Бурова Юлия Владимировна – Воспитатель МБДОУ №59 «Туесок», г. Архангельск
Дата поступления работы на конкурс: 29.11.2016г.
Тема: «Ознакомления дошкольников с семьёй как явлением общественной жизни»
Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения, была и остаётся семья. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решить эту проблему «всем миром»: семья, детский сад, общественность. В связи с недостаточными знаниями детей о своей семье и её истории, малой заинтересованностью родителей работой детского сада и деятельностью детей, постепенным разрушением института семьи, побудило нас изучить систему ознакомления дошкольников с семьёй как явлением общественной жизни. Уже в 1 и 2 младших группах имеет смысл знакомить дошкольника с семьёй. В работе с детьми необходимо использовать игры-занятия, различные игровые ситуации. Для того чтобы ребята научились различать и называть своё имя и фамилию, познакомились между собой, можно использовать игровые ситуации: «Теремок» (дети спрашивают и отвечают, кто в теремочке живёт).
«Давай познакомимся»
Дети обмениваются картонными цветами (в середине каждого цветка наклеена фотография ребёнка) и называют свои имена и фамилии. В семейном уголке группы можно сделать выставку «Ласковые ромашки» на лепесточках, которых написаны нежные обращения к ребёнку. Можно провести занятие по теме «Наши имена», семейный праздник «Будем знакомы» с участием родителей. Существенное значение для формирования у детей представлений о семье имеет сюжетно-ролевая игра «Семья». Это игра, сюжетом которой являются дом и семья, создаёт в группе тёплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребёнка в детском саду положительными эмоциями. В ходе игр «Семья», «Дочки-матери» устанавливаются термины родства, формируются представления о составе семьи, о взаимоотношениях и взаимопомощи в семье. Ребята, копируя образец игрового поведения воспитателя, стараются в игре следовать идеальной модели семьи, члены которой уважают друг друга, во всём стараются помочь, говорят между собой вежливо. Игровая модель семьи может существенно отличаться от реальной семьи конкретного ребёнка, поскольку знакомит малыша с тем, какой семья может быть. Отвлечённость событий, происходящих в игре «понарошку», позволяет ребёнку избежать психологической травмы, если взаимоотношения в его собственной семье иные. Важную роль в формировании у детей представлений и усвоении слов, обозначающих родственные отношения, могут сыграть народные потешки, прибаутки. Чтение художественной литературы. Например, сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», а также чтение и разучивание потешек «Ладушки», «Этот пальчик дедушка» и т.д.
Дидактическое упражнение «Семейный хоровод».
Ребёнок произносит «Хоровод я соберу, всех родных приглашу. Позову я папу, маму…» и перечисляет остальных членов семьи. Первоначально, используя наглядные материалы (рисунки, иллюстрации), ребёнок выкладывает на столе карточки с изображением членов идеальной модели семьи, объясняет, кто кому кем приходится. На следующем этапе используется семейный альбом, и ребёнок рассказывает о своих родных.
Дидактическое упражнение «Где-то в шумном городе».
Это упражнение позволяет проиллюстрировать возможное разнообразие состава семьи. Воспитатель размещает на доске карточки с изображениями мамы, папы и ребёнка, сопровождая свои действия словами: «Где-то в шумном городе, посреди земли жили члены дружной, но маленькой семьи». Затем спрашивает: «Сколько здесь членов семьи? Назови, кем они приходятся друг другу». Состав семьи на доске постепенно увеличивается, например, мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь. Воспитатель продолжает: «Где-то в шумном городе, посреди земли жили члены другой и тоже дружной чуть большой семьи».
Детям 4-5 лет следует дать элементарные знания и представления о том, что такое семья. Основой формирования представлений о семье как явлением общественной жизни должна стать социально одобряемая модель, то есть полная и благополучная. В понятие семьи наряду с составом необходимо включить описание семейных взаимоотношений и обязанностей членов семьи. Модель семьи может быть следующая: «Семья- это мама, папа, дети-братья и сёстры, бабушки и дедушки». Однако при этом важно подчеркнуть, что семьи могут быть разными; у всех ребят в группе есть семьи, и все они разные, непохожие друг на друга.
Необходимо продолжать воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, учить разделять радость родных и друзей, а также проявлять сострадание к ним. В данном возрасте следует знакомить с пословицами и поговорками и стихами о семье. Привлекать внимание детей к репродукциям картин, где художники изобразили образ матери.
Можно использовать следующее игровое упражнение и игры:
«Имена».
Цель: учить запоминать имена и отчества близких родственников.
Методические рекомендации: ведущий показывает, например, с изображением дедушки. Игроки по очереди называют имена своих дедушек. Тому, кто назвал имя, дают одну маленькую карточку, имя и отчество или фамилию две.
«Собери портрет мамы».
Цель: учить детей подбирать портрет мам, сравнивая его с фотографией.
Методические рекомендации: на столе разложены заготовки из цветной бумаги для портретов (силуэт-голова с нарисованным носом, шея, плечи на цветном фоне), различной формы и различных цветов причёски, брови, глаза, губы, верх платья. Каждый ребёнок самостоятельно выбирает нужные детали и выкладывает мамин портрет.
Игра «На кого я похож».
Цель: упражнять в умении находить сходства и различия между ребёнком и его родственниками.
Таким образом, ознакомление младших и средних возрастных групп с семьёй как явлением общественной жизни, предоставляет возможность создания проекта «Семейный альбом» дома и в группе.
У детей шестого года жизни, следует формировать интерес и необходимую базу для последующей работы в условиях дошкольного учреждения к своей родословной. В данной возрастной группе работу в этом направлении следует рассматривать, как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, закреплять знание имён и отчеств не только родителей, но и бабушек и дедушек.
Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и социальным миром, важную роль в накоплении впечатлений, представлений детей играет изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи, относящимися к жанру семейного портрета. К примеру, можно провести такие занятия, как «Что в имени тебе моём», «Моя семья», «Семейные традиции», «Герб моей семьи». В продуктивной деятельности такие темы, как «Лучший в мире папа», «Портрет моей мамы» в рисовании, в аппликации «Открытка для папы», «Праздничная открытка к 8 Марта», лепка «Бабушка и дедушка». Выставка репродукций картин, относящихся к жанру семейного портрета «Образ матери в искусстве» и т.п.
Используемая литература
- Абабков В.А. «Семейная жизнь и профессиональная деятельность.
- Алёшина И.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» Москва 2003.
- Горшенина В.В, Самошкина И.В, Черкасова Н.П. «Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания» Волгоград 2007.
- Давыдова О. И. Богославец Л.Р. Майер А. А. «Работа с родителями в ДОУ» Москва 2006.
- Дозоров М.А. Кошлева Н.В. Кроник А.А. «Семья»: Я, Мама, Папа, Бабушки Дедушки. Программа и материалы по социально – личностному развитию детей дошкольного возраста. Москва 2008.