Казимагомедова Елена Камраддиновна – Логопед МДОУ «Детский сад №53» г. Саратов
Дата поступления работы: 24.06.2024г.
КОНСУЛЬТИАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Игры для развития речевого дыхания»
Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием.
Речь невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребёнка младшего возраста
отличается от дыхания ребёнка дошкольного возраста и тем более – взрослого человека.
Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания. Ведь для того чтобы было легко произнести развернутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха.
Приступая к развитию у ребёнка речевого дыхания, необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. Дополнительно у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Педагогу следует научить ребёнка набирать сильный вдох через нос или рот, затем делать плавный выдох. Следить, чтобы во время выдоха губы были сложены трубочкой, чтобы ребёнок не надувал щёки, чтобы выдох происходил не толчками, а плавно. Обратить внимание, что выдыхать следует до тех пор, пока не закончится воздух.
«Воздушный волейбол»
Правила простые: нужно передавать друг другу воздушный шар без помощи рук и ног. Только одним дыханием. Есть, конечно, риск, что дети будут носиться по комнате. Но оно того стоит.
Если же очень хочется, чтобы игра была тихой, предложите поддерживать воздушный шар в воздухе на время. Кто дольше сможет удерживать его на весу? Кстати, попробуйте посоревноваться с детьми. Не факт, что вы выиграете.
«Ракета»
Пособие для развития речевого дыхания при закреплении лексической темы «Космос». В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох.
«Домик мышат»
Маленькие мышата не могут попасть к себе в норку. Посмотри сколько здесь расставлено мышеловок. Давай освободим им дорогу к домику, а заодно дадим кусочек сыра? Набери воздух и подуй на мышеловки. (После того как путь свободен, с крайней мышеловки ребенок вытаскивает сыр и отдает мышатам)
«Сдуй бабочку с цветка»
Цель использования пособия: формирование у детей плавного длительного выдоха.
Правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания.
Выполняя задания на развитие речевого дыхания, нужно соблюдать некоторые правила:
1) Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях.
2) Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5-10 минут.
3) Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Если нет такой возможности – озаботьтесь проветриванием помещения.
4) При выполнении заданий контролируйте своего ребёнка:
- Выдох должен осуществляться через рот, вдох — через нос. Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки.
- Выдох должен быть длинным и плавным,
- Губы лучше немного скруглить/вытянуть.
5) Дыхательные упражнения очень утомительные и могут вызвать даже головокружение, поэтому давайте отдохнуть ребёнку, не перегружайте его, чередуйте с другими видами деятельности.
Желаем Вам и вашим детям удачи в постановке правильного речевого дыхания.
Помните, что это немаловажная составляющая хорошей речи!