Савичева Елена Васильевна – Педагог-организатор МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа № 3» г. Новокузнецк
Дата поступления работы на конкурс: 05.04.2019г.
«Развитие коммуникативных навыков в детском коллективе
средствами игр на коллективообразование»
Оглавление
Введение
1. Сущность и содержание понятия «коммуникативные навыки детей»
2. Детский коллектив и его возможности для развития коммуникативных навыков
3. Организация игр по коллективообразованию
Заключение
Литература
Введение
В современных условиях развития нашего общества возрастает роль активности человека, его умения организовать свою деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития коммуникативных способностей, так как наличие их высокого уровня, хотя и не гарантирует успеха в учебной, профессиональной, творческой и других видах деятельности, но создает для него определенную основу. Эта проблема непосредственно вытекает и из современных требований к выпускникам общеобразовательных школ. В документах по модернизации образования записано, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетентностей, касающихся интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сфер. В перечень ключевых компетентностей входят: умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность взаимодействовать и уживаться с другими людьми; готовность замечать проблемы и искать пути их решения и др., основу которых, по сути, составляют коммуникативные способности.
Сформированные коммуникативные умения – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности.
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе учреждений дополнительного образования более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития коммуникативных умений.
Широкими возможностями для развития коммуникативных умений обладает детский коллектив – не любое случайное объединение детей, а лишь высшая форма его – сформированный, развитый детский коллектив. Именно он решает поставленные обществом задачи, и в то же время создает возможности для реализации потребности детей в общении.
В учреждениях дополнительного образования детей есть внешние и внутренние условия для усвоения социокультурного опыта человечества и развития личности, средства культурно-досуговой деятельности способствуют развитию коммуникативных навыков детей.
Цель данной работы – раскрыть значимость коммуникативных навыков для детей и возможности их развития через игры по коллективообразованию.
Практическая значимость – рекомендованные игры по коллективообразованию позволят педагогу сплотить детский коллектив, повысить уровень доверия и доброжелательности в группе, определить лидеров, повысить эффективность и успешность взаимодействия в группе, направить детей на поиск необычных конструктивных способов решения проблем, снятие напряжения и агрессии. Предложенные игры с успехом можно использовать на различных этапах формирования детского коллектива: возникновение, формирование, стабилизация, совершенствование.
1. Сущность и содержание понятия «коммуникативные навыки детей»
По мнению многих специалистов, коммуникативные способности — это основа для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности (Л.А. Петровская, Г. Крайг, A.A. Леонтьев, Дж Сеймор, Я. Яноушек), в успешности дальнейшей профессиональной деятельности (А.Б. Добрович, М.С. Каган, A.M. Эткинд, A.A. Максимов), а также в сохранении и укреплении здоровья.
Коммуникативные умения – есть важное условие развития ребёнка, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.Н. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
Процесс социального становления человека, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, поэтому развитие коммуникативных навыков у детей является принципиальным этапом их развития.
Жизнь ребенка буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности [2].
Проблема общения детей со сверстниками и взрослыми традиционно занимает одно из центральных мест в педагогике [1]. Анализ теории и практики формирования коммуникативных способностей детей свидетельствует о ее существенных недостатках. Мало внимания уделяется работе по формированию коммуникативных навыков детей с учетом их индивидуальных показателей развития, недостаточно полно используются возможности практико-ориентированных средств формирования коммуникативных навыков.
Начиная активную жизнь в обществе, ребенок сталкивается с множеством трудностей. Они связаны не только с недостатком знаний об этом мире, но и с необходимостью научиться жить среди себе подобных, то есть комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. Ребенок в процессе этого сложного познания становится личностью со своим мировоззрением, со своими реакциями на поступки других и с собственным поведением, со своим пониманием добра и зла [2].
Очень значимым является и общение ребенка со сверстниками. Так в общении с взрослым ребенок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками, – обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе.
Успешность процесса общения во многом определяется тем, как коммуникативные навыки формируются изначально, а именно в детском коллективе, в группе сверстников.
Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения; сформированность коммуникативных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности и самостоятельного осуществления детьми информационной, перцептивной, интерактивной деятельности.
Таким образом, учреждения системы дополнительного образования, априори имеющие внутренние и внешние условия для формирования коммуникативных навыков детей, могут эффективно их использовать для развития коммуникативных компетенций, а в целом и личности ребенка.
2. Детский коллектив и его возможности для развития коммуникативных навыков
Главная задача воспитания состоит не только в передаче существующего опыта отношений в форме, адекватной для различных уровней развития детей, но и в направленной подготовке подрастающего поколения к новым более высоким уровням общественных отношений. Важнейшее условие и средство формирования целостной личности человека, инструмент идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и других сторон воспитания представляет детский коллектив. Его характеризует совокупность признаков, как общих, так и специфических.
С психологической точи зрения важно, что коллектив представляет собой общественный организм, в котором формируются общественные связи ребенка, происходит его психическое развитие. Наряду с признаками любого коллектива, характеризующими его как социальную среду, как условие воспитания и т.д., в детском коллективе мы имеем дело не со сложившимися личностями, а с формирующимися. Именно этим обусловлены его особые воспитательные функции [3].
Отличительная особенность детского коллектива – направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей, при построении их отношений. Детский коллектив, объединяя растущих людей, составляет в этом плане условие и инструмент осуществления воспитательной функции. Будучи условием наиболее активного и целенаправленного воздействия общества, детский коллектив сам выполняет воспитательные функции по отношению своим членам.
В организации детского коллектива особенно важно соотношение потребности самих детей в общении и задач, поставленных взрослыми. Активно включая детей в решение общественно значимых задач, коллектив обеспечивает развертывание многообразных форм общения, которые раскрывают широкие возможности для развития личности. Психологически существенно при этом, чтобы дети воспринимали коллектив не как внешнюю целесообразность. В глазах самих детей воспитательная функция коллектива должна отступать на второй план перед его общественно полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется.
Задачи общества по воспитанию личности в состоянии выполнить не любое случайное объединение детей. Лишь высшая форма его – сформированный, развитый детский коллектив и решает поставленные обществом задачи, и в то же время создает возможности для реализации потребности детей в общении.
Развитой детский коллектив необходим и возможен лишь на базе определенных видов деятельности, формирующихся на вполне определенных возрастных этапах развития психики ребенка. Для подлинно развитого детского коллектива характерна общность целей и адекватных мотивов содержательной совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенная организация и связи.
Воспитательные возможности детского коллектива определяются: 1) содержанием деятельности детей; 2) тем, насколько этот коллектив как целое является субъектом деятельности, и 3) системой всех отношений, которые организуются в процессе деятельности [3]. Исключительно важно формировать ко всем членам коллектива заботливое отношение, создающее оптимальное положение для каждого ребенка.
Детский коллектив не только объект, но и субъект воспитания. Каждый ребенок – член этого коллектива, и ему необходимо реально участвовать в выборе целей коллективной деятельности, их практическом осуществлении, в создании общественного мнения. Воспитательное воздействие детского коллектива на личность определяется не давлением, вынуждающим ребенка подчиняться определенным жестким требованиям, а побуждению детей к всестороннему раскрытию их творческой активности, самодеятельности. Создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, развития индивидуальности каждого ребенка обеспечивает раскрытие богатства нравственной сферы личности, формирование ее морально-волевых качеств.
Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные условия для формирования социально ценной сущности личности и проявления ее индивидуальности.
Таким образом, на вопрос: «Что дает коллектив личности в рамках коммуникативных навыков (компетенций)?» мы можем ответить следующим образом:
– удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении;
– является сферой жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то общественно и личностно значимых объединениях, вступая в разнообразные взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми);
– дает богатый эмоциональный опыт;
– формирует поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в жизни;
– в коллективе человек познает в большей степени себя, адекватно оценивает свои достоинства и недостатки;
– развивает социально значимые качества и свойства характера, позволяющие полноценно реализовать индивидуальные возможности и способности.
3. Организация игр по коллективообразованию
Существует большое количество форм работы по формированию и сплочению детского коллектива: групповые, парные и индивидуальные формы работы, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы, методика коллективных творческих дел, психологические и игровые тренинги, возможно проведение серии часов общения под рубрикой «Интересный человек рядом»; цикл занятий человековедения «Я и другие люди», «Человек среди людей», «Роскошь человеческого общения»; различные тематические классные часы, специально посвященные определенным нравственным качествам, связанным с развитием толерантности: альтруизм, великодушие, гуманность, доброта, милосердие, достоинство личности.., а также и развенчивающие негативные качества — недоброжелательность, жестокость, равнодушие, бестактность, злословие, высокомерие, критиканство и т.д.
Мы уже убедились в том, что жизнь в коллективе позволяет ребенку активно расширять свои коммуникативные компетенции.
В данной работе мы рассмотрим такую форму работы по данному направлению, как игры на коллективообразование. Игры по коллективообразованию позволяют педагогу сплотить детский коллектив, повышают уровень доверия и доброжелательности в группе, повышают эффективность и успешность взаимодействия в группе, могут направить детей на поиск необычных конструктивных способов решения проблем, снимают напряжение и агрессию.
Важно отметить, что эти игры с успехом можно использовать на различных этапах формирования детского коллектива: возникновение, формирование, стабилизация, совершенствование и множественных коммуникативных аспектах коллектива: общение, подчинение, критика и самокритика, стимулирование, помощь и взаимопомощь, самооценка, убеждение, переключение в работе и общении, соревнование и соперничество, сопереживание, ответственные решения, освоение новых способов деятельности, выражение веры и доверия, дисциплина, управление эмоциями, позитивное самовоспитание.
В коллективной (командной) работе нужно соблюдать следующие основные правила и требования:
– уважительное отношение;
– различие точек зрения в коллективе повышает качество обсуждения и не ведет к изоляции кого-либо из участников;
– каждый член коллектива должен ощущать вовлеченность в процесс и причастность к решению;
– каждый член коллектива осознает, что групповая работа является более продуктивной;
– каждому предоставляется возможность высказаться;
– выступающего не прерывают и не перебивают;
– избегайте доминирования в дискуссии;
– постарайтесь иметь непредубежденное восприятие;
– не унижайте членов коллектива;
– не допускайте нападок на других.
Далее приведем примеры игр на коллективообразование.
Таблица № 1
Игры на коллективообразование
Название | Описание. Рекомендации | Цель | Кол-воучастников |
Слепой поводырь | Участник с завязанными глазами и поводырь проходят на другой конец комнаты, преодолевая препятствия. Остальные наблюдают.Участники могут по-разному доверять разным членам группы. Можно узнать заранее кто с кем хочет идти, но может выявиться человек, которому никто не доверяет, это опасно. В то же время кому было бы полезно узнать, что ему доверяют. Полезно менять маршрут и расположение препятствий перед каждой парой. Можно ограничить вербальный контакт. | Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру, прикосновение к чувствам «экстрима». | Работа в паре |
Слепой паровозик | Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или по трое. Тот, кто спереди, закрывает глаза и слушается движений последнего. Тот, кто в середине – нейтрален. Игра происходит молча. Интересно, когда одновременно двигается не меньше 5-ти паровозиков.Активно включен телесный компонент, что может вызвать у подростков самые разные эмоции. На материале этой игры можно говорить о телесных проявлениях доверия и недоверия. Можно менять «машинистов», отправляя предыдущих в хвост. | Разрядка, сплочение. Опыт ответственности и доверия или недоверия партнеру. Внимание к телесным ощущениям. | Чем больше, тем лучше |
Ладошка | Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони) что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг лист возвращается хозяину.Очень хорошее упражнение для завершения тренинга. Необходимо довести до сознания ребят, что не следует писать гадости. Вредно говорить, что «если нет ничего хорошего, нарисуй цветочек» – это провоцирует ребят к выбору легкого решения, не дает думать и увидеть что-то, чего раньше не замечал. | Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций. | 5 и более |
Надписи на спине | Участникам прикрепляется к спине листок и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке.Задачу можно усложнить – например, писать то, чтобы хотелось изменить в этом человеке. Возможно при достаточном уровне безопасности в группе. | Опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения в группе | Чем больше, тем лучше. |
Салки-обнималки | Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним.Просторное безопасное помещение; помогает «разрешить» прикосновения, почувствовать себя спасителем и спасенным. | Разрядка, взаимовыручка, «спасающий физический контакт» | 6 – 30 |
Поросята и котята | Участники делятся на «поросят», «котят» «утят»: как на «первый – второй – третий». Все закрывают глаза и, издавая соответствующие звуки, ищут своих собратьев. Ведущий следит за безопасностью.Безопасное помещение. Для подростков возможно при хорошем уровне «разогретости» группы. | Разрядка | 6 – 30 |
Выход-вход | Задача одного из участников любым способом войти или выйти из круга, задача группы не дать ему это сделать. Применимы любые методы – от физических до убеждения.Может стимулировать групповой процесс, включая в группу участников, которые остаются на отшибе. | Групповая динамика, телесный контакт. Противостояние группе, умение убедить, умение сказать «нет» | 6 – 12 |
Летающее яйцо | Участникам дается 1 сырое яйцо, 2 листа бумаги формат А4, несколько соломинок для коктейля, ножницы, немного скотча и пластмассовый или бумажный стаканчик. Задача – придумать конструкцию упаковки яйца таким образом, чтобы его можно было скинуть с высоты второго этажа и не разбить. 10 минут дается на обсуждение и выбор стратегии выполнения задания (не прикасаясь к предложенным предметам). Затем 20 минут на создание придуманной конструкции, причем делается это молча и за каждое произнесенное слово штраф – 0,5 минуты. Затем яйцо сбрасывается.Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. Данное задание может быть предложено одновременно нескольким группам, что внесет соревновательный элемент в процесс выполнения задания. | Групповое взаимодействие, выявление лидеров, поиск конструктивных способов решения проблем. Осознание подростками большей важности процесса нежели результата. | 7 – 10 |
Башня | Участникам дается пачка соломинок для коктейля, скотч и ножницы. Задача – построить высокую башню, используя предложенные материалы. Прикреплять или подвешивать башню к любым поверхностям нельзя. 10 минут дается на обсуждение и выбор стратегии выполнения задания (не прикасаясь к предложенным предметам). Затем 20 минут на создание придуманной конструкции, причем делается это молча и за каждое произнесенное слово штраф – 0,5 минуты.Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. Данное задание может быть предложено одновременно нескольким группам, что внесет соревновательный элемент в процесс выполнения задания | Групповое взаимодействие, выявление лидеров | 7 – 10 |
Бревно | Участник встаёт в шеренгу на бревне, скамейке или обозначенной на полу полосе (шириной чуть больше длины ступни, длиной достаточной для того, чтобы все стояли вплотную друг к другу). Задача – поменяться местами так, чтобы все стояли в зеркально отображенном порядке. При заступе на черту или падении с бревна, скамьи участники встают в исходную позицию и начинают сначала. Можно засечь время и после завершения упражнения предложить сделать за меньшее время и поставить собственный рекорд.Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. Помогает сплотить группу, в том числе разрешить телесный контакт друг с другом. Пригодно для базового тренинга. В зависимости от имеющегося времени можно более или менее жестко фиксировать «заступы». Вредно делить группу на два бревна: возникающее соперничество уничтожает идею единства группы. Эмоциональный или смысловой акцент переносится на победу или поражение. Как только первая группа выполнит задание, вторая сразу же теряет интерес. | Групповое взаимодействие, выявление лидеров, поиск конструктивных способов решения проблем. Телесный контакт. | 10 – 15 |
Дождик | Все сидят в кругу. Ведущий в центре поворачивается вокруг своей оси и делает определенные движения. Когда смотрит в глаза участнику, тот начинает повторять движение, и делает его до тех пор, пока ведущий снова не посмотрит на него. Ведущий обводит глазами всех участников по кругу. Первый круг он потирает ладони, второй – щелкает пальцами, третий – хлопает в ладоши, четвертый – топает ногами, затем в обратном порядке. Упражнение выполняется молча.Важно молчать и слушать производимый звуковой эффект. Очень похоже на звук дождя. Упражнение камерное, хорошо идет в конце тренинга, когда группа сплотилась, все устали и сблизились. Упражнение дает почувствовать эту близость. | Сплочение, ощущение единства, позитивные эмоции | 12 и больше |
Снежный ком | По кругу каждый по очереди называет имена всех уже назвавшихся и то, что им нравиться делать, потом добавляет свое имя и то, что ему нравиться делать.Полезно к имени добавлять что-нибудь о себе, например, что нравиться делать. | Знакомство, сплочение | до 30 |
Заключение
Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения; сформированность коммуникативных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности.
Детский коллектив не только объект, но и субъект воспитания. Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Воспитательное воздействие детского коллектива на личность определяется не давлением, вынуждающим ребенка подчиняться определенным жестким требованиям, а побуждению детей к всестороннему раскрытию их творческой активности, самодеятельности.
Подводя итоги нужно сказать, что необходимо создавать дополнительные условия для формирования навыков эффективного взаимодействия, умения жить среди себе подобных, то есть комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться; условия для социального становления. Напомним, что развитие коммуникативных навыков у детей является принципиальным этапом их развития. Так учреждения дополнительного образования вполне могут предоставить необходимые условия. В частности, игры на коллективообразование являются эффективным средством для развития коммуникативных способностей детей. Использование игр позволит реализовать следующие задачи:
– воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;
– создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;
– развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
– обучение искусству общения – диалогу, дискуссии, беседе.
Литература
1. Белобородов, А.М. Научная статья по специальности «Психология» Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия [Электронный ресурс] / А. Белобородов. – научная электронная библиотека «Киберленинка». – журнал «Научный диалог» – №9 (21), 2013.
2. Трубская, Е.А. Статья «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через совместную деятельность» [Электронный ресурс] / Е. Трубская. – сайт – Международное сообщество педагогов «Я – учитель!».
3. Швед, М.В. Лекции и практикум по психологии «Развитие коммуникативных навыков во внеклассной работе с детьми, обучающимися по специальной программе» [Электронный ресурс] / М. Швед. – сайт – Ваш психолог.