Трохимчук Наталья Марленовна – Музыкальный руководитель МБДОУ «Первомайский детский сад № 2 «Родничок» Республика Крым, Первомайский район, п. Первомайское
Дата поступления работы: 14.03.2024г.
Конспект открытой ОД
«Развитие чувства ритма средствами музыкально – игровой деятельности»
Цель: Развитие чувства ритма через музыкально-игровую деятельность.
Задачи:
1) Развивать умение чувствовать сильные и слабые доли в музыке, различать длительность звуков: короткие, долгие;
2) Развивать умение придумывать ритмический рисунок, выразительно и ритмично двигаться, играть в оркестре;
3) Развивать память, внимание, мышление, речь, коммуникативные навыки;
4) Развивать чувство ритма, формировать способность воспроизводить музыкальный ритм непринужденно и эмоционально посредством чтения ритмосхем, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах;
5) Обогащать музыкальный опыт детей;
6) Активизировать эмоциональные реакции детей на музыку;
7) Развивать слуховое восприятие;
8) Развивать тембровый слух, слуховое внимание
Дети заходят в музыкальный зал.
Муз. Рук.: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Мы с вами знаем очень интересную песню-приветствие, которая называется «Кто сегодня в зал пришел?». Она исполняется с помощью слов и звучащих жестов. А что такое звучащие жесты?
Дети. Это игры звуками своего тела, игра на его поверхности, природные инструменты человека, которые всегда «под рукой».
Муз. Рук.: А какие звучащие жесты вы знаете?
Дети: Хлопки, шлепки, щелчки, притопы.
Муз. Рук.: Правильно. Тогда споем песенку.
«Приветственная песенка», муз. и сл. Н.Сухой
Муз. рук. Ребята, присаживайтесь. Сегодня в детский сад пришло приглашение в музыкальное королевство Ритма. Хотите отправиться в путешествие?
Дети. Да!
Муз. Рук.: Этим королевством управляет знаменитый король Ритм. Вам знакомо это слово? Что такое ритм?
Дети. Это чередование долгих и коротких звуков.
Муз. Рук.: Верно, ребята. И мы не представляем себе музыку без ритма.
Приложите руку к сердцу, послушайте, как оно стучит? Ровно? Или с остановками?
Ответ детей.
Муз. Рук.: Сердце человека, если он здоров, бьётся ровно, отстукивая свой ритм – тук-тук-тук. Можно покачать в такт головой.
Так же в природе день сменяется ночью, на смену ночи приходит день. Ритмично меняются времена года – зима, весна, лето, осень, и снова зима. И все люди, и мы в том числе, подчинены этому жизненному ритму. А в музыке? В музыке тоже главенствует ритм – звуки следуют друг за другом и имеют разную длину – долгий звук и короткий. Когда долгие и короткие звуки чередуются между собой, получается красивый ритмический рисунок. Значит можно сказать, что ритм – это чередование долгих и коротких звуков.
Муз. Рук.: Ребята, предлагаю начать наше путешествие с поездки на поезде. Но поезд будет необычным!
Скажите, как паровоз гудит? (ту-Ту). Сколько было звуков?
Дети. Два.
Муз. Рук.: Какой из них долгий первый или второй?
Дети. Второй.
Муз. Рук.: Наш паровоз всегда в хорошем настроении, давайте для него придумаем веселую цепочку гудков из коротких и долгих звуков в виде облаков. Большое облако это какой звук? Долгий и произносим мы его как? –та. Маленькое облачко – какой звук? – короткий, будем произносить как?
Дети. Ти
Муз. Рук.: Кто готов придумать ритмическую песенку?
Дети по желанию выкладывает на доске цепочку гудков.
Муз. Рук.: Давайте исполним эту цепочку.
Дети проговаривают и прохлопывают заданный ритм.
Игра «Ритмический рисунок из облачков» (фланелеграф)
Муз. Рук.: Кто еще хочет придумать свой ритм песенки?
Дети по очереди выкладывают ритм, затем все вместе прохлопывают.
Муз. Рук.: Вот такие веселые колечки пускает наш паровозик счастья, а мы продолжаем путешествие. Вам, наверное, интересно познакомиться с королем Ритмом?
Муз. Рук.: Дальше будем добираться на велосипедах. Вперед!
Игра «На велосипеде», сл. и муз. Н.Сухой
Муз. Рук.: Ребята, предлагаю задержаться на этой полянке, полюбоваться красотой природы и послушать звуки леса.
Звучат птичьи голоса, лесной ручеек
Муз. Рук.: Ребята, я предлагаю вспомнить очень красивую песню «Музыка» композитора Г.Струве.
Но, чтобы научиться петь красиво, нам надо подготовить наш голосок.
Дети проговаривают:
Сверху- вниз, сверху – вниз, (поглаживают кончиками пальцев по шее)
Голосочек наш , проснись
снизу –вверх, снизу-вверх (поглаживаю кончиками пальцев)
В пении нас ждёт успех.
Песня «Музыка», муз. Г.Струве
Теперь отправляемся в путь. А путь наш лежит через лес, где можно встретить много разных животных. Предлагаю взять с собой в дорогу музыкальные инструменты.
Дети берут клавеси (или деревянные палочки)
Игра-эхо «Звери в лесу», муз. и сл. Н.Сухой
Муз. Рук.: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!
Как же интересно путешествовать по королевству Ритма!
Смотрите, здесь еще одно задание! Поиграем?
«Ритмическая игра » (корейская народная песня «Кукушка»)
Молодцы, ребята! По-моему, мы уже совсем близко и скоро увидим самого короля Ритма! Я слышу его шаги.
Под музыку в зал заходит король Ритм.
Ритм: Здравствуйте ребята, я – король Ритм и я рад вас видеть в своём королевстве, вы все задания выполнили и отлично справились, и теперь смело можно вас назвать почётными гостями королевства ритма.
Муз. Рук.: Здравствуй, король Ритм, спасибо тебе за такие интересные задания, мы их с удовольствием выполнили.
Ритм: Спасибо вам, ребята, это самый лучший для меня подарок!
Но и я не с пустыми руками к вам пришел.
Вот волшебная бумага, .ты теперь не хуже мага.
Так пусть звучат сегодня в зале музыка и смех
Наш оркестр «БУМАЖНЫЙ», конечно, лучше всех!
Листочки белоснежные шуршат, скрипят, стучат-
«Шутки» Селиванова Вас точно удивят!
Оркестр на бумаге «Веселый дождик», под музыку В.Селиванова «Шуточка»
Ритм. Спасибо, ребята, молодцы!
А у меня есть для вас подарки вот такие музыкальные раскраски.
Ну что ж, ребята, мне пора, меня ждут музыкальные дела, до свидания. (Уходит)
Муз. Рук.: Вот и закончилось наше путешествие в королевство Ритма
Какие вы молодцы, ребята. Вам понравилось наше путешествие?
Теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.
Под музыку дети выходят из зала “Дорога добра”