Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности» «Тестопластика»

Илларионова Раиса Владимировна – Воспитатель МБДОУ «Радуга» Республика Саха (Якутия) Сунтарский улус село Шея
Дата поступления работы: 29.04.2024г.

«Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности» «Тестопластика»

Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику и связную речь детей.
Задачи:
Обучающие:
– Развить мелкую моторику рук, глазомер.
– Пробудить интерес у детей к работе с соленым  тестом  сформировать  у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
– Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
Воспитательные:
– Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
– Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок в рабочем месте;
– Сформировать  умение работать в коллективе.
Развивающие:
– Развить самостоятельность, аккуратность;
– Развитие речи
– Развитие речевого запаса детей

Содержание:
1. Аннотация.
2. Введение.
3. Почему развитие мелкой моторики важно для детей?
4. Опыт работы.
5. Заключение.

1. Аннотация.

Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через занятия по тестопластике. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования. Она содержит занятия на развитие мелкой моторики. Данная методическая тема разработана с учетом федеральных государственных требований и  Основной общеобразовательной  Программы детского сада.

2. Введение.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, М.М. Кольцова, Е.К. Бережная, В.Н. Бехтереа). Формирование двигательных функций, тонких движение рук, происходит  в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.  Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо овладевать разными движениями запястья. Многие ученые доказали, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем большеуверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем мастерства в детской руке, тем умнее…». Ребенок 6-7 лет  усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него  формируется познавательная деятельность: формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развивается  различные виды памяти, словесное – логическое мышление. В последнее время среди дошкольников ярко  выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем так называемой школьной зрелости. Одной из важных задач перед педагогом дошкольного учреждения является – развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию.   Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать вой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесно связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения,оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений,координации,тактильных ощущений,необходимых в работе с детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии речевой деятельности человека.

В детском саду , я веду кружок «тестопластика» по лепке из соленого теста. Кружок ведется 1 раз в неделю. Тестопластика оказывает психотерапевтический эффект на развитие высших психических функций головного мозга. Уровень развитие речи детей также находится в прямом зависимости от степени  сформированности  мелкой моторики рук.  Систематическая  тренировка пальцевой  моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Работа с тестой успокаивает, снимает напряжение и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно.На занятиях по тестопластике использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию напряжения.

Из всех материалов я выбрала соленое тесто и стала использовать в своей работе с детьми.

Используемые приемы лепки:

РазминаниеНадавливание руками изкусочек теста
ОтщипываниеОтделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальца
ШлепаньеЭнергичное похлопывание по тесту ладонью с прямыми пальцами.
СплющиваниеСжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек теста можно сплющить при помощи пальцев

В своей работе всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (белое, мягкое, можно сделать ямки, скатать колобки, колбаски и. т.д.

Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки – декоративные пластины ,печенье. Для раскатывания использовались скалочки, для вырезании формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы при помощи деревянного стержня (спички, зубочистки) добавлялись другие детали: ушки. глазки, хвост. После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к другому этапу работы более сложному. По сюжетам якутских, русских сказок лепятся персонажи героев.                                                                                                                                Одним из этапов изготовления поделок является – раскрашивание. Для этого используются краски-гуашь, акварель, фломастеры.                                              Чтобы работы получились интересные, предлагаю детям украсить мелким бисером, бусинками, косточками, макаронными изделиями. Особенностью тестопластики является комплексность: все игры, упражнения и техники подчинен единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например:  мы лепим животных, то проводится беседа или познавательная работа про животных. В процессе лепки дети  делятся своими впечатлениями. Придумывают истории по теме и возникают желание слепить еще что-нибудь другое. Как правило, большое количество картин и композиций создаваемые в группе – это коллективные работы детей. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь  на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Чтобы повысить интерес детской речи в игре ней использую игровые мотивации. В конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку.               
Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей. В работе с детьми я учитываю их желание. настроение, возможности, интересы .  Занятия проводятся в спокойной атмосфере под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости. Дети с удовольствием занимаются. В начало года проводится диагностика по речевой деятельности детей. Диагностика включала в себя проверку состояния артикуляционного аппарата, сформированность звукопроизношения слоговой структуры слога, навыков звукового анализа и синтеза, развитие связной речи по методике Е. А. Колесникова.В ходе  диагностике было выявлено, что многие дети имеют различные нарушения речи. Сопоставляя результаты стартовой и итоговой диагностики, мы убедились, работа с тестом приносит свои плоды.  Тестопластика действительно является эффективным средством.способствующим формированию у ребенка навыков по развитию речи, мышления, творческой деятельности. Результативность работы проявилась в развитии тонких координированных движений руки, в слаженной работе мелких мышц кисти. Это эффект достигли при систематичности и регулярности проведения художественно-продуктивной деятельности. При работе с тестом у детей формируются такие качества.как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Полезно проводить с родителями беседы, родительские собрания, рассказывать о важности и значении развития мелкой моторики у детей и показывать способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.

Список использованных литератур:
1. Забавные фигурки из соленого теста. Антипова М.А 2012г.
2. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) Борисенко М.Г. Лукина Н.А. 2003г.
3. Шедевры из соленого теста. Зимина Н.В  2010г.
4. Формирования словаря у дошкольников с ОНР. Антипова Ж.В. 1998г.
5. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Максакова А.И. 2006г.
6. К вопросу о современных подходах к изучению детской речи. Цейтлин С.Н. 2006 г.

Работа детей средней группы

«Снеговик»

«Грибочек», «Яблоки»

Работа детей младшей группы

«Неваляшки»

«Бусинки»

Работа детей старшей группы.

«Рыбки»

«Божья коровка»

Работы детей подготовительной группы.

Коллективная работа «Мои любимые сказочные герои»

«Ваза с розами»

«Букет полевых цветов»

Вам также может понравиться...
15720