Коновалова Елена Николаевна – Преподаватель по классу фортепиано
МБУДО ДШИ № 15 Воронежская обл., г. Воронеж
Дата поступления работы: 16.10.24г.
Работа преподавателя по классу фортепиано
«Значение индивидуально-психологических особенностей ребёнка в музыкальном воспитании»
План
1.Введение.
2. Задачи современного обучения.
3. Характер и темперамент.
4. Личностные качества ученика.
5. Возрастные особенности.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Введение
Цель работы – показать роль индивидуально-психологических особенностей ребёнка в развитии его творческих способностей в современном обучении игре на фортепиано.
Задачи – рассмотреть психологические особенности характера, темперамента, тип мышления, возрастные особенности, а также обосновать влияние этих факторов на качество педагогического процесса, результаты обучения, а также на разностороннее воспитание личности ребёнка.
Задачи современного обучения
Музыка занимает особое место в ряду искусств. Она наиболее непосредственно, минуя слово и зримое изображение, обращается к эмоционально-образному миру личности, к самым сокровенным сторонам человеческой психики.
Именно музыка формирует у ребёнка такие качества, как богатство и разнообразие эмоционально-внутреннего мира, душевную тонкость и способность к сопереживанию, те качества, которых так не хватает в современном обществе.
Обучение игре на фортепиано – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс. Каждый учащийся, который входит в класс, – это уникальный мир, единственное в своем роде сочетание особенностей личности, характера, темперамента.
Дети, которые приходят и с желанием занимаются искусством, заметно отличаются от других широтой интересов, умением видеть и слышать красоту.
В наше время ярко проявляются новые черты в психике и поведении детей. Стабильность, ясность, определённость детей прошлых поколений сменилась неуверенностью, подозрительностью, чрезмерной обидчивостью, тревожностью и неверием в собственные силы современных детей.
Процесс обучения музыке должен проходить так, чтобы вместе со знаниями и профессиональными навыками, ребёнок развивал в себе творческие качества, приходил на занятия и выступления с радостью и вдохновением.
Считается, что обучение может быть успешным только тогда, когда педагог ищет и находит в ученике то особенное, уникальное, что отличает его от другого. Особенно это необходимо в условиях индивидуального обучения, которое характерно для обучения игре на музыкальных инструментах. Современная практика обучения в музыкальных школах предъявляет к ребёнку довольно серьёзные требования:
1) требование высоких достижений (победы на конкурсах, активное участие в концертной деятельности и др.);
2) требование быстроты усвоения учебного материала (ученик должен усвоить много и в короткий срок);
3) требование высокого уровня работоспособности.
В итоге отсеиваются дети, которые этим требованиям не соответствуют ввиду определенных индивидуально-психологических особенностей: низкий уровень работоспособности, медленный темп усвоения материала, эмоциональная неустойчивость. Зная же особенности ученика (его свойства нервной системы, темперамент), педагог может правильно дозировать нагрузки, подбирать разные формы педагогического воздействия, проводить индивидуальную коррекцию, которая позволит ребенку обучаться легче и быстрее, следовательно, с радостью и желанием.
Характер и темперамент
Весь склад, весь психический облик личности формируется в ходе жизни. Его развитие обусловлено врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, прежде всего нервной системой, ее типом. Но эти особенности – задатки – очень многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, но не предопределяют психических свойств человека. На основе одних и тех же задатков у человека в зависимости от хода его жизни могут выработаться различные черты характера.
Характер – это стержневая особенность личности (главная, постоянная), которая отражает весь образ мыслей, побуждений, весь склад психической жизни человека. В итоге в характере человека отражается все, что для него значимо, и потому является смыслом жизни. Характер объединяет в себе направленность интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности.
Научное определение характера впервые было дано И. П. Павловым. Великий физиолог указал, что основой характера является “сплав” устойчивых систем временных нервных связей, приобретенных в процессе жизни, и черт типа “высшей нервной” деятельности человека. Этот “сплав” образуется в конкретных жизненных условиях, в процессе деятельности человека и изменяется в связи с изменением условий жизни и деятельности. Изменение внешних условий вызывает изменения и в образовавшейся системе нервных связей. В ответ на изменившиеся условия деятельности человек реагирует адекватными новым условиям поступками, действиями, которые, повторяясь, закрепляются. Отсюда понятно, что от круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера. Там, где жизнь личности ограничена узкими рамками, изолирована от основного направления общественного движения, там, естественно формируется ограниченный, косный характер. Наоборот, там, где люди получают богатые впечатления, активно участвуют в решении общественных задач, живут полнокровной жизнью, формируется сильный и цельный характер.
Характер имеет своей предпосылкой темперамент личности. Конечно, темперамент и характер отличаются, но вместе в тем тесно связаны друг с другом. В отличие от характера, как стержневой особенности личности, темперамент характеризует её динамическую сторону, её импульсивность, эмоциональную возбудимость, стремительность, степень напряженности и скорости, темп, ритм протекания психических процессов. Исторически определились четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.
Знание преподавателем темперамента, особенностей “высшей нервной” деятельности своих учащихся во многом обеспечивает успех учебно-воспитательной работы с детьми, помогает осуществить индивидуальный подход к каждому. На основе этого знания педагог опирается на положительные стороны темперамента ученика и борется с отрицательными его качествами.
Например, положительными качествами у сангвиника являются живость, подвижность, общительность, у холерика – быстрота реакции, активность, у меланхолика – чуткость и отзывчивость, у флегматика – выдержка, спокойствие, большая выносливость и трудоспособность, ровность в обращении. При отрицательных условиях воспитания могут развиться особенно быстро: у флегматика – вялость, малая подвижность как во внешних проявлениях, так и в скорости протекания нервных процессов; у сангвиника – отсутствие устойчивости, у холерика – резкость, несдержанность, агрессивность, эмоционально легкая возбудимость, неумение хорошо владеть своими чувствами, что нередко приводит холериков к осложнению отношений с окружающими; у меланхолика – замкнутость, застенчивость, мнительность, нерешительность.
От учеников-холериков педагог должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных спокойных ответов, добросовестного отношения к работе; воспитывать в них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания, изучения музыкального произведения у холериков следует формировать умение вести работу последовательно, по определенному плану. Взаимоотношения с учеником-холериком необходимо строить на основе уважения и высокой требовательности. Можно посмеиваться над его недостатками, если подросток заносчив. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект, не допуская командного стиля отношений. Воздействовать через честолюбие, поощрять волю и упорство. Поддерживать в позитивных усилиях, помогать в лидерстве.
Поскольку меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, преподаватель должен учитывать это в учебной работе, правильно дозировать нагрузки. У таких учащихся следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества.
Ученику-флегматику в процессе учебной работы нередко мешает его медлительность. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность учеников-флегматиков, бороться с их равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому и самому процессу учебной деятельности.
Классические типы темперамента разделяют всех людей на четыре большие группы, но в чистом виде эти типы встречаются довольно редко и существует большое количество взаимопереходов и взаимовлияний одних типов на другие.
Личностные качества ученика
В учебной деятельности резко проявляются индивидуальные различия в представленности силы нервной системы, т.е. выносливости, работоспособности. Сила нервной системы – это природная индивидуальная особенность. Градации индивидуальной представленности силы нервной системы – от слабости до большой силы – обнаруживаются в возможности выдерживать кратковременные, но интенсивные воздействия – как физические, так и психологические. Чем слабее нервная система, тем менее она способна выдерживать интенсивные воздействия и адекватно на них реагировать. Однако большая сила нервной системы соответствует относительно малой чувствительности.
Учеников со слабой нервной системой в школьной обстановке можно выделить по их повышенной утомляемости. Под влиянием утомления дети бледнеют, становятся вялыми, они плохо воспринимают учебный материал, их ответы становятся сбивчивыми, нелогичными. На этих детей крайне отрицательно сказывается грубость, неуважительность. Вместе с тем “слабые” быстро замечают изменения настроения окружающих, ищут причины таких изменений, они чутко улавливают, когда кому-то нанесена обида, они сочувствуют тем, кто стал жертвой несправедливости, кого постигло горе.
Между большой силой нервной системы и ее слабостью расположен целый диапазон разнообразной представленности этого свойства. Лишь небольшое количество учеников приближается к полюсам, большая же часть находится между ними.
Сила нервной системы весьма отчетливо проявляется в индивидуальной работоспособности.
Необходимо рассмотреть и особенности, в которых проявляются основные свойства нервной системы в их индивидуальных градациях. Это скоростные особенности индивидуальной психики. Обычнопедагоги обращают внимание на то, что дети работают в различном темпе: относительно быстрый или медленный темп движений, различная скорость реакции на внешние воздействия, склонность к общению, частота отвлечений при монотонной работе. Эти показатели свидетельствуют о неустойчивости нервной системы, которая представлена у детей далеко не в одинаковой мере.
Не менее важно для повышения эффективности обучения учеников учитывать ведущий тип мышления ребенка. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное.
Дети с преобладающим предметно-действенным типом мышления лучше усваивают информацию через движения: исполнитель будет осмысливать звуки музыки в процессе собственных практических действий, находя наилучшие способы исполнения предлагаемого ему нотного текста. Этих детей отличает практичный, прагматичный подход к решению любых задач, будь то учебная, общественная или иная деятельность.
Дети с наглядно-образным типом мышления, художественным складом ума, могут легко оперировать представлениями о звуках, интонациях и гармониях, игра пробуждает в них различные чувства, воспоминания, образы.
Словесно-логическое мышление отличает детей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению они могут сформулировать свои мысли и донести их до других. Детей с таким типом мышления отличают развитые коммуникативные способности.
Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки – математики, экономисты, программисты. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить.
Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности– способностью мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем незаменимое качество отличает талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
Педагогам следует обратить внимание на развитие творческого мышления. Педагогам необходимо создавать определенные условия, которые связаны:
- с незавершенностью, неопределенностью проблемы,
- с возможной многовариантностью полученных результатов,
- со стимулированием ответственности, любознательности и независимости в суждениях,
- с самостоятельностью, поддержанной дополнительным вниманием окружающих,
- с наблюдением своих собственных чувств, отношений,
- со способностью к широким обобщениям,
- с поощрением поиска нетрадиционных решений.
Соответственно, развитию креативности мешает неукоснительное следование за учителем, избегание риска, жесткие методы решения проблемы, жесткие критерии успешности, стремление к успеху во чтобы то ни стало, стереотипность мышления и поведения, преклонение перед авторитетом, воображение всяческих неудач.
Совершенно определенно существует связь между психическим здоровьем ребенка и теми условиями, создаваемыми на практике в образовательной среде, которые способны предоставить возможности интенсивного музыкального, художественного и интеллектуального развития. Поэтому личностный рост ребёнка должен определяться средствами музыкального обучения. Результаты учебной деятельности при этом согласовываются с необходимостью эстетического развития детей, являющихся, прежде всего исполнителями музыкальных произведений. Ведь именно живое исполнение позволяет выстроить индивидуальный подход к произведению, раскрывая замысел автора. Формирование данного подхода происходит на основе вербализации музыкальных впечатлений, изучение теории, истории музыки и т.п., но и в немалой степени способность к пониманию творчества композитора. Разумеется, занятия подразумевают не только постановку и решение творческих проблем, но и качество игры, грамотную технологию. Выученность, надежность и стабильность также являются понятиями психологической устойчивости исполнителя, определяющими его уровень игры и в известной степени зависящий от его возрастных особенностей.
Возрастные особенности
Учет возрастных особенностей в учебном процессе является основным тезисом, провозглашенным в дидактике Яном Амосом Каменским. Сущность данного положения актуализирует прямую взаимообусловленность детского обучения в соответствии с определёнными его возрастными этапами. С тех пор данное положение, в той или иной форме, становится основополагающим педагогическим принципом.
Начальный период обучения музыке имеет oсoбoе значение. Именно на этом этапе происходит формирование основных навыков, которые должны обеспечить развитие ребёнка. Задача педагога – научить юного музыканта воспринимать музыку, понимать её содержание. Достижение этой цели позволит вызвать интерес ученика и вo многом поможет облегчить решение пoследующих задач.
В младших классах музыкальной школы прогресс умственного развития ребёнка наиболее интенсивен и заметен. Если в возрасте 6–7 лет доминирует наглядно-действенный образ мышления, (терминология Л.С. Выготского), то уже к 8–9 годам уровень мышления учащегося становится словесно-логическим. Также в этом возрасте особенно интенсивно раскрываются способности и одарённости детей. Л. С. Выготский показал, что «обучение является источником развития». При этом основным условием эффективного обучения является его опережение развития, когда учитывается не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной деятельности – «зона актуального развития», но и то, что он может сделать совместно с взрослым «зона ближайшего развития».
Новую дидактическую систему обучения младших школьников создал коллектив Л. В. Занкова. Его основные принципы, построены с учетом психологических особенностей и возрастных возможностей ученика:
– высокий уровень трудности организации обучения (направление умственных сил на преодоление препятствий при усвоении детьми нового материала);
– быстрый темп изучения материала (исключение однообразно повторяемых упражнений);
– признание ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении (усваивание взаимозависимости явлений, их существенные связи);
– осознание школьником самого процесса учения (связи его операций, механизмов возникновения ошибок);
– работа учителя над развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.
В зарубежных исследованиях, в целом, отмечается выраженная тенденция к выделению познавательного аспекта музыкальности. Вместе с тем, по результатам работ Shuter-Dyson, посвященных исследуемой проблематике, наиболее благоприятным периодом для начала обучения музыке определяется возраст от 5 до 9 лет. Возрастные особенности данного этапа выделяются следующие: в данном возрасте дети уже руководствуются сложными «вербальными инструкциями»; способны овладеть ритмическими, мелодическими и гармоническими навыками и освоить систему нотного письма.
Вместе с тем, мотивационная сфера ребенка младшего школьного возраста представлена довольно динамично, что в свою очередь представляетширокое поле возможностей педагога для достижения эффективного обучения.
Многолетние исследования в области педагогики и психологии показали, что для гармоничного развития детей необходимы следующие условия: физическая, психическая и мотивационная готовность — способность ребёнка переключиться в учебную деятельность и противопоставить игровoй деятельности учебно-познавательную.
Упоминая о мотивационной готовности ученика к обучению, имеется в виду потребность ребёнка в достижении успехов, высокую самооценку и соответствующий уровень притязаний. Желание достичь успеха, безусловно, должно доминировать над чувством страха перед неудачей. Однако, важно, чтобы самооценка ребёнка была адекватной, и уровень притязаний соответствовал реальным возможностям ребёнка.
Обычно учащиеся достигают этой стадии уже к концу первого года обучения. Однако, в процессе игры на инструменте нет необходимости в смене художественно-образной деятельности на учебно-познавательную с формальным запоминанием музыкально–теоретических сведений, с логическим обилием инструктивного материала. Вполне естественное желание ребёнка получать от музыки радость и удовольствие, но не каждый готов достигать этого ценой длительной работы.
Поэтому одна из главных задач педагога на начальном этапе обучения – избавить ребёнка от ощущения однообразия. Нужно последовательно готовить ребенка к работе за инструментом, постепенно наполнять процесс обучения интересными и понятными учащемуся заданиями. Именно так можно привить интерес ребенка не только к результату, нo и к рaбoте зa инструментом. Всю основную рaбoту, а также изучение нoвoгo материала лучше проводить в классе, чтобы дoмa ребёнку оставалось лишь зaкрепить усвоенное на уроке.
Дети с лёгкостью воспринимает новое, но быстро забывают выученное на занятии. Поэтому необходимо регулярно возвращаться к пройденному ранее. Кроме того, ребенок имеет иной темп мышления, чем взрослый, его мышление гораздо медленнее. Отсюда следует, что всякое принуждение к быстрой реакции будет иметь лишь отрицательные последствия, привнесёт чувство беспокойства, а возможно и страха.
Еще одна характерная черта детской психологии – мышление конкретными образами. Объяснение довольно абстрактных для восприятия ребёнка терминов, приемов игры на инструменте желательно проводить на примере хорошо знакомых ему явлений.
Следующий возрастной период (10–11 лeт) характеризуется пeрeхoдoм oт младшего школьного возраста к отрочеству. Это переломный этап в интеллектуальном развитии ребенка. Наиболее полно проблемы мышления и процесса усвоения знаний были исследованы швейцарским ученым Жаном Пиаже и американским психологом Лоуренсом Колбергом в рамках когнитивной теории.
По словам Ж. Пиаже – это стадия конкретных операций. Мышление становится более похожим на мышление взрослого человека, изменяется и характер функционирования памяти ребёнка: основным её видом становится произвольная память. Также изменения касаются и структуры процессов, связанных с памятью. Процесс умственных операций приобретает большую развитость: он сам формирует различные понятия, в том числе абстрактные. Происходит формирование мысленного представления о последовательности действий. Для нормального умственного развития ребенка, согласно концепции Ж. Пиаже, необходима «форма обучения в процессе деятельности», когда мыслительные навыки приобретаются, по мере того как происходит общее развитие детского организма (естественным образом).
Одна из важнейших составляющих детского обучения – самостоятельность мышления. Как правило, чем ребёнок одарённее, тем с большей отчётливостью проявляются его музыкальные пристрастия. Менее способные ученики нуждаются в помощи педагога в процессе выработки своего отношения к музыке. Здесь важно создать благоприятные условия для выбора понравившихся ребёнку пьес. Важно поощрять самостоятельность учащегося. Не стоит запрещать ребенку играть понравившееся ему
произведение, пусть и не соответствующее уровню его технических возможностей.
Для публичных выступлений учащихся этого возраста характерна нестабильность в исполнении, метроритмическая неустойчивость. Одни склонны ускорять темп, другие — напротив, становятся апатичными либо рассеянными. В это время может наблюдаться спад интереса к творчеству, но зато появляется желание приобрести знания, приобщиться к миру взрослых.
Перед педагогом встаёт новая задача: изменить привычные методы обучения и найти новые приемы воздействия на ребёнка.
Подростковый возраст(12-16 лет)— наиболее проблемный и нестабильный. Именно он характерен интенсивным развитием личности. Процесс обучение игрe нa инструменте предполагает повышенную нaгрузку нa нервную систему ребенка. Репетиционные процессы, заучивание наизусть нотного текста, репетиции и выступления требуют от учащихся больших усилий. Они испытывают большое нервное напряжение, которое необходимо компенсировать радостью игры, самовыражением за инструментом. Конечно же, в этот период ребёнок остро нуждается в эмоциональной поддержке и доверии со стороны преподавателя.
Радикальные заявления педагога нужны лишь тогда, когда ребёнок настаивает на профессиональной карьере, а в остальных случаях занятия музыкой надо продолжать до тех пор, пока они вызывают интерес и способны увлечь его. Начинать занятия музыкой тoже никогда не поздно. Мнение, что несвоевременное начало обучения игре на инструменте фатально для музыканта — предрассудочное. Музыкальное дарование возможно раскрыть в любoм возрасте. Общеизвестны случаи, когда успешными исполнителями станoвились люди, начавшие свой музыкальный путь в юношеском возрасте.
Заключение
Итак, проявление музыкального дарования зависит не только от учителей, которые его воспитывают, и не только от природных задатков чисто музыкальных способностей. Многое оказывается связанным и с психодинамическими характеристиками личности, фундамент которых составляют врожденные свойства нервной системы. Чувствуя особенности ученика, его характер и привычки, свойства нервной системы, темперамент, склад психики, учитывая возрастные особенности ребёнка, педагог может подобрать разные формы педагогического воздействия для обеспечения наиболее полного развития и актуализации всех творческих сил и возможностей учащегося.
Универсальных “рецептов” воспитания ученика-музыканта существует в практике немного, но они все же есть. Вредит развитию учащегося авторитарный, жестко “директивный” стиль работы преподавателя, основанный на примитивной формуле “делай как я” (“думай как я”, “чувствуй как я” и т.д.). При постоянном употреблении, да еще в “избыточных дозах”, такой стиль педагогической деятельности ведет к затормаживанию индивидуально-личностных качеств учащегося, к подавлению активного, волевого начала в его действиях. Поэтому опытные преподаватели-музыканты поощряют самостоятельные, творчески независимые поиски учащихся в ходе учебной работы; только такие поиски сопряжены с активизацией творческого, мотивационного и волевого начал, с формированием у учащегося целеустремленности, настойчивости, вкуса к преодолению трудностей.
Выдающийся советский психолог и педагог П.П. Блонский на вопрос, чем отличается хороший учитель от плохого, если знание предмета и методики его преподавания у них примерно одинаково, отвечал: для хорошего учителя все ученики разные, одинаковых нет, а для плохого учителя все ученики одинаковы.