Миронова Светлана Ивановна – Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детство» ЦРР г. Калуги НСП «Улыбка» Калужская область г. Калуга
Дата поступления работы: 26.11.2024г.
Конспект работы с родителями.
Тема: Инновационные формы работы с родителями.
Тренинг «Счастливая семья»
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности. Родители нуждаются в помощи со стороны специалистов, хотя некоторые из них не осознают этой потребности. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей, понимание того, что он должен знать и уметь в данном возрасте. Здесь могут оказать профессиональную помощь педагог дошкольного учреждения.
Традиционными формами работы с родителями являются:
1. групповые родительские собрания – это действенная форма работы с родителями, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи;
2. круглый стол отличается от собрания тем, участники свободно общаются на заданную тему друг с другом. Темой подобных заседаний могут быть могут быть такие, как «Развитие любознательности дошкольника», «Развитие речи», «Роль дидактических игр в умственном развитии»;
3. консультации могут быть устными и письменными, плановыми и внеплановыми, с разнообразной тематикой;
4. информационный стенд для родителей в группе предназначен для обмена инфо по проблемам воспитания и обучения детей, знакомство родителей с планами на ближайшее будущее;
5. буклеты, листовки, памятники адресные, каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время;
6. папка-передвижка содержит консультации по теме, интересующие родителей. Есть разновидность папки, которую родителям дают на неделю. В неё помещается консультация и практические советы по теме, представлен методический материал и дидактические игры с описанием по определенной теме.
Так же существуют нетрадиционные формы работы с родителями. Один из нетрадиционных форм работы с родителями является – тренинг. В нашей работе мы используем тренинг «Счастливая семья».
Целью данного тренинга является формирование доброго отношения в семье.
Задачами:
– создание в семьях доверительных отношений между родителями и ребенком;
– обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;
– выработка навыков сотрудничества с ребенком.
– создание «герба Семьи».
Оборудование: макет сердца из бумаги, ручки, цветная бумага, клей, ножницы, прозрачная ваза, музыка, проектор, анкеты, слова песни.
Ход занятия.
Вводная часть.
Просмотр видеоролика «Притча о счастливой семье»
– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?
(о семье, о взаимоотношениях в семье)
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Сегодня я предлагаю вам сделать один шаг к познанию своего ребенка.
Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому – то из вас понять что-то и чему-то научиться.
Основная часть.
Упражнение «Ладошки» (звучит красивая, спокойная музыка) Закройте глаза, положите руки перед собой ладошками вверх. Вспомните самые нежные, самые ласковые и добрые слова. Мысленно пошлите их самым родным на свете людям – своим детям. Улыбнитесь и пошлите эту улыбку своему ребенку.
Педагог подходит к любому родителю, кладет свои ладони на его ладони. Потом переходит к другому (подойти к 3-4 родителям).
– А сейчас поделитесь своими ощущениями те, к кому я подходила. Как изменялось ваше состояние в этот момент?
– Чему может научить нас это упражнение?
Вывод: Для детей очень важно почувствовать прикосновения близких людей, ощутить внимание к себе со стороны взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого, происходит контакт 2 людей, и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесетребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.
Упражнение «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии) (Раздаются белые листы, цветные карандаши).
- В центре листа нарисуйте круг и напишите имя вашего ребенка.
- Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера.(звучит спокойная музыка, родители работают)
– А сейчас попробуем проанализировать, что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке? (слушаем всех, кто хочет рассказать) – А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.
– Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы, каждая группа получит свое задание и 5 минут времени на его выполнение.
Упражнения в группах. Все группы получают свое задание, выполняют, потом идет совместное обсуждение. Время работы 5 минут. Звучит спокойная музыка.
Задание для 1 группы. Завершите предложения:
Добрые поступки – это …
Добро – это …
Добро ассоциируется с …
Добрый человек похож на …
Вывод: Мы служим примером для детей. Делая добрые поступки сами, мы этому учим детей. Делайте хорошие поступки вместе. Пусть ребенок увидит, что кому-то помогать – это здорово, это приятно, это поднимает настроение.
Задание для 2 группы.
Создайте несколько «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».
– Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.
– Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т.д.
Упражнение «Душа ребенка».
– На листе цветной бумаги нарисуйте сердечко и вырежьте его.
– Напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.
Вывод: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?
Заключительная часть.
– А сейчас мы с вами вместе будем создавать герб семьи.
– На листе цветной бумаги обведите свою ладошку и вырежьте ее.
– Напишите на ладошке ответ на вопрос:
«Что Я делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?»
Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакате) Время работы 3 минуты.
– Давайте взглянем на наши результаты! Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого. А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и в каждой семье.
Зажечь свечу.
– Существует древняя притча:
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.
– Что еще тебе слепить? – спросил Бог.
– Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
– Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.
Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.
А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда (раздать каждому родителю маленькое сердечко-магнит, как напоминание о встрече).