Брагина Наталья Олеговна – Преподаватель эстрадного вокала МБУДО ДШИ №15 г. Воронеж
Дата поступления работы на конкурс: 29.06.2017г.
Открытый урок Преподавателя эстрадного вокала Брагиной Натальи Олеговны
с ученицей 3-го класса Лаврентьевой Ольгой.
Тема урока: «Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании репертуара».
Продолжительность занятия: 45 минут
Цель урока: Развитие артикуляционного аппарата вокалистов по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Обучающие.
Обучить умению пропевать различные дикционные обороты в вокальных упражнениях и при исполнении музыкального произведения. Познакомить с понятиями: дикция, артикуляция. Обучить правильному произношение скороговорок, грамотному произнесению каждого слова.
Развивающие.
Развитие певческого и артикуляционного аппарата, диафрагмального дыхания, музыкального слуха. Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду. Воспитание осознанного подхода к обучению, воспитание в ребенке любви к музыке. Формирование культурной, грамотной речи.
Форма занятия: индивидуальная
Материально-техническое обеспечение урока:
– фортепиано;
– музыкальный центр;
– флэш карта.
Ход урока.
Педагог:
– Здравствуй, Оля. Сегодня наш урок будет посвящен певческой дикции и артикуляции. Знакома ли ты с понятиями певческой дикции и артикуляции?
(Ответ учащегося)
Основная часть.
Педагог: Дикция – четкое, ясное произношение гласных и согласных звуков. Проблема дикции была и остается одной из самых острых проблем, особенно в пении. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена.
Согласные буквы в пении воспринимаются намного хуже гласных. Это связано с расстоянием между исполнителем и зрителем. Согласные буквы в пении, воспринимаются хуже, чем в разговоре, из-за маскирующего на них действия гласных букв, поскольку их уровень значительно более громкий, чем в речи. И значит, певцам следует больше внимания во время пения уделять произношению согласных. Но перед тем как мы приступим к вокальным упражнениям, нам нужно «разогреть» наши губки и язычок.
Практическая часть
Начало каждого урока начинается с распевания и занимает 15 минут. Делаем дыхательные упражнения, цель которых – развить навык продолжительного певческого дыхания. Далее переходим к артикуляционным упражнениям, цель которых – активизировать артикуляционный аппарат.
Упражнение 1.
«Выталкивание» диафрагмой согласных «Б», «П», «Г», «Ж», «Д», «М»
(каждая согласная произносится 5-7 раз).
– Молодец, у тебя хорошо получается.
Приступим к следующему упражнению.
Упражнение 2.
Складываем губы трубочкой и поворачиваем их влево и вправо (упражнение повторяется 8 раз)
– Ты просто молодец! Следующее упражнение немного сложнее, но мы справимся.
Упражнение 3.
Поворот нижней челюсти влево и вправо (упражнение повторяется 8 раз)
– Умница. Ты очень хорошо справилась с этой задачей. Теперь приступим к вокальным упражнениям.
Упражнение 4.
1. Ди-дэ-да-до-ду
2. бри-брэ-бра-бро-бру
3. ми-мэ-ма-мо-му
При пении необходимо следить за четким произношением согласных звуков. Так же обратить особое внимание на использование дыхания (выдох не должен быть сильным).
Упражнение 5.
Трель языком. При исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Так же необходимо следить за голосоведением (при произношении трели языком, не забывать про мелодию упражнения, которую необходимо пропевать).
Упражнение не всегда получается, поэтому его можно сократить, спеть в пределах одной октавы. (до- ми – соль -до -си -соль -фа -ре-до).
Упражнение 6.
На одном звуке громко и четко произносить любую скороговорку, на пример: «От топота копыт пыль по полю летит», и переходя на следующий звук ускорять темп произнесения, при этом важно удержаться на ноте.
Упражнение 7.
В быстром темпе, с названием нот от «до» до «соли» петь до -ре-ми -фа-соль –фа-ми-ре-до. с повтором.
Педагог: Оля, у тебя хорошо получается. А теперь приобретенные навыки постараемся «перенести» на музыкальное произведение.
Учащийся исполняет 1 куплет песни «Кенгуру.ру» слова и музыка Жанны Колмагоровой.
Ученица начинает петь песню.
Педагог: Оля, как ты считаешь? Смогла ли ты четко произнести согласные и хорошо ли ты формировала гласные буквы.
Учащийся анализирует свое исполнение
Педагог: Теперь, давай еще постараемся произнести согласные боле четко и ясно.
Работа над песней «Кенгуру. ру». Автор Ж. Колмагорова.
1 куплет.
Все перемешалось в доме нашем
Попугая кормим манной кашей
Прибежал с утра ко мне щенок
И украл по дружески носок
Брат на птичий рынок побежал
И принес огромного ежа
Но не долго думал старый кот
И пощекотал ежу живот.
Припев:
Кенгуру точка ру
Мышку в руки я беру,
Хомячок в карман залез,
Я испытываю стресс.
Захожу в Интернет.
Шлю в Австралию привет
Дорогая кенгуру,
Жди, приеду точка ru.
2 куплет.
Не квартира, а вольер,
К нам пришел милиционер
Папа в руки взял свисток
Все испытывают шок
Звери птицы все снуют
Только кролики жуют,
А над ухом громко кар
Нет, это не дом а зоопарк.
Припев:
Кенгуру точка ру
Мышку в руки я беру,
Хомячок в карман залез
Я испытываю стресс.
Захожу в интернет,
Шлю в Австралию привет
Дорогая кенгуру
Жди, приеду точка ru.
Кенгуру точка ру
Мышку в руки я беру,
Хомячок в карман залез
Я испытываю стресс.
Захожу в интернет,
Шлю в Австралию привет
Дорогая кенгуру
Жди, приеду точка ru.
Жди, приеду точка ru.
Сначала говорим про характер этой песни (веселая, смешная).
Затем читаем текс, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в строчках, потом в куплете и песне целиком, что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. Как говорил Станиславский – «Пойте мысль!»
Затем прочитать 1 куплет и припев «нараспев» – протягивая гласные и коротко произносить согласные.
Затем исполнение 1 куплета и припева в медленном темпе, следить за исполнением предыдущего задания, а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Педагог:
– Наш урок подошел к концу, подведем итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными в скороговорках и распевках, над текстом песни.
Познакомились с новыми понятиями.
Оля, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться со всеми заданиями сегодня на уроке?
(Учащийся анализирует свою работу на занятии)
Педагог:
– Оля, на мой взгляд, ты справилась хорошо!
Мы обязательно продолжим работу над дикцией и певческой артикуляцией на последующих занятиях. Мне бы очень хотелось, чтобы упражнения, которые мы делали на уроке, повторялись и дома. Так же проработай 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник). Спасибо за внимательность и собранность при выполнении заданий. Урок окончен. До свидания.
Список используемой литературы:
1. Сет Риггс. «Техника пения в речевой позиции». Москва 2004г.
2. А.Б. Бараш «Поэма о человеческом голосе» – М.: Композитор, 2005.
3. Л.Л. Бочкарев «Психология музыкальной деятельности» Москва, 2008г.
4. Е. Ю. Белобородова, «Рок-вокалист»
5. Г.Н. Стулова, «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», 1992г.;
6. М. Егорычева, «Упражнения для развития вокальной техники», 1980г.
7. О.В. Далецкий, «Школа пения. Из опыта педагога», 2007г.