Массова Ольга Валерьевна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №9» пос. Черусти, Шатурский район, Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 19.08.2019г.
Рабочая программа кружка «Неизведанный мир»
Пояснительная записка
Ребёнку – дошкольнику свойственна направленность на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями познаваемой деятельности.
Познавательно – исследовательская деятельность предоставляет детям возможность самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?», и «Зачем?». Ребёнок стремится познавать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания является экспериментирование. Экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал: оно даёт детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимосвязях с другими объектами и, самое главное, сопровождает практические действия. Следствием этого является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно – экспериментальной деятельности развивается память, активизируются мыслительные процессы, а необходимость представления словесного отчёта о результате опыта стимулирует развитие речи.
Старший дошкольный возраст – важный этап развития познавательной активности ребёнка, включающий не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и процесс приобретения знаний – самостоятельно или со взрослым, под его руководством. На шестом году жизни углубляются представления детей об окружающем мире, усложняются содержание и методика проведения экспериментов. Теперь инициатива проведения экспериментов принадлежит детям. В этом возрасте происходит развитие познавательной активности ребёнка, что выражается в поисковой, исследовательской деятельности, направленной на обогащение уже имеющихся знаний и выявление новых свойств и качеств знакомых ранее веществ и материалов. Дошкольники пытаются самостоятельно найти ответы на вопросы, использовать опыт для объяснения непонятного, провести эксперимент. Могут систематизировать накопленную и полученную информацию, устанавливать связи и зависимости объектов и явлений; овладевают умениями использовать символы для обозначения действий, признаков, выстраивать отношения между изучаемыми понятиями.
У старших дошкольников формируются познавательные интересы, что выражается во внимательном изучении объектов исследования, самостоятельном поиске информации и стремлении узнать, где, что и как происходит. Дети учатся систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое, различные явления природы вызывают у дошкольников особый интерес. Они начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе зависят от человека.
Цель:
Формирование способности видеть и воспринимать многообразие окружающего мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи:
- Развитие личного познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов, заместителей, моделей);
- Расширение понимания опытно – экспериментальной задачи способом включения в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Методы и приёмы руководства познавательно – исследовательской деятельностью.
При организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:
1. Деятельность по экспериментированию проводится еженедельно, в группе и на прогулке, длительность – 20 – 25 мин.
2. Педагог должен стимулировать детей к самостоятельным действиям. Обязателен контроль со стороны взрослого: как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, формулирования заключительного вывода.
3. Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента: учить формулировать выводы, излагать свою точку зрения. В процессе экспериментирования каждый ребёнок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.
Для поддержания интереса к экспериментированию образовательную деятельность рекомендуется объединить общей историей: на вводном занятии педагог предлагает детям представить себя сыщиками, которые должны «расследовать дело» – выявить свойства, качества того или иного явления, вещества, материала. «Сыщики» изучают объект исследования в соответствии с темой. Исследования осуществляются при помощи увеличительного стекла – лупы, которая выдаётся каждому ребёнку в начале эксперимента.