ОТКРЫТЫЙ УРОК «ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ВЕСНЫ»

Макаревич Ирина Михайловна – Воспитатель ГБОУ Школа №887 г. Москва
Дата поступления работы: 25.02.2018г.

Занятие по развитию познавательных способностей детей подготовительной группы

на тему: «Первый месяц весны»

Цели:

  • Способствовать обогащению детей о Марте – как о первом месяце весны, о жизни животных, птиц и растений, о погодных условиях в это время.
  • Закрепляем знания детей о весенних приметах и природных явлениях.
  • Развиваем воображения, речь, память, мышление, внимание.
  • Формируем положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Предварительная работа:

  • Наблюдение на прогулке за весенними изменениями.
  • Чтение художественной литературы о весне, о марте месяце.
  • Разучивание стихов, загадок о первом месяце весны.
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий по теме.
  • Прослушивание музыкальных произведений П.И Чайковского цикл “Весна”: “песня Жаворонка”, “Белые ночи” и “Подснежник”.

Ход занятия

Воспитатель здоровается с детьми и обращает их внимание, что происходит за окном. Ответы детей.

Воспитатель загадывает загадку:

Я раскрываю почки,
Зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня…
(весна)

Ответы детей…

Воспитатель: – Да, конечно вы правы – это весна. За что же мы ее любим.

Ответы детей…

Воспитатель: – Умнички вы правы! Но мне кажется, в любом времени года есть своя красота, свои преимущества.

Да что говорить про времена года, когда каждый месяц несет что-то интересное и необычное.

Воспитатель читает загадку:

Потемнели снега,
Побежали ручьи,
И мороз не рисует
На окнах цветы.
День пребывает.
Когда это бывает?

Ответы детей: – В марте!!

Воспитатель: – Назовите мне, пожалуйста, все месяцы весны.

Ответы детей…

Воспитатель: – Молодцы! А я сегодня хотела бы поговорить о первом месяце весны.

Воспитатель читает отрывок стихотворения П. Образцова:

Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора.
У крыльца звенят капели
Воробьи повеселели
Гонят зиму со двора.

Воспитатель: – Вот, как описал поэт приход первого месяца весны. А как вы думаете, почему он говорит “гонит зиму со двора”?

Ответы детей…

Воспитатель: – Да, конечно вы правы! Хотя Март считается весенним месяцем, но для него характерна преимущественно зимняя погода. Март примечателен яркими зорями, игрой лучистого солнца на оседающем снеге и появлением первых кучевых облаков.

Снеготаянье начинается 16 марта. Снег под яркими солнечными лучами становится рыхлым, а сугробы оседают. Сосульки тают и падают, разбиваются на множество маленьких льдинок. Еще случаются зимние метели, а по ночам сильны морозы.

Давайте вспомним с вами народные приметы:

  • Если метель в марте, то долго травы не будет.
  • Длинные сосульки к долгой весне.
  • Март мокрый – к неурожаю, сухой – к плодородию.
  • В марте – вода, в апреле – трава.

Воспитатель с детьми разбирает народные приметы, затем продолжает: – В народе месяц март называют “капельником” или “протальником”. Как вы думаете почему?

Ответы детей: – Солнышко пригревает и начинает таять снег. Появляются проталины на земле, и капает с крыш и деревьев.

Воспитатель предлагает поиграть в игру “С проталинки на прогалинку”.

Проводится подвижная игра.

Воспитатель: – Молодцы, ребятки, мы с вами хорошо размялись и можем, продолжить наш разговор.

Будьте добры, а что вы знаете о Марте месяце?

Дети читают стихи.

Первый ребенок:
Воробьи по крышам скачут
И сугроб вдруг похудел – 
Это значит, это значит
Месяц март к нам подоспел.

Второй ребенок:

Как мальчишка, хулиганит
То закружится метель,
То опять забарабанит 
Звонкой музыкой капель.

Третий ребенок:

И хрустальной бахромою
Разукрасятся дома.
Затаив дыханье злое,
Покидает трон зима!

Воспитатель: – Какие красивые стихи вы прочитали, сколько весенних явлений описано в них.

Воспитатель предлагает детям отобрать картинки, где изображены эти явления и назвать их.

Ответы детей: Отбирают фотографии и называют – Тает снег, метель, капель, сосульки, воробушки оживились и т.д.

Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и приглашает их стать в круг.

Физкультминутка “Воробушки”.

Мама воробьиха зовет своих детей.

Ко мне мои воробушки, летите поскорей
Сегодня начинаем учиться, мы летать!
Скорее в круг вставайте, и будем начинать.

(Дети выполняют характерные движения для воробушков, затем разлетаются в разные стороны.)

Воробьиха:

Чик-чирик, чик-чирик,
Что за шум! Что за крик?
В круг скорее становитесь 
И опять летать учитесь.

Воспитатель: – Присаживайтесь ребятки, вы тоже оживились как воробушки весной.

В марте природа пробуждается от зимнего сна и наливается жизнью. Вот, например, 12 марта прилетают грачи. Жаворонки около 28 марта. Скворцы около 30 числа. В конце марта первый помет у зайца беляка. Белочка и зайчик меняют свои шубки. У лосей вырастают новые рога. Медведи просыпаются от зимней спячки.

Воспитатель: – Ребятки будьте добры, скажите мне, пожалуйста, а что только в жизни животных и птиц происходят изменения?

Ответы детей: – Нет, у растений тоже.

Воспитатель: – Молодцы! А что же происходит с растениями?

Ответы детей: – Набухают почки, расцветают первые цветы.

Воспитатель: – Умнички! Конечно, вы правы.

На проталинках появляются первые подснежники, первые цветы. У берез начинается движения сока, зеленеет кора осины, крупнее становятся почки на деревьях и кустарниках. А про какие почки мы говорим – мягкие, пушистые, серые, серебристые?

Ответы детей. Если затрудняются, воспитатель читает отрывок стихотворения:

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна пушистая 
Повеяла кругом.

Ответы детей: – Верба.

Воспитатель: – Молодцы, это верба – один из символов прихода весны, пробуждения природы. А скажите мне, пожалуйста, когда день длиннее зимой или весной?

Ответы детей: – Весной.

Воспитатель: – Умнички, конечно же, весной. Вы знаете, что именно на март выпадает день весеннего равноденствия (20-21 марта) – день равен ночи.

Проводится подвижная игра “День-ночь”.

Дети садятся на место.

Воспитатель: – Ребятки, а как вы думаете, в марте кто-то еще просыпается ото сна?

Ответы детей: – Насекомые.

Воспитатель: – Да, вы правы!

Оживают насекомые: мухи просыпаются, появляются бабочки – лимонницы и крапивницы.

Воспитатель проводит динамическую паузу “Бабочки”.

Воспитатель: – Вот ребятки столько интересного происходит в таком прекрасном месяце как март, но есть еще один великолепный праздник, который считается первым праздником весны. Как же он называется?

Ответы детей: – 8 марта – Женский день.

Воспитатель: – Да, умнички! Это международный женский день.

Мне кажется, что это очень правильно, ведь именно в марте идет такое пробуждение природы, жизнь бурлит и кипит (строительство гнезд, птенцы, потомство, первые цветы). И мы с вами знаем, что именно женщина дает жизнь, продолжает род, является символом красоты, добра и любви. В одном из стихотворений даже говорится: “Весна и женщина едины”.

Ребенок читает стих:

8 Марта самый лучший праздник
Несет он пробуждение весны.
Цветут подснежники,
Березы сок пускают.
У женщин пробуждаются мечты.

Воспитатель: – Вот дорогие мои ребятки, сколько интересного приносит с собой месяц март. Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки об этом месяце.

Март не весна, а предвесенье.
Март и снегом сеет и солнышком греет.
Март неверен, то плачет, то смеется.
Пришел марток – надевай семь парток.

Воспитатель разбирает с детьми эти поговорки, объясняет им, что такое портки и почему нужно семь (потому что март холодный месяц).

Воспитатель: – Видите, сколько интересного мы сегодня узнали о марте месяце. И что бы закрепить наши знания мы поиграем в игру.

Проводится игра “Подскажи словечко”.

Ой беда, беда, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки на снегу …проталинки.

Снег в лесу, сугробов много
Не слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает… капель.

Рад весне братишка Саша
И собачка рада Жучка.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась… сосулька.

На реке и треск и гром
Это значит ледолом.
На реке лед идет
Это значит… ледоход.

Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается … в ручей.

Воспитатель благодарит детей за активность и за их знания, проявленные во время занятия. Обращается к детям: – А что сегодня на нашем занятии показалась интересным вам?

Ответы детей…

Воспитатель: – Молодцы, спасибо за отличную работу я очень горжусь вами!

Вам также может понравиться...
15925