ОТКРЫТЫЙ УРОК «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОРОВОД»

Гусарова Марина Викторовна – Педагог МУ ДО Кубринский центр детского творчества с. Кубринск, Переславский район, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 25.05.2017г.

 «Русский народный хоровод»

Методическая разработка открытого занятия
          

Цель:

Приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству.

Задачи:

1.Образовательные:

ü  обучить детей танцевальным движениям;

ü  формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;

ü  формировать пластику, культуру движения, их выразительность;

ü  формировать координацию движений и ориентирование в пространстве;

2. Воспитательные:

ü  развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;

ü  формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе;

ü  создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве;  

ü  воспитывать любовь к русскому танцевальному искусству;

3.Развивающие:

ü   развивать творческие способности детей;

ü   развить музыкальный слух и чувство ритма;

ü   развить воображение, фантазию;

4.Оздоровительные:

ü   укрепление здоровья детей;

ü  способствовать развитию осанки;

ü  постановка рук, ног и головы;

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, флешка.

Дети входят в зал под музыку и встают в шахматном порядке.

Педагог: Есть в музыке и танце

                Движенье ритм и тон.

                А мы начнем занятие

                И сделаем – поклон.

(исполняется поклон, затем исполняется разминка).

Разминка: на середине зала

ü  маршировка на месте;

ü  упражнения для улучшения гибкости шеи;

ü  упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

ü  упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;

ü  упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;

ü  упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

ü  упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

ü  упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

ü  упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

Педагог: Молодцы! Ребята, сегодня у нас необычное занятие, а открытое, и к нам в гости пришли ваши родители и педагоги нашего центра детского творчества. Сегодня я предлагаю поговорить о русском народном танце.

Педагог: –  Ой, а кто это еще спешит к нам в гости? Да это веселый Смайлик.

Педагог: – Здравствуй Смайлик. Спасибо, что пришел к нам на наше занятие.

Смайлик: – Я так спешил, думал, что опоздал.

Педагог: –  Смайлик, а ты умеешь танцевать?

 Смайлик: – Конечно, умею. (Смайлик танцует современный танец).

Педагог: – Да не так, русский народный танец, знаешь?

Смайлик: – Машет головой «нет», разводит руки в стороны.

Педагог: Я предлагаю рассказать и показать    Смайлику всё, что мы знаем о русском народном танце. Скажите дети, когда люди танцуют?

Ребёнок: – Когда весело или в праздник.

Педагог: – Правильно, сейчас мы танцует на сцене или в музыкальном зале во время праздников. А в старину люди выходили на поляну лесную или за околицу в селе, запевали песни, играли, водили хороводы.  

Кто скажет, что такое – хоровод?

Ребёнок: – Это танец в кругу!

Педагог: – Да, именно в кругу водили первые хороводы. Воспевали круглое солнце, теплое и ласковое. Без солнца нет радости, нет урожая.  Землю кормилицу воспевали в песнях, прославляли красоту русской природы. Сначала только кругами водили хороводы, их могло быть много, взрослые и дети, молодые и пожилые вставали в хоровод. Позже хороводы стали исполнять на сцене – узорные, кружевные.

Педагог: Наряжались девушки в русский сарафан, блузку сами расшивали цветочной вышивкой, на голове веночек или платок одевали, а самый праздничный считался «кокошник».

  Он у каждой девушки был, своими руками изготовленный. Да и мальчики не отставали, рубахи с вышивкой одевали, сапоги начищали, картуз на голову. Всё самое нарядное и праздничное для танца русского!

Посмотрите на экран, как красиво исполняют артисты Академического ансамбля танца ” Берёзка” – ” Весенний хоровод” (воспроизводится видео на экране).

Этот хоровод рассказывает нам о том, как просыпается русская природа весной, будто реченька течёт извилистыми протоками, как стройные берёзки танцуют, когда мимо них проходишь в рощице, как облака плывут над землёй русской. Художник изображает картины кистью и красками, поэт воспевает красоту в стихах, а танцующие люди своими движениями под музыку. Музыка в хороводе плавная, неторопливая, задушевная, лиричная – вот и хоровод получается нежным, изящным. Незаметно как меняются рисунки хоровода. Как ниточка за иголочкой тянется рисунок, как лебёдушки по воде плывут девушки, будто ноги пола не касаются. Можно представить себе сказку о том, как кружевница за работой плетёт свои кружева, или вышивку искусную на полотне, или резьбу по дереву.

 Да, богата талантами земля русская. Наши дети знают многие рисунки этого хоровода.

Дети: – Называют рисунки хоровода.

Педагог: –  Кто может сказать, как называется хоровод, в котором рисунки плавно сменяют друг друга?

Дети: – фигурный или орнаментальный!

Педагог: – Правильно, молодцы. Каждый хоровод свою историю может рассказать.

Педагог: –  А давайте поиграем, покажем Смайлику, как хорошо мы умеем играть в хороводном кругу.

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идёт за кругом,

кладёт его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берёт его в руку и бежит за водящим. И тот, и другой

стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на

плечо, прежде чем тот займёт свободное место в круге, тот вновь становится

водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же

убегающий первым встанет в круг, то водящим остаётся игрок с платком. Он

идёт по кругу, кому-то кладёт платочек на плечо, игра продолжается.

Правила:

1.Играющие не должны перебегать через круг.

2.Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.

3.Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.

4.Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий

выбирает, кому положить на плечо платок.

Игра закончилась, и дети встают на свои места.

Педагог: – А сейчас мы продолжаем наше занятие. Скажите мне, пожалуйста, какой орнаментальный хоровод вы знаете?

Дети: – «Во поле берёзка стояла».

Педагог: – Скажите дети, чтобы получился красивый орнаментальный хоровод, какие правила надо знать?

Дети: – Смотреть в затылок, не отпускать руки, прятаться друг за другом, знать порядок и название рисунков.

Педагог: Молодцы! Давайте покажем Смайлику наш орнаментальный хоровод!

Исполняется орнаментальный хоровод “Во поле берёза стояла”.

Педагог: – Дети, а как называется хоровод, в котором можно соединить игру и песню, и танец?

Дети: – Игровой хоровод.

Педагог: – А почему игровой?

Дети: – Потому, что можно петь и танцевать, играть и рассказывать историю в движениях.

Педагог: Правильно, молодцы!  Давайте, посмотрим на игровой хоровод.

(показывается видео игрового хоровода).

Игровой хоровод это первый из всех видов танца. Конечно, он неразрывно связан с песней русской. В каждом городе или селе свои песни пели, придумывали движения к словам, всегда разные интересные, красочные. В круг могли входить солисты, по одному и парами.

Участники хоровода пели и приплясывали, изображали, как они трудятся, как отдыхают, как собираются на свадьбу, как бы разыгрывали небольшие спектакли.

  Игровой хоровод, более подвижный, игривый, весёлый. Темп его не такой плавный как в орнаментальном хороводе. Часто используются фольклорные движения- движения руками, соскоки, притопывания одной ногой. Каждое движение что-то означает.

Педагог: – Ребята, давайте станцуем для Смайлика игровой хоровод.

Выходите детки на лужок.

Заводите весело кружок.

Будем петь да плясать,

Будем мы весну встречать.

(Дети исполняют хоровод «Как у наших у ворот», Смайлик встает в хоровод вместе с детьми)

Педагог: – Понравилось, Смайлик тебе наше занятие?

Смайлик: – Очень понравилось. Я узнал много интересного о русском народном танце хоровод и с удовольствием буду его танцевать со своими братьями Смайликами.

Педагог: – Вы знаете, что танцы бывают разные –  балет, бальный и современный танец, но русские люди, на любом празднике любят танцевать русскую пляску. И мы должны знать историю русского танца, любить и беречь традиции русского народа! На этом наше занятие заканчивается.

 До свидания мы тоже скажем русским праздничным поклоном.

Вам также может понравиться...
16204