Коновалова Елена Николаевна – Преподаватель по классу фортепиано
МБУДО ДШИ № 15 Воронежская обл., г. Воронеж
Дата поступления работы: 16.10.24г.
Открытый урок на тему:
«Формы работы в классе фортепиано»
Тема урока: «Формы работы в классе фортепиано»
Цель урока: развитие слуха, памяти, самостоятельных навыков в работе за инструментом, воспитание активного музыкального мышления.
Задачи
Образовательные:
– накопление пройденного репертуара,
– осознанное понимание и исполнение музыкальных произведений,
– систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.
Развивающие:
– обеспечить развитие музыкального мышления, памяти, воображения,– способствовать становлению и развитию учебной мотивации обучающихся.
Воспитательные:
– способствовать формированию мировоззрения обучающихся,
– способствовать привитию интереса к музыкальному искусству,
– способствовать эмоциональному развитию и воспитанию чувственно – образных форм восприятия ребенком окружающего мира.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальная
Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа)
Методы обучения:
– словесные (беседа, рассказ, объяснение),
– наглядные (показ на инструменте),
– практические (работа на инструменте над чувством ритма, над развитием ладо-гармонического слуха, над звуком, фразой и т.д.),
–личностно-ориентированные,
– проблемные (поиск самостоятельного решения проблемы),
– информационно-коммуникативные.
Оснащение урока: фортепиано, нотный материал, ноутбук.
Ход урока:
Вступление
1. Формы работы и практические советы на начальном этапе обучения:
а). Упражнения;
б). Метроном;
в). Игра с фонограммами.
2. Развитие музыкальных навыков в средних классах:
а). Чтение с листа;
б). Аппликатура.
3. О звуке и звукоизвлечении в старших классах.
Заключение
«Музыка – это единственный язык,
на котором душа говорит с душой»
Л. Выгодский
Всем добрый день! Хочу поприветствовать обучающихся в моём классе – Эмму Белевцеву (1 кл.), Ксению Кондратенко (4 кл.) и Софию Запольскую (7 кл.).
Формирование и развитие музыкальных навыков и способностей начинается в детстве. Наверное, чем раньше – тем лучше.А также игра на рояле дополнительно способствует развитию речи и абстрактного мышления.
Итак, как правильно сидеть за фортепиано? Высота – сядьте, положите руки на клавиатуру и попросите сфотографировать вас. Правильный вариант – если локти находятся на уровне клавиатуры или чуть выше. Расстояние – при вытянутых руках пальцы упираются в начало клавиш. Садимся на половину или 1/3 стула. Ноги – это опора. Проверьте – вы можете легко встать со стула?
Упражнения, которые можно играть каждый день в любом возрасте.
Слово Эмме: меня зовут Эмма… мне 7 лет…я покажу, как играть разные упражнения.
У нас есть вот такие картинки-напоминалочки.
№1 – Ганон (Шарль Луи Анон – французский композитор и пианист)играем сначала в удобном темпе вверх и вниз, как в горку и с горки. (отдыхаем 10 секунд, если пальцы устали)Теперь в двойном темпе – одно звено медленное и два быстрых – четверти и восьмые. Здесь хорошо подходит подтекстовка «ходим-ходим и побежали-побежали». Для детей постарше есть способ игры этого упражнения во всех тональностях, затем в разных ритмических вариантах: пунктирный ритм, триоли, восьмая и две шестнадцатые, наоборот, правая – 16-е, а левая – 8-е и можно обязательно придумать свой вариант.
№2 – Гусеничка (упр. Карла Таузига – 5 пальцев, от каждого звука по полутонам). Как мы руки расслабляем?– встряхиваем.
№3 – Домики (одно из сложных – игра аккордов – трезвучий от белых клавиш). Здесь бывают смешные аварии. Следим, чтобы домики получались крепкими – не разваливались.
№4 – На волнах (короткие арпеджио Т-S-D в Ля мажоре). Кисть поднимается снизу-вверх – как кораблик плывёт на волнах. Штрих легато.
№5 – Полёт шмеля (хроматическая гамма двумяруками от ре в расходящемся направлении). Мы видим двух шмелей, которые вылетают из одной норки, полетали и вернулись обратно домой.
В дополнение – упражнение от Евгении Торжковой (г. Москва). Выполняем на столе – для гибкости и правильного положения кисти. Опираем локоть и кисть и подтягиваем пальцы в округлое положение так, чтобы были видны все фаланговые косточки.
Хочу порекомендовать игру-пособие для тренировки ловких пальчиков Т. П. Никитиной «Дорожки» (г. Санкт-Петербург). Наши пальчики – это маленькие ножки. Эти пальцевые дорожки можно проходить по бумаге как по клавишам и непосредственно за инструментом. «Играя» на столе, можно петь «про себя» или вслух. Проверено – приносит пользу.
Метроритмическая задача – одна из первостепенных в музыкальном обучении. Но что творится в сознании ребёнка – попробуем угадать: счёт – это ужас, пульс – это вечно убегающий монстр, темп – это неудержимое чудовище. И тут на помощь приходит метроном.
Но хочу начать всё же издалека.Люди очень долго не могли придумать, как записать ноты во времени? Как записать время? И, наконец, появилась система длительностей.
Возьмём любой отрезок времени и примем его за целое. Не важно – это четыре секунды, две или одна с половиной. Или на примере яблока –возьмём большое яблоко или маленькое, но оно у нас пока целое. Итак, целая нота – изображается не закрашенным овалом. Как же образуются остальные длительности? Они образуются путём простого деления на два (или пополам). Если разделить пополам целое – получится две половинки. В музыке – половинные ноты. А если половинные разделить пополам – получаются четвертные, четвертные делятся на восьмые и так далее.
Из практики оказалось, что при чтении ритма проще ориентироваться именно на четвертные. Одна четверть равна одному удару метронома. Сейчас мы потренируемся их играть под метроном (берём тактовый размер 4/4, отсчитываем пустой такт и играем). Далее попробуем играть половинные ноты (два удара). Теперь целые ноты (4 удара).
Немного усложним задачу: потренируемся играть два вида длительностей в сочетании под метроном (половинная и две четвертные, две четвертные и половинная, целая и четыре четвертные).
Можно перейти к восьмым длительностям, затем, потренировав их, переходим к сочетаниям разных длительностей в размере 4/4. Не забываем о пустом подготовительном такте. И да, уже можно варьировать темп.
Увлекательная форма работы на моём урокес начинающими – игра под фонограмму. Игра с сопровождением имеет большую эмоциональную привлекательность. Ребёнок может почувствовать себя настоящим музыкантом в сопровождении «оркестра». Здесь активно развивается внимание, метроритмическая стабильность, умение играть в разных темпах, стимулируется технический рост, активизируется слух. Екатериной Олёрской, Еленой Дэвис сочинены пьесы с фонограммами в симфоническом, камерном, эстрадном, народном, детском и сказочном стилях.
Сейчас Эмма продемонстрирует несколько пьес Елены Дэвис: Вальс для мамочки, Лошадки, Мои друзья, Сидит Ваня, Зимний лес.
Вначале мы несколько раз слушаем фонограмму плюс (с мелодией), играем под неё. Мы работаем в двух-трёх разных темпах (вначале в медленном или в среднем, и только через несколько занятий – в концертном). Затем – используем фонограмму минус (звучит только сопровождение).
В дополнение – один приём, который я практикую во время разучивания произведения, называется «умная фермата»(автор Михаил Аркадьев)- вслушиваемся, избегаем акцента на сильной доле, слушаем красоту звука, тот момент, когда слух помогает пальцам иплюс подтекстовка. Этюд №1 Черни-Гермер – расставим «умные ферматы» на первой и на третьей долях. Подтекстовка на двух языках – «да, я вас люблю, я вас люблю…» и «Yes, Iloveyoutoo…»
—————————————————————————————————————-
Одна из важных форм работы на уроке – чтение с листа. Самый распространённый совет, который мы слышим – хочешь хорошо читать с листа – читай с листа как можно больше. Это конечно действенный, но долгий путь, так что давайте разбираться.
Первый этап – это научиться именно «читать» ноты – распознавать их и произносить вслух. С первых уроков мы запоминаем ноты на линейках (7 нот до-ми-соль-си ре-фа-ля) и ноты между линейками (7 нот ре-фа-ля до-ми-соль-си). Я использую тренажёр – здесь два ключа (скрипичный и басовый). Учим нотную запись постепенно и приходим к цели в объёмечетырёх октав (большая, малая, первая и вторая).
Главное прийти к пониманию ВИЖУ-СЛЫШУ-ИГРАЮ. Сначала будет так – увидели ноты – играете – услышали, что получилось – сравниваете хорошо звучит или не очень. Здесь хорошо использовать уже известные мелодии.
Хочу поделиться идеей преподавателя детской школы искусств города Сарани Светланы Саловой. Она предлагает эту форму работы для дистанционных занятий. Но я её доработала по-своему и провела среди моих ребят на этих зимних каникулах.
Задание было названо«5дней-5шедевров». Я предложила детям за пять дней познакомиться с пятью известными классическими произведениями. Ребята получали ссылки и слушали заданное произведение несколько раз в течении одного дня, смотрели познавательное видео или мультфильм о композиторе, а затем осваивали фрагмент на фортепиано. Вечером того же дня присылали видеоотчёт игры этого фрагмента. Мною были предложены ноты данного произведения в трёх вариантах – лёгком (1-3 кл.), среднем (4-6 кл.) и сложном (7- 8 кл.). За пять дней мы смогли познакомиться с Шуткой Баха, Лунной сонатой Бетховена, Танцем Феи Драже Чайковского, Утром Грига и Вальсом «Голубой Дунай» Штрауса. Это выглядело как увлекательное чтение с листа.
Эмма, Ксения и София сейчас покажут результат. Надеюсь, мой опыт вас заинтересовал. Рада буду поделиться материалами со всеми желающими. Думаю, будем практиковать эту форму занятий и дальше, да ребята?
Ещё несколько практических советов: нужно научиться играть, не глядя на клавиатуру, вслепую – пробуйте играть с закрытыми глазами, в темноте, научитесь чувствовать клавиатуру. На сольфеджио и на хоре также развиваются навыки чтения с листа, там вы видите ноты и поёте их.
Чтение нот напрямую связано со знанием теории музыки. Музыка состоит из понятных и часто повторяющихся элементов – арпеджио, секвенции, гаммы и т.д. Вы можете видеть целый такт, пассаж, если понять принцип, не нужно читать каждую ноту отдельно. Это облегчает задачу. Считывать интервалы, аккорды, мотивы, фразы. Если вы знаете как звучит пунктирный ритм или гамма – вам легче это считывать.
Важную роль играет аппликатура – знание удобных формул (подмена пальцев, аппликатура аккордов, арпеджио.
И самое главное – предугадывание текста. Умение видеть на 1-2-3 такта вперёд. Бесценным навыком здесь является прослушивание музыки с нотным текстом в руках. Многие смотрят на такт, который играют и не видят, что происходит дальше. Но когда вам не нужно играть – вы начинаете учиться предугадывать, смотрите в ноты и пытаетесь на 2-3-4 такта вперёд представлять, как вы будете исполнять это на клавиатуре.
Удивительный факт – Рахманинов видел на страницу вперёд! Нам есть куда стремиться.
Далее – аппликатура и формы работы над ней. Часто, когда я спрашиваю у учеников, а каким пальцем вы играете здесь? А здесь? Слышу в ответ – не знаю, сейчас посмотрю. Дети часто не приучены об этом думать. Можно сказать, что поиск аппликатуры – это творческая сфера, интересная. Не только в плане облегчения технических задач, но и художественная. «Осмысленная» аппликатура напрямую связана с тем, что происходит в данном месте, в данном такте, в данной фразе. Аппликатура даёт уверенность на сцене. Ведь играем мы не руками, а головой.
Ксения разучивает новый этюд – и мы покажем нашу работу над аппликатурой на этом материале.
О звуке и звукоизвлечении.Одно из важнейших условий выявления смысла и характера музыки – это умение логично разделять или связывать звуки и их последовательности. Здесь большую роль играют приёмы звукоизвлечения, штрихи. Есть такой термин – пение на рояле. Протяжённость звука – он подобен выразительности голоса – это интересно, это меня увлекает.
Чтобы звук тянулся и, если я слышу, что это недостаточно – стараюсь освободить руку, опираться на кончики пальцев, при этом не давить, а достичь дна. И звук плавно переходит от одного к другому. Вот слушайте – этим можно заниматься часами. Сейчас мы мало об этом думаем, и рояль звучит не интересно, как-то ударно, а ведь это певучий инструмент.
Очень часто встречается такой недостаток – звуки в конце лиги невольно подталкиваются, звучат грубовато или «оборванно». Это возникает, когда привычное движение запястья вверх, т.е. снятие, делается резко или, когда последний звук не дослушивается, не «филируется». Давайте попробуем приём: при свободном, но не приподнятом запястье, «погладить» клавишу подушечкой пальца – мягкое движение на выдохе. Этот приём помогает не допустить акцента на «слабом слоге», для завершения фразы, для управления окончанием звука. Здесь так же необходимо, как и всегда, хорошо слушать себя.
Тенутное прикосновение – что для этого нужно?Соня: надо научиться себя слушать.Соня играет кантиленную пьесу «Маленький ноктюрн».
К слову, лига имеет два значения – обозначает связное исполнение и указывает фразировку. И кстати, второе значение лига получила примерно в середине 19 века, Моцарту это было ещё не известно. Фортепиано значительно моложе большинства инструментов симфонического оркестра. У струнных смычковых лига трактуется однозначно: то, что под лигой, играется на один смычок, смена лиги – смена смычка.
Научиться слушать звук – это труднейшая задача и очень важная.
__________________________________________________________________________
В заключении урока, я хотела бы поблагодарить всех за внимание.
И процитировать ещё несколько коротких мыслей великих педагогов:
«Заниматься нужно после урока, а не перед ним» – Елена Гнесина
«На уроках никогда не следует давать больше, чем ученик способен воспринять и усвоить» – Леонид Николаев
«Дело учителя не работать за ученика или заставлять его самого работать, а показать ему, как надо работать» – Ванда Ландовска
«Существуют первоначальные истины, которые полезно повторять» – Маргарита Лонг
«Все чудеса на свете совершаются как раз незаметно, тихо и постепенно… это длительный процесс, а не мгновенье» – Николай Метнер
Используемая методическая литература:
Юдовина-Гальперина Т. Б. «За роялем без слёз, или я – детский педагог» С-Петербург, изд-во Союз художников, 2002 г.
Выгодский Л. С. «Психология искусства» Ростов-на-Дону изд-во Феникс, 1998 г.
Баренбойм Л. А. «За полвека/Очерки. Статьи. Материалы» Ленинград, изд-во Советский композитор, 1989 г.
Тимакин Е. М. «Воспитание пианиста» методическое пособие, Москва, изд-во Советский композитор, 1989 г.
Милич Б. Е. «Воспитание ученика-пианиста в 5-7 классах ДМШ» Киев, изд-во Музычна Украина, 1982 г.
Нейгауз Г. Г. «Об искусстве фортепианной игры» Москва, изд-во Музыка, 1987 г.