Гусарова Марина Викторовна – Педагог МУ ДО Кубринский центр детского творчества с. Кубринск, Переславский район, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 25.05.2017г.
«Русский народный хоровод»
Методическая разработка открытого занятия
Цель:
Приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству.
Задачи:
1.Образовательные:
ü обучить детей танцевальным движениям;
ü формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;
ü формировать пластику, культуру движения, их выразительность;
ü формировать координацию движений и ориентирование в пространстве;
2. Воспитательные:
ü развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;
ü формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе;
ü создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве;
ü воспитывать любовь к русскому танцевальному искусству;
3.Развивающие:
ü развивать творческие способности детей;
ü развить музыкальный слух и чувство ритма;
ü развить воображение, фантазию;
4.Оздоровительные:
ü укрепление здоровья детей;
ü способствовать развитию осанки;
ü постановка рук, ног и головы;
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, флешка.
Дети входят в зал под музыку и встают в шахматном порядке.
Педагог: Есть в музыке и танце
Движенье ритм и тон.
А мы начнем занятие
И сделаем – поклон.
(исполняется поклон, затем исполняется разминка).
Разминка: на середине зала
ü маршировка на месте;
ü упражнения для улучшения гибкости шеи;
ü упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;
ü упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;
ü упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;
ü упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;
ü упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
ü упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
ü упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.
Педагог: Молодцы! Ребята, сегодня у нас необычное занятие, а открытое, и к нам в гости пришли ваши родители и педагоги нашего центра детского творчества. Сегодня я предлагаю поговорить о русском народном танце.
Педагог: – Ой, а кто это еще спешит к нам в гости? Да это веселый Смайлик.
Педагог: – Здравствуй Смайлик. Спасибо, что пришел к нам на наше занятие.
Смайлик: – Я так спешил, думал, что опоздал.
Педагог: – Смайлик, а ты умеешь танцевать?
Смайлик: – Конечно, умею. (Смайлик танцует современный танец).
Педагог: – Да не так, русский народный танец, знаешь?
Смайлик: – Машет головой «нет», разводит руки в стороны.
Педагог: Я предлагаю рассказать и показать Смайлику всё, что мы знаем о русском народном танце. Скажите дети, когда люди танцуют?
Ребёнок: – Когда весело или в праздник.
Педагог: – Правильно, сейчас мы танцует на сцене или в музыкальном зале во время праздников. А в старину люди выходили на поляну лесную или за околицу в селе, запевали песни, играли, водили хороводы.
Кто скажет, что такое – хоровод?
Ребёнок: – Это танец в кругу!
Педагог: – Да, именно в кругу водили первые хороводы. Воспевали круглое солнце, теплое и ласковое. Без солнца нет радости, нет урожая. Землю кормилицу воспевали в песнях, прославляли красоту русской природы. Сначала только кругами водили хороводы, их могло быть много, взрослые и дети, молодые и пожилые вставали в хоровод. Позже хороводы стали исполнять на сцене – узорные, кружевные.
Педагог: Наряжались девушки в русский сарафан, блузку сами расшивали цветочной вышивкой, на голове веночек или платок одевали, а самый праздничный считался «кокошник».
Он у каждой девушки был, своими руками изготовленный. Да и мальчики не отставали, рубахи с вышивкой одевали, сапоги начищали, картуз на голову. Всё самое нарядное и праздничное для танца русского!
Посмотрите на экран, как красиво исполняют артисты Академического ансамбля танца ” Берёзка” – ” Весенний хоровод” (воспроизводится видео на экране).
Этот хоровод рассказывает нам о том, как просыпается русская природа весной, будто реченька течёт извилистыми протоками, как стройные берёзки танцуют, когда мимо них проходишь в рощице, как облака плывут над землёй русской. Художник изображает картины кистью и красками, поэт воспевает красоту в стихах, а танцующие люди своими движениями под музыку. Музыка в хороводе плавная, неторопливая, задушевная, лиричная – вот и хоровод получается нежным, изящным. Незаметно как меняются рисунки хоровода. Как ниточка за иголочкой тянется рисунок, как лебёдушки по воде плывут девушки, будто ноги пола не касаются. Можно представить себе сказку о том, как кружевница за работой плетёт свои кружева, или вышивку искусную на полотне, или резьбу по дереву.
Да, богата талантами земля русская. Наши дети знают многие рисунки этого хоровода.
Дети: – Называют рисунки хоровода.
Педагог: – Кто может сказать, как называется хоровод, в котором рисунки плавно сменяют друг друга?
Дети: – фигурный или орнаментальный!
Педагог: – Правильно, молодцы. Каждый хоровод свою историю может рассказать.
Педагог: – А давайте поиграем, покажем Смайлику, как хорошо мы умеем играть в хороводном кругу.
Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идёт за кругом,
кладёт его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берёт его в руку и бежит за водящим. И тот, и другой
стараются занять свободное место в круге.
Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на
плечо, прежде чем тот займёт свободное место в круге, тот вновь становится
водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же
убегающий первым встанет в круг, то водящим остаётся игрок с платком. Он
идёт по кругу, кому-то кладёт платочек на плечо, игра продолжается.
Правила:
1.Играющие не должны перебегать через круг.
2.Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.
3.Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.
4.Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий
выбирает, кому положить на плечо платок.
Игра закончилась, и дети встают на свои места.
Педагог: – А сейчас мы продолжаем наше занятие. Скажите мне, пожалуйста, какой орнаментальный хоровод вы знаете?
Дети: – «Во поле берёзка стояла».
Педагог: – Скажите дети, чтобы получился красивый орнаментальный хоровод, какие правила надо знать?
Дети: – Смотреть в затылок, не отпускать руки, прятаться друг за другом, знать порядок и название рисунков.
Педагог: Молодцы! Давайте покажем Смайлику наш орнаментальный хоровод!
Исполняется орнаментальный хоровод “Во поле берёза стояла”.
Педагог: – Дети, а как называется хоровод, в котором можно соединить игру и песню, и танец?
Дети: – Игровой хоровод.
Педагог: – А почему игровой?
Дети: – Потому, что можно петь и танцевать, играть и рассказывать историю в движениях.
Педагог: Правильно, молодцы! Давайте, посмотрим на игровой хоровод.
(показывается видео игрового хоровода).
Игровой хоровод это первый из всех видов танца. Конечно, он неразрывно связан с песней русской. В каждом городе или селе свои песни пели, придумывали движения к словам, всегда разные интересные, красочные. В круг могли входить солисты, по одному и парами.
Участники хоровода пели и приплясывали, изображали, как они трудятся, как отдыхают, как собираются на свадьбу, как бы разыгрывали небольшие спектакли.
Игровой хоровод, более подвижный, игривый, весёлый. Темп его не такой плавный как в орнаментальном хороводе. Часто используются фольклорные движения- движения руками, соскоки, притопывания одной ногой. Каждое движение что-то означает.
Педагог: – Ребята, давайте станцуем для Смайлика игровой хоровод.
Выходите детки на лужок.
Заводите весело кружок.
Будем петь да плясать,
Будем мы весну встречать.
(Дети исполняют хоровод «Как у наших у ворот», Смайлик встает в хоровод вместе с детьми)
Педагог: – Понравилось, Смайлик тебе наше занятие?
Смайлик: – Очень понравилось. Я узнал много интересного о русском народном танце хоровод и с удовольствием буду его танцевать со своими братьями Смайликами.
Педагог: – Вы знаете, что танцы бывают разные – балет, бальный и современный танец, но русские люди, на любом празднике любят танцевать русскую пляску. И мы должны знать историю русского танца, любить и беречь традиции русского народа! На этом наше занятие заканчивается.
До свидания мы тоже скажем русским праздничным поклоном.