ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА: «СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Вольперт Юлия Александровна – Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Энгельс, Саратовская область
Дата поступления работы на конкурс: 06.11.2016г.

Тема: «Создание педагогических условий для мировоззренческого самоопределения учащихся на уроках истории и обществознания»

Актуальность и условия становления опыта (слайды 1-4)
Быстрые изменения современной социальной действительности актуализируют не только передачу знаний, умений и навыков, но и формирование личности, способной гибко реагировать на изменения социума, критически оценивать события и явления, самостоятельно принимать ответственные решения, определять свое место в окружающей действительности, выбирать и оперировать ценностями на основе жизненной программы действий. В соответствии с этим существенным образом возрастает роль и значение жизненной позиции и мировоззренческих установок личности, а также соответствующих этим установкам сознательных социальных действий, направленных на разрешение и снятие противоречий общественного развития и на содействие социальному прогрессу общества. В этих условиях педагогическая поддержка и сопровождение мировоззренческого самоопределения учащихся посредством реализации права на свободный выбор взглядов и убеждений, становится важным фактором решения духовно-нравственных и идеологических задач российского общества в целом.
Модернизация системы отечественного образования направлена на усиление личностной составляющей образования, формирование самостоятельности обучающихся, их способности к рефлексивной деятельности, развитию социально-активной и успешной личности.
Приоритетными задачами курсов истории и обществознания, обозначенные ФГОС, являются формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности национальным и общечеловеческим ценностям.
Таким образом, новые культурно-образовательные условия актуализируют проблему мировоззренческого самоопределения учащихся.
Возникает противоречие между традиционной системой преподавания с передачей знаний в «готовом» виде, не реализующей право выбора, и инновационными требованиями ФГОС, предусматривающими способность личностного самоопределения, сформированность ценностно-смысловых установок, умения критически оценивать и интерпретировать информацию. Данное противоречие явилось мотивом поиска путей выхода из создавшегося проблемного поля между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. (слайд 5)
В качестве теоретических основ педагогического опыта выступили: гуманистическая концепция о человеке как главной ценности (Н.А. Бердяев, Д. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); теории развития личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.); теоретические положения о личностно-ориентированном обучении (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.Ю., И.С. Якиманская и др.); научные положения о роли мировоззрения в процессе становления личности (А.А.Касьян, В.Г.Иванов, Т.И.Ойзерман, Г.Е.Залесский и др.); концептуальные идеи педагогической поддержки (О.С. Газман, Е.А. Александрова, А.В. Мудрик, Т.В. Фролова, И.Д. Фрумин, И.С. Якиманская и др). Проблему мировоззрения исследовали М.П. Арутюнян, Д.А. Леонтьев, С.А. Никольский, М.М. Прохоров, Н.С. Рыбаков, А.Г. Спиркин, А.И. Столетов, и др. (слайды 6-7)
Ведущей идеей своего педагогического опыта считаю становление и развитие личности, способной принимать жизненно важные решения, осуществлять выбор на основе базовых общечеловеческих и национальных ценностей. (слайд 8)
Цель и вытекающие задачи педагогического опыта заключаются в создании необходимых условий для мировоззренческого самоопределения и позитивной социализации учащихся на уроках истории и обществознания. (слайд 8)
Новизна опыта заключается в усовершенствовании существующих педагогических технологий, адаптированных и используемых для мировоззренческого самоопределения учащихся. (слайд 9)
Технологичность
Уроки истории, как никакой иной предмет, нацелены на формирование ценностно-мировоззренческой ориентации ученика. Большая роль при этом отводится методической организации урока, используемым технологиям и приёмам. (слайд 10)
Свою педагогическую деятельность выстраиваю таким образом, чтобы на уроке реализовывались следующие условия. (слайд 11)
Первое, ключевое условие – активная интеллектуальная, мыслительная деятельность учащегося по усвоению системы знаний. Главные принципы – принцип компаративности, самостоятельности при выборе решения, принцип научности. В этих целях использую приёмы технологии развития критического мышления для работы с источниками и документами, а также приёмы технологии проблемного обучения, позволяющих организовать учебный процесс в рамках системно-деятельностного подхода.
Второе – создание и сохранение в течение урока благоприятного эмоционального фона. Главный принцип – учёт возрастных и психологических особенностей учащихся. Для воздействия на эмоциональную сферу учащихся активно применяю игровые технологии.
Третье – осуществление выбора ценностных ориентаций, где я использую метод альтернативных ситуаций и моральных дилемм.
И, наконец, четвёртое условие – это активная деятельность учащихся в течение всего урока.
Остановимся подробнее на организационно-методических особенностях уроков. В процессе приобретения нового знания существенное место занимает принцип компаративности, который предусматривает развитие навыков сравнения различных точек зрения на событие, вырабатывается оптимальный способ решения учебной задачи, умение формулировать и отстаивать собственное мнение. Для этого я использую приёмы технологии развития критического мышления. С 5 класса и по 11 класс на уроках организуется обязательная работа с историческими источниками и другими источниками информации. В этих целях использую такой приём технологии развития критического мышления, как «двойной дневник», который мы с ребятами называем «Заметки юного историка» (слайд 12). Предлагается учащимся проанализировать имеющиеся мнения, взгляды на изучаемое событие и внести соответствующие записи. По ходу урока выстраивается дискуссия, обсуждение и представление собственной позиции. Работа с текстом документа и составление «Заметок» позволяет помочь каждому ребенку обрести личное осознанное отношение к истории, соотнося свое мнение с ценностями разных эпох и общечеловеческими ценностями. Такая организация работы учит ребят уважать чужое мнение, выстраивать цивилизованную тактику доказательства своего мнения, что в дальнейшем проявляется и в их повседневном поведении, т.е. способствует мировоззренческому самоопределению.
Методы проблемного обучения (приём проблемного изложения и создания проблемных ситуаций, приём ролевой дискуссии, метод альтернативных ситуаций) обеспечивают постоянное включение учащихся в самостоятельный поиск, направленный на разрешение возникающих проблем, что ведет к развитию познавательной и творческой активности учащихся, а также способствует развитию навыков коллективной работы. Формулировку темы урока также стараюсь давать проблемную: «Пётр I: великое чудо или чудовище России?», «Иван Грозный: великий или жестокий?», «Нерон и Траян: портит ли неограниченная власть правителя?», «Внешняя политика Николая I: железная поступь или игра с огнём?», тем самым обеспечивая и условия для осуществления выбора решений самими учащимися.
Всегда поощряю самостоятельность учащихся, использую вопросы многозначного типа (приём технологии развития критического мышления «Толстые и тонкие вопросы», «да-нетка») предоставляю детям возможность активно задавать вопросы. Одним из полюбившихся приёмов для моих ребят стал «Свободный микрофон», который позволяет им творчески подходить к решению поставленной проблемы, развивать навыки ораторского искусства, излагать и отстаивать собственное мнение.
Использую такие приемы воздействия на эмоциональную сферу учеников, как музыкальные фрагменты, отрывок из литературного произведения, видеоматериал. Созданию эмоционального фона урока способствуют также игровые технологии, которые помогают учащимся «прожить», прочувствовать ситуацию и выстроить свой план действий.
Моделирование жизненных ситуаций и проигрывание сценок, приём «интервью с исторической личностью» позволяют не только проявить творчество самих ребят, но и заложить основы для мировоззренческого самоопределения.
Для определения ценностных ориентаций использую моральные дилеммы, сущность которых заключается в создании ситуации нравственного выбора между двумя альтернативными решениями, на основе которого активизируется процесс нравственного развития и саморазвития личности. Так, например, на уроках обществознания в 8 классе ребята анализируют «Дилемму Хельги», обсуждая религиозные, этические, нравственные ценности, соотнося их с конкретной ситуацией и проводя параллель с современными ценностями. В этих целях я использую приём «Ценностный рубеж» (слайд 12). Данный приём позволяет не только анализировать мировоззренческие установки людей разных эпох, но и критически подходить к отбору тех или иных ценностей.
Результативность опыта (слайды 13-15)
Активная жизненная позиция (как проявление мировоззренческого самоопределения личности) реализуется в участии моих учеников в различных конкурсах, олимпиадах, агитбригадах, акциях и т.п.:
– призовые места в олимпиадах по истории, обществознанию и праву на муниципальном, региональном и всероссийском уровне;
– участие ребят в мероприятиях и конкурсах различной направленности:
научно-исследовательская деятельность, конкурсы ученического самоуправления, конкурсы агитбригад, волонтёрские агитбригады, социально-значимые акции школьного и районного уровней.
Прогнозируемые результаты (слайд 16)
Диссеминация опыта (слайд 17)
Обобщение представленного опыта осуществлялось через выступления на заседаниях ШМО, творческой группы учителей истории, педагогические советы, открытые уроки.
Диапазон опыта
Продемонстрированные приёмы и методы можно использовать на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности.
Адресная направленность (слайд 18)
Представленный педагогический опыт в первую очередь ориентирован на учителей истории и обществознания базового и профильного уровней, однако может быть интересен и другим учителям-предметникам гуманитарного цикла. Технология опыта проста и может быть использована как учителями, имеющими определённый педагогический стаж, так и начинающими учителями.
Трудоемкость опыта (слайд 19)
Данный опыт доступен в освоении, его применение не ограничивается видом образовательного учреждения. Определённых временных затрат требует информационный поиск при подготовке к конкретным темам уроков (источники, документы, моральные дилеммы).
Литература (слайд 20 – полный список литературы)
1. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды // Вестник практической психологии образования. – 2007 – № 2 (11). – С. 7 – 13.
2. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М.: Изд-во МГУ, 1994
3. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. – Н.Н.,1996
4. Лукьянова М. И. Ценностные ориентации школьников как показатель результативности образовательного процесса// Педагогическая диагностика. №2. –– 2004. – С. 68-85.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2014
6. Шоган В.В.Уроки истории нового поколения. Методика преподавания истории в школе. – Ростов на Дону: «Феникс», 2005 .
7. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. –М.: Просвещение, 1996.

Вам также может понравиться...
16204