Капля Марина Александровна – Воспитатель высшей категории «МДОУ Детский сад №70» г. Саратов
Дата поступления работы: 16.06.2018г.
Беседа об искусстве в старшей группе.
Тема: «Знакомство с творчеством художника – иллюстратора Ю. А. Васнецова».
Программные задачи:
Воспитывать уважение к труду художников, стремление понять красоту, поэтичность, декоративность создаваемых ими образов.
Дать представление о творчестве Ю. Васнецова, формировать к нему интерес.
Показать, как художник с помощью средств выразительности (формы, цвета, декора, движений) передает разные эмоциональные состояния и настроение героев.
Материал:
Книги с иллюстрациями Ю. Васнецова.
Портрет художника.
Ход занятия
– Ребята, для чего нужны книги? Рассуждения детей.
– Какие книги вам больше нравятся? Дети отвечают.
– Да, я тоже люблю яркие и красивые книги с иллюстрациями. Даже не умея читать, по рисункам можно понять, о чем говорится в книге, понять ее смысл.
– Скажите, кто делает книги красочными, интересными и занимательными?
– Иллюстрировать – значит освещать, пояснять. Создавая рисунок, художник тоже рассказывает историю только на своем языке – языке цвета и линий.
– Как вы думаете, каким главным качеством должен обладать художник? Дети высказывают предположения.
– Конечно, все, что вы перечислили, может пригодиться художнику в его работе. Но главное качество, каким должен обладать творческий человек, – это наблюдательность. Художник умеет видеть многообразие жизни и различных оттенков цвета, состояний природы, изменений формы, переливов света и тени. Все эти зрительные наблюдения он переносит в свои рисунки.
– Какими материалами может рисовать художник? (Гуашь, тушь, пастель, акварель, карандаш, масляные краски…)
– Какими средствами художественной выразительности пользуются художники, чтобы их рисунки нравились? (Цвет, композиция, колорит, ритм…)
Обращаю внимание на книги Ю. Васнецова.
– В числе первых, лучших художников – сказочников люди по праву называют Юрия Алексеевича Васнецова.
Показываю портрет художника.
– Родился Юрий Алексеевич в старинном русском городе Вятке. Название этого города вам знакомо – там живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки и расписывают их яркими красками. Как называются эти игрушки? (Дымковские.)
– Очень пригодились Юрию Алексеевичу воспоминания детства, когда он стал художником. Много замечательных иллюстраций к детским книгам создал художник, но особенно яркими, нарядными получились рисунки для книг со стихами – потешками. Название «потешки» – от слов «потешать», «забавлять». И события в потешках происходят самые удивительные, невероятные: то медведь по небу летит, то кот сухари толчет. Давайте посмотрим, какие замечательные рисунки к потешкам нарисовал Юрий Алексеевич Васнецов.
Дети рассматривают рисунки, делятся впечатлениями.
– Видите, какие добрые и веселые герои изображены художником. Все предметы в его иллюстрациях оформлены декоративно.
Дети рассматривают орнаменты, узоры на разных предметах, одежде героев. Определяют, на каком фоне нарисованы события, устанавливают зависимость фона от содержания изображенного.
– Как много иллюстраций создано Юрием Алексеевичем, и среди них нет ни одной одинаковой! Все персонажи разные, у каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.
– А теперь посмотрите на эти рисунки. Назовите сказку, к которой они нарисованы, и художника, иллюстрировавшего ее. (Ю. Васнецов «Три медведя»)
– Попробуйте описать по рисункам характер медведей. Как его смог показать художник? (Дети рассказывают.)
– Какая иллюстрация к сказке вам больше понравилась? Почему?
– Вот и закончилось наше путешествие в сказочные владения художника – иллюстратора Ю. А. Васнецова. Я надеюсь, что оно было интересным и увлекательным. Теперь вы знаете, что такое книжная графика и для чего она нужна. Время все больше отдаляет нас от Ю. Васнецова, но его прекрасные иллюстрации не стареют. Рассматривая его рисунки, мы лучше начинаем понимать людей вокруг себя и самих себя. Этому учат нас замечательные произведения художника – графика.