ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Капля Марина Александровна – Воспитатель МДОУ «Детский сад №70» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 26.11.2016г.

Воспитание эстетических основ личности детей в ДОУ через театрализованную деятельность

  Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщила ребенка к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события

   Я считаю, что раскрыть заветную дверь в мир детства и отыскать ключик во внутренний мир каждого ребенка поможет театрализованная игра. Никому не секрет, что игры у детей пользуются   неизменной любовью и только игра связывает детей между собой, со взрослыми.

   Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1)    снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2)    раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3)    развитие реальных мотивов:

а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

   Что же входит в понятие театрализованная деятельность

Театрализованная игра – “театральность” – “театр” – этот ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром. Театр – всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый, лишь ему одному присущий, познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства.

   Определим систему и последовательность работы по данному вопросу.

Цель: создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое  состояние в игре, выработать чувство ответственности в своих силах, помочь формированию взаимоотношений, научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять, помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы), помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей, поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского  сада, продолжать знакомить детей с традициями и культурой Саратовской обл.

   Чтобы успешно донести всю информацию к детям выделили основные педагогические задачи по формированию у детей театрализованной деятельности.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительно, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика.

     Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи.

     Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

Предметно – развивающая среда.

Задачи: создать в группе предметно-развивающей среды – системы, которая обеспечит полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сотрудничество с семьями воспитанников.

Задачи: способствовать укреплению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития каждого ребенка; повышению педагогической компетентности родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях, привлекать к участию в различных мероприятиях ДОУ;

Задачи: сориентировать родителей на развитие и устойчивый интерес театрализованной деятельности детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями;

Задачи: активизировать работу по пропаганде театрализованной деятельности через все доступные средства.

   Педагогический процесс осуществляем в тесном взаимодействии с педагогами дополнительного образования: логопедом и музыкальным руководителем.

Никому не секрет, что детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, может появиться апатия и агрессия. Во избежание проявления столь отрицательных чувств мы решили построить среду в группе отвечающую требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, с учетом индивидуальных особенностей, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

   Далее выделим основные функции театрализованной среды:

воспитательная функция – наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда должна является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений нравственного, организованного поведения, бережного отношения;

развивающая функция – содержание среды каждой деятельности должно соответствовать “зоне актуального развития” самого слабого и находится в “зоне ближайшего развития” самого сильного в группе ребенка;

организующая функция – предложение воспитанникам всевозможного материала для их активного участия в разных видах деятельности. Содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

   Для того, чтобы театрализованная среда выполняла все функции, придерживаемся следующих принципов:

принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком ” глаза в глаза”, установления оптимального контакта с детьми;

принцип активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

принцип комплексирования и гибкого зонирования – реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

принцип эмоциогенности среды – индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;

принцип эстетической организации среды – сочетание привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

принцип половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

          Театрализованная среда

– театр на руке: би-ба-бо – куклы-герои разных сказок, платочный театр – “Репка”,  театр масок с героями к сказкам – ” Лиса, заяц и петух”, “Лиса – сирота”, Смоляной бычок”, “Кот и петух”, “Мужик и медведь” и еще другие герои,  перчаточный театр – “Маша и Медведь”;  пальчиковый театр –  “Лиса и заяц”, “Лисичка сестричка и волк”; театр шаров – “Три поросенка”; “Репка”, театр чашек –  “Курочка Ряба”; театр на индивидуальных фланелеграфах с подбором картинок к сказкам на подгруппу детей; театр в книжках – “Бычок смоляной бычок”, Колобок”, “Курочка Ряба”, Кот в сапогах”,”Чипполино”;- деревянный театр; театр на тросточках – герои разных сказок; театр на фланелеграфе – “Репка”, Теремок” “Курочка Ряба”, “Колобок”; театр картинок; теневой театр – “Волк и семеро козлят”, «Теремок».

имеется ширма настольная с декорациями, большой фланелеграф, уголок костюм, элементов костюмов для героев сказок, уголок ряженья с набором шапочек, юбочек.

Я считаю, что подобная организация в группе дает возможность приблизиться к позиции ребенка, рационально использована, создает уют для полноценного проживания ребенком дошкольного детства в условиях ДОУ.

Для более эффективного усовершенствования представлений и знаний о театрализованной деятельности:

1. Обозначить последовательность своей деятельности по данному вопросу:

– содержательность мероприятий, разнообразие тематики и методов работы.

– ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации

педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как

дидактические и сюжетные – ролевые.

–  максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

– сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

– подготовленность и заинтересованность воспитателя. Все игры и упражнения в

совместной деятельности с детьми подобраны таким образом, что удачно сочетают

движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

2.  Создать каталог театрализованных игр.

3. Разработать проект: «В Мире театра»

4. Систематизировать взаимодействие с семьями воспитанников через такие формы.

 5. В работе с детьми использовать такие средства:

– разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен

– владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.

– работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра.

– звукозапись, видеоматериалы

6. Театрализованную деятельность реализовать через виды деятельности: Игровую, продуктивную, двигательную, чтение художественной литературы, трудовую.

  Использовать информационно- коммуникативные технологии (мультимедийное средство – компьютер, подборка дисков со слайдами).

  Успешная реализация поставленных задач по театрализованной деятельности определяет построение образовательного процесса по принципам, учитывающим уникальность дошкольного возраста детей:

  • Принцип интегративности
  • Принцип сотрудничества– взаимосвязь ребенка и педагога.
  • Принцип индивидуального подхода к детям
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип доступности
  • Принцип проблемного обучения
  • Принцип компетентности педагога
  • Принцип игровой подачи материала

Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, используем такие инновационные технологии:

  • личностно – ориентированный подход к детям,
  • личностно – деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач),
  • интегрированный подход,
  • здоровьесберегающие технологии,

При подготовке к непосредственной организованной деятельности придерживаюсь таких видов мотивации:

  • Социальный –
  • Содержательный –
  • Прагматической – усиления внимания детей к данному виду деятельности. Развитие познавательного интереса.

Важнейшей составляющей театрализованного воспитания является формирование у ребенка чувств языка. Прежде чем учить детей, мы взрослые, должны следить за своей речью и придерживаться правил речи.

        – Правильность –  соответствие речи языковым нормам

        – Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в его основе.

        – Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и   компонентами мысли.

        – Чистота –  отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

        – Выразительность –  особенности речи, захватывающая и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи взрослых является мощным орудием воздействия на ребенка.

        – Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

          В театрально-игровую деятельность вовлекать ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Так, в младшей группе совместно с детьми старшей группы, поставила музыкальный спектакль по русской на родной сказке «Колобок». Малыши — зрители, но в то же время и исполнители отдельных номеров (девочки исполняют танец цветов, мальчики — танец зайцев). Дети-артисты на протяжении всего музыкального спектакля ведут диалог с малышами – зрителями. Например, Лиса спрашивает у детей: «Чей здесь бегал Колобок?» Зрители отвечают: «Бабушкин и дедушкин». И т. п. с детьми младших групп поставила спектакли по русским на родным сказкам «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». С поступлением ребенка в наше дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования. Прежде всего, создавать условия для театрально-игровой деятельности детей: приобретать кукольный театр, вместе с воспитателями изготавливать теневой и пальчиковый театры, пополнять набор музыкальных инструментов: металлофонов, ксилофонов, бубнов, треугольников, погремушек и т. д. С помощью родителей готовим костюмы к сказкам. Продолжать обогащать впечатления детей, развивать их игровые навыки. Удачным получился вечер сказок и загадок, в котором участвовали дети совместно с родителями.

 В сценарии утренников и вечеров развлечений для нашей группы включали короткие сказки и инсценировки. Чаще всего действие происходит в лесу, а персонажи — звери. Например, в сценарий новогоднего утренника вошла инсценировка «Аптека Дядюшки барсука», а в сценарий утренника, посвященного дню 8 Марта, — инсценировка «В гости просим». Заранее продумывали с воспитателями, как удачнее донести до ребят содержание текста и музыки. Старались, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. Затем проводили с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть поведения персонажей. Далее предлагаем детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем разучивали с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.

 Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты. Повышение культурного уровня детей способствует созданию в семье благоприятной атмосферы.  Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо.                  

 Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Вам также может понравиться...
15816