Открытый урок «Семейный бюджет»

Доценко Наталья Борисовна – Учитель начальных классов МОАУ «Лицей № 2», г. Оренбург
Дата поступления работы: 23.01.25г.

Урок окружающего мира по теме: «Семейный бюджет»

Ф.И.О. учителя: Доценко Наталья Борисовна. Учитель начальных классов   
МОАУ «Лицей № 2», г. Оренбург
Предмет: Окружающий мир. Класс  3.
Учебник: Плешаков А.А.
Тема урока: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: нестандартный, с использованием ИКТ.
Продолжительность урока: (1урок – 45 мин.)
Цель: познакомить с понятиями: “семейный бюджет”, виды дохода – гонорар, прибыль, рента. Для чего нужно составлять семейный бюджет.

Задачи:
1) Определить, из чего складывается семейный бюджет. Расширить словарный запас.     
2) Развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление.
3) Учиться контролировать и корректировать свою работу.
4) Воспитывать чувство бережливости, экономичности.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронная презентация.
Дидактический материал: карточки самооценки; карточки с терминами; 4 листа А3 с таблицами: доходы, расходы, сбережения для работы в группах

Планируемые  результаты:

  • Личностные: формирование устойчивой положительной самооценки; устойчивого учебно-познавательного интереса; вырабатывать навыки работы в группе.
  • Метапредметные: извлекать необходимую информацию из текста, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение, анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки рассуждений, выполнять проблемные задания;
  • Предметные: контролировать и корректировать свою работу и работу соседа. Сформировать первоначальное  представление о семейном бюджете и его составляющих частях; содействовать развитию внимания,  мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения составлять семейный бюджет «условной семьи», соотносить «доходы» с «расходами».Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
  •   Работать с учебником, выполнять проблемные задания;
  •   Вырабатывать навыки работы в группе.

Ход урока

1. Актуализация  знаний  и мотивация (3 – 4 мин)

  Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит. (Слайд 2)

– Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. А помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.

– Садитесь.

Всю работу сегодня будем оценивать с помощью «Дерева успеха». Если задание выполнено без ошибок, закрашиваем листочек зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.

(Приложение 1)

Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются.
Садятся на места, настраиваются на урок. Знакомятся с картой самооценки.
Обсуждаем виды работ и критерии оценивания.

Учитель: – Внимание на экран. Соберите слово из букв. О каком бюджете мы говорили на прошлом уроке? (Слайд 3)

– Расскажите друг другу всё, что вы знаете по этой теме. (Работа в парах)
– Оцените работу друга. Закрасьте листочек, согласно оценке.
– Какие вопросы вы можете задать друг другу?  (Не забываем про Дерево успеха)
Молодцы, дети! Оцените всю работу. (Аплодируют)
– Мы говорили о государственном бюджете. А есть ли другой бюджет? На этот вопрос вам подскажет ответ ребус (Слайд 4)
– Образуйте от слова семья прилагательное к слову бюджет.

2. Самоопределение к деятельности.

– Определите тему нашего урока. (Слайд5)
Прочитайте пословицы. Объясните их значение. (Слайд 6)
– Какие цели поставим? (Слайд 7)

3. Работа по теме урока.

А) Работа в парах. (Слайд 8)
– Послушайте стихотворение.
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт,
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»

– Обсудите с другом, почему мальчик маме даёт такой наказ? (Он маленький, не понимает, что на 3 копейки ничего не купишь. Не знает цену деньгам).

– А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (У них нет денег. Я ещё мал).

– Как вы думаете, ребята, а вы уже достаточно взрослые, чтобы вам разбираться в таких вопросах? Нужно ли вам знать о вашем семейном бюджете? Кто из вас участвует в обсуждении бюджета вашей семьи? Для чего нам нужно уметь это делать? (Учиться планировать бюджет. Чтобы понимать родителей и не обижаться на них, когда они нам что – то не могут купить. Чтобы научиться экономить).

Б) Беседа.

– Из чего складывается государственный бюджет?
– А семейный? (Слайд 9)
– Что такое доход Семьи? (Слайд 10, 11,12)

В) Работа с учебником.

– Прочитайте текст в учебнике  с.77 – 79.  
– Какие новые виды доходов семьи вы узнали?  
– Найдите значение этих слов в учебнике, на странице

Вывешиваю на доску новые термины (Приложение 2)

Дети читают по карточкам с доски новые понятия:
Прибыль – получает работник от работы фирмы или своего частного хозяйства
Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления
Процент – за сбережения, которые хранятся в банке
Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за  регулярную выплату (это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.)
 – Сделайте вывод – из чего складывается семейный бюджет? (из доходов всех её членов).
– Оцените свою работу.

Работа в парах, группах. Оценивание своей работы и работы соседа по части доходы семьи.

 – Тогда давайте разберем расходы семьи. На что семья может тратить свои доходы?

(Слайд 13)

– Как, по-вашему, на какие предметы семья тратится каждый день? Каждый месяц? Каждый год?

Дети высказываются по собственному жизненному опыту и работают со слайдом.

– Какие расходы обязательны ежемесячно?

– Сделайте вывод, из чего складывается семейный бюджет. (Слайд 14)   

Закрепление знаний по доходам и расходам семьи.

– Оцените свою работу  

– А как вы полагаете, что произойдёт, если…          
доходы = раходам;
доходы  > расходов;
доходы < расходов     
(Слайд 15)   

4. Физкультминутка  (2 мин) (Слайд 16)   

Игра “Знаете ли вы номиналы денег?”.

Учитель называет разные числа, если есть такие номиналы денег, то дети хлопают в ладоши 2 раза; нет – приседают.

5. Практический этап  (9 – 10 мин)

Практический метод – выполнение задания по указанию. Творческое задание                                         
Если нет вопросов, попробуем составить бюджет конкретной семьи

– Разделимся на группы по 6 человек. У нас получилось две семьи. Сейчас вы придумаете фамилию своей семье. Распределите роли. На ваших столах таблицы. Сейчас вы их заполните. Нужно сосчитать доход семьи. 

(Слайд 17, 18) Дети выбирают и записывают в свои таблицы- карточки, какие виды дохода есть в их “семье”. Заполняют  столбик расходов и сбережения.    Подсчет доходов и расходов.

 – Оцените свою самостоятельную работу.

Что же такое семейный бюджет? (Слайд 19)

  – Согласны ли вы с тем, что «правильное ведение хозяйства» – это прежде всего умение экономить.             

Высказывания детей.

  – Как можно сэкономить   (Слайд 20, 21)

  – И тогда обязательно  найдутся деньги на  культурно-развлекательные мероприятия и туристические поездки. (Слайды 22)

6. Работа с учебником.

   – Могут ли быть в семье незапланированные доходы стр. 77
(Слайды 23, 24)
   – А могут ли быть в семье незапланированные расходы?
(Слайды 25)

7. Выступление семьи Мелешко на тему: « Семейный бюджет».

– Ребята, у нас сегодня на уроке среди гостей есть родители. Попросим маму Люды Мелешко рассказать о том, как их семья планирует бюджет. (Слайды 26)

8. Работа в тетради. (Слайды 27, 28)

Стр. 41, №1
Покажи стрелками доходы и расходы семьи.
– Проверьте. (Слайды 29)
 Оцените свою работу. (Дерево успеха)

9. Работа в группах.

– Выберите  верные высказывания. (Слайды 30)
– И ещё у нас одно очень важное задание. К нам в школу на электронную почту пришло сообщение “Прошу помочь!”.  Я их распечатала. Прочитайте и скажите, кому бы вы помогли, обсудите в своей семье и прокомментируйте свой выбор.

 срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

 талантливому скрипачу на покупку скрипки;

 врачу – ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

 спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

 – Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами.

 Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути

10. Рефлексия.

Пригодятся ли вам в жизни знания по семейному бюджету?  Для чего?

– Оцените свою активность на протяжении всего урока, а также как вы проявили себя при работе в группе. Закрасьте листочки на Дереве Успеха.

– Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.

– Всем спасибо за работу на уроке! (Слайд 31)

 Домашняя работа  (3 мин)(Слайд 32)

1) стр.77 – 80           
2)тетрадь стр.41 – 42                    
3) составить бюджет своей семьи на следующий месяц
Молодцы! (Слайд 33)

Вам также может понравиться...
16305