
*обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
*создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
*организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
Обновление содержания образования.
Работа в ДОУ строилась в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы “От рождения до школы” Н.Е. Веракса в сочетании с программами: “Приобщение детей к истокам русской национальной культуры” (под ред. О.Л. Князева, М.Д. Маханева), Программа воспитания и развития детей на идеях народной педагогики (Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Лопатина Е.Г., Турченко В.И.).
Использование данных программ дало педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуры.
Создание условий для художественно-эстетического воспитания.
Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствовал профессиональный педагогический коллектив.
Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществлялась в нескольких направлениях:
*повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.
*повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы.
В ДОУ ведется работа по единой методической теме: “Развитие творческих способностей детей в художественно-эстетической деятельности”.
По годовому плану провелись: тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества.
В дошкольном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение:
*программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
* планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;
*картотека занятий, сценарии досугов и праздников;
*картотеки дидактических музыкальных игр;
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении явилась: организация предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы были условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки. В центрах содержится разнообразный материал, пособия, игры. Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, студия национального быта. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей и родителей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию явилась организация образовательного процесса.
В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, построена в трех направлениях:
*организованная деятельность (занятия, развлечения, индивидуальная работа, игры);
*совместная деятельность педагогов и детей;
*самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:
музыкальное воспитание,
художественно-речевая деятельность,
изобразительная деятельность.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки.
Организация разнообразных форм работы с детьми отразилась на результатах: дети проявили интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвовали в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках и студиях.
Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определилась взаимодействием всех педагогических работников ДОУ. Для каждого сотрудника ДОУ определены направления работы в области художественно – эстетического образования. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.
Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Сотрудничество с семьей построили по следующим направлениям:
*вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении использовались различные приемы и формы: организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливались совместно родителями и детьми; привлекли их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогло сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществлялось через родительские собрания и консультации. Педагоги оформили папки – передвижки, выпустили информационные листы для родителей.
Работа носила целенаправленный, систематический, планомерный характер.
доброжелательность, открытость.
Использование разнообразных форм работы по способствовало вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.
Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществилась с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.
В перспективе ДОУ планирует совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС.