Сагалакова Наталья Михайловна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 23.03.2017г.
Язык – душа народа
Все народы имеют свою историю, веками накопленные традиции, обычаи, культуру и языка. Язык – это душа народа и средство передачи, освоение духовного, интеллектуального, культурного материального опыта, накопленного предшествующими поколениями подрастающим поколениям.
Ряд весьма известных исследователей подтвердили, что только ребенок, находящийся в контакте с традициями и обычаями, может быть носителем материальной и духовной культуры своего народа, что только ребенок, находившийся в контакте с языком, может говорить на этом языке. Владение только собственным языком придает черты нации, а значит, дает право на полное использование языка во всех областях, в первую очередь в системе образования. Нельзя воспитывать в человеке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой язык и культура- белое пятно. Содержание обучения хакасскому языку на данном этапе определяется программой «Иркечек».
Цель: Созданиесоциальной ситуации для развития знаний дошкольников хакасской речи и приобщение к культуре хакасского народа.
Задачи обучения:
– Создание условий для развития психологических функции, связанные с речевыми процессами (восприятие, память, мышление), и личностные качества дошкольников (эмоциональные, творческие, социальные когнитивные и языковые);
– Создание условий для развития способности к усвоению хакасского языка (фонематический слух, объем слухоречевой памяти);
– Создание условий для приобщения детей средствами языка к хакасской культуре и осознание ими родной культуры;
– Создание условий для формирования интереса и мотивации к дальнейшему изучению хакасского языка, о гражданской идентификации.
Программное содержание программы включает темы, соответствующие интересам дошкольников. Все темы вводятся через игровую деятельность и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста. На каждую непосредственно- образовательную деятельность нужно подбирать необходимый материал, такие как дидактические игры, упражнения, диалоги, тексты для заучивания, прослушивания, не нарушая логики подачи программного материала, не допуская перегрузки внимания, памяти детей в отводимое для НОД время. Учебный материал планируется на каждую НОД в виде игровых ситуаций и подобранного соответствующего лексического материала, который подобран на основе частотности употребления слов, грамматических форм и конструкций в речи.
Закрепление слов в составе предложений необходимо проводить в течение недели не только в НОД, но и в режимных моментах, например, при проведении игр, прогулок, во время приема пищи детьми, подготовки их ко сну и т.д.