ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»

Горбачева Галина Петровна – Воспитатель МАДОУ №68 «Чебурашка» г. В. Новгород
Дата поступления работы: 28.01.2019г.

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

«Удивительный мир природы»

     В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

       Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И это преобразование на сегодняшний день – древняя проблема взаимосвязи человека и природы, которая приобрела новое, подчас грозное звучание. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными.

     Выход из сложившейся ситуации может быть найден только в том случае, если человечество обретет новое мировоззрение, новый сознательный взгляд на взаимодействие общества с природой и изменит практику жизнедеятельности. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание (привитие нравственного, гуманного отношения к природе). Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.

       Дошкольное детство – это период бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности; это то время, когда закладываются позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

     Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).

   Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую “субкультуру” определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формировании начал экокультуры ребенка. Определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой: роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.

     Для дошкольника характерны следующие элементы экологического сознания: во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные.

   Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.

    Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности.

   Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проект­ной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подхо­де к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, фор­мирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания. Работа над проектами экологической направленности имеет боль­шое значение для развития познава­тельных интересов ребенка. Через объедине­ние различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Кол­лективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах де­ятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

     В своей работе использую разные виды проектов: долгосрочные, краткосрочные, досугово-познавательные: “Птицы-наши друзья”, “Путешествие на Север”, “Жители подводного мира”.

     В процессе ознакомления детей с природой в детском саду использую разнообразные методы:

– наглядные (наблюдения, рассматривание картин, презентации, фильмы),

– практические (игровой метод, труд, элементарные опыты),

– словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы).

     Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место в моей работе отведено наблюдению.

       Наблюдение – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Дети видят природу в естественных условиях, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Системное использование наблюдений в ознакомление с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности, и приводят к развитию наблюдательности.

       Самые первые наблюдения были организованы мною за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т. д. При этом непросто констатирую факты, а использую различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю.

       Внимание детей неустойчиво, и организовывать всю группу трудно, поэтому на первых порах я проводила работу по подгруппам.

       Во время наблюдений за растениями рассматриваем форму листьев, следим за их движением, слушаем шум деревьев при порыве ветра. Наблюдая за растениями, отмечаем окраску листьев, цветков, вид посадки.

       При наблюдении за птицами дети указывают – большая или маленькая, какой размах крыльев во время полета, как клюет корм, ходит или прыгает.

В ненастные дни, когда пребывание на воздухе сокращается, мы проводим наблюдения за комнатными растениями, сравниваем размер, форму и окраску листьев, цветов (при их наличии, обращаем внимание на появление новых листьев. Наблюдение за одними и теми же объектами периодически повторяем. Это дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали. В значительной мере закреплению полученных в ходе наблюдений конкретных представлений способствуют зарисовки, составление расходов, загадок, которые в дальнейшем оформляются в книгу.

       Делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе помогает использование народных примет, например: «Поздний листопад – к сухой и долгой зиме», «Зима морозная – лето жаркое». Образный язык помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

     Установить существующие связи в природе помогает – календарь погоды. Например, наблюдая за листопадом на улице, используя календарь природы, прослеживали с детьми процесс облетания листьев с деревьев, отображая в календаре события картинками, значками или схематически. Это имело большое значение, так как ребенок имел возможность возвращаться к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил с первого его наблюдения.

       В календаре фиксируется не только изменение объекта наблюдений, но и условия, при которых эти изменения происходили, то есть экологические связи: зависимость состояния роста и развития растений от факторов внешний среды.

     Использовали в своей работе и тематические рисунки. Так после прогулки или экскурсии детям предлагалось зарисовать то, что они видели и что делали в этот день. Из этих рисунков за определенный период времени (месяц, сезон) составлялся календарь погоды или книжки-ширмы.

     В дошкольном возрасте преобладает образное мышление поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, используются различные формы наглядности: учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, пруд, море), а также картины, на которых представлены природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображениями леса и лесных животных в разное время года. Рассматривание пейзажных картин показывают детям такие стороны природы, которые не всегда можно наблюдать в естественных условиях (ледоход, сенокос, отлет птиц и др.).

   Для лучшего восприятия произведения живописи предложить детям сравнить изображенное на картине с наблюдаемым в окружающей природе (введение в воображаемую ситуацию).

   Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы. Завораживающе действует на детей показ моря, накатывающиеся волны, их брызги, скрежет камней – все их впечатляет. Животные жарких стран или зоопарка расширяют кругозор малышей, вызывают интерес к окружающему миру. Расширить кругозор помогает взаимодействие с библиотекой “Читай-город”, где мы смотрим познавательные фильмы и узнаем интересное из жизни животных в книгах.

     В дошкольном возрасте игра остается основной деятельностью детей. В этой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познания окружающей их среды.

     Для представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.

     В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных («Чудесный мешочек», «Вершки и корешки» – предметные, «Зоологическое лото», «Ботаническое лото» – настольно – печатные, «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле» – словесные). Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

     Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Овцы и волки» и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию.

   Творческие игры. В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе, при этом у них формируется положительное отношение к труду.    

      Еще один метод воспитательно – образовательной работы в детском саду – труд. Он имеет большое значение. Систематический труд на огороде, в саду, в уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы. Участок детского сада может стать базой для трудового и нравственного воспитания. Наблюдая за детьми, я убедилась, что они проявляют большой интерес к труду, охотно выполняют поручения. Так во время осеннего листопада, мы организуем уборку территории. В конце работы обязательно обращаю внимание на результат внимание труда и его значимость для окружающих: на участке стало чисто красиво. Можно предложить очистить дорожки от снега и посыпать их песком, тем самым проявляя заботу о своей безопасности и безопасности окружающих и многое другое. Помимо приобретения трудовых навыков у детей накапливаются представления о тех или иных явлениях.

      Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Для этого в группе создана мини-лаборатория, в которой “живет” воробей – Любознайка.

     Опыт всегда строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

     В практическом методе одна из форм ознакомления детей с природой – моделирование. С детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы. Модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе.

Модель трех состояний вод.

    Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я постоянно выводила своих воспитанников на прогулки, экскурсии в лесополосу, на луг, к реке, по экологической тропе.

Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полют, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях. Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.Экологические праздники дают положительный эмоциональный отклик на «природное» содержание.

В нашем дошкольном учреждении используется и такая форма, как экологические акции. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и активно в ней участвуют («Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального; «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников; «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу, осторожное обращение с огнём в лесу)

   Формирование нравственно-экологического воспитания будет эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с природой родного края объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

     В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

     В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков «Времена года», «Экология-глазами детей», «Как я провёл лето», «Зимушка- зима»,

выставки детского творчества (поделки из природного материала, сделанные руками детей и родителей, выставки под названием «Осенняя сказка», «Хоровод ароматов» – выставка цветов).

     Хочу отметить, что подготовка к таким праздникам помогает сплотить детей и взрослых. В познавательном и воспитательном значении такие мероприятия имеют большой смысл. Они наполняют душу детей радостью – у детей и взрослых просыпается дух творчества.

     Таким образом, использование вышеперечисленных форм работы дают возможность детям познать окружающий мир, получить необходимые знания о природе необходимые для формирования основ экологической культуры.

     В результате насыщенной и интересной работы у воспитанников сформированы начала экологической культуры, которые выразились: 
– в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; 
– в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение; 
– потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости.
– в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Вам также может понравиться...
16183