Орешкова Татьяна Николаевна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан, Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 26.10.2016г.
«Развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста в соответствии с ФГОС»
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представление о сенсорных эталонах. Но ребенок раннего возраста еще не готов усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Словесные инструкции, объяснения правил часто оказываются беспомощными, и не только потому, что дети еще плохо понимают их, но и потому, что им пока трудно регулировать свое поведение с помощью слова. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску сопровождаться соответствующими жестами и движениями. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают четыре основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый), в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит, научится правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов.
Большое значение для сенсорного воспитания имеет правильно организованная развивающая среда.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности.
Развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. В группе подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук, предназначенные для детей раннего возраста.
Основными характеристиками развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста в группе явилось:
– содержательно – насыщенность: наличие всевозможного дидактического материала для сенсорного развития, развитие мелкой моторики;
– доступность: т.е. расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;
– вариативность: периодическая сменяемость дидактических игр и пособий;
– полифункциональность игр и пособий в группе позволяют использовать их в разных видах детской активности. Например, атрибуты для одной сюжетной игры могут использоваться по желанию детей как предмет-заместитель для усовершенствования сюжетной линии других игр. Одни и те же пособия используются для развития у детей сенсорно-моторных навыков, речевого развития, опытно-поисковой работы;
– трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
– безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Предметно –развивающую среду по сенсорному воспитанию, можно рассматривать как поисковое поле ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы ее достижении, делает собственные умозаключения, личные открытия.
Значительную роль в сенсорном воспитании детей отводится развивающим играм. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Игры дидактические.
Форма: цель – различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
Величина: цель – учить детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
Цвет: цель – учить группировать, соотносить предметы по цвету.
Для развития мелкой моторики рук имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки.
Предметно-развивающая среда для сенсорного развития детей группы была дополнена: разнообразными элементами, пирамидками, плоскостными геометрическими фигурами, различными кубами выполненные из разных материалов, треугольниками.
Сенсомоторный уголок доступен для самостоятельной деятельности малышей. Все игры размещены на подносах.
В нем можно:
– выложить узор из мозаики;
– стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
– владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
– стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
В условиях предметно – развивающей среды сенсорного развития ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, повысился познавательный интерес, любознательность.