Открытый урок «Развитие чувства ритма средствами музыкально – игровой деятельности»

Трохимчук Наталья Марленовна – Музыкальный руководитель МБДОУ «Первомайский детский сад № 2 «Родничок» Республика Крым, Первомайский район, п. Первомайское
Дата поступления работы: 14.03.2024г.

Конспект открытой ОД 
«Развитие чувства ритма средствами музыкально – игровой деятельности»

Цель: Развитие чувства ритма через музыкально-игровую деятельность.

Задачи:
1) Развивать умение чувствовать сильные и слабые доли в музыке, различать длительность звуков: короткие, долгие;
2) Развивать умение придумывать ритмический рисунок, выразительно и ритмично двигаться, играть в оркестре;
3) Развивать память, внимание, мышление, речь, коммуникативные навыки;
4) Развивать чувство ритма, формировать способность воспроизводить музыкальный ритм непринужденно и эмоционально посредством чтения ритмосхем,  музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах;
5)  Обогащать музыкальный опыт детей;
6)  Активизировать эмоциональные реакции детей на музыку;
7)  Развивать слуховое восприятие;
8)  Развивать тембровый слух, слуховое внимание

Дети заходят в музыкальный зал.

Муз. Рук.: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Мы с вами знаем очень интересную песню-приветствие, которая называется «Кто сегодня в зал пришел?». Она исполняется с помощью слов и звучащих жестов.  А что такое звучащие жесты?

Дети. Это игры звуками своего тела, игра на его поверхности, природные инструменты человека, которые всегда «под рукой».

Муз. Рук.: А какие звучащие жесты вы знаете?

Дети: Хлопки, шлепки, щелчки, притопы.

Муз. Рук.: Правильно. Тогда споем песенку.

«Приветственная песенка»,   муз. и сл. Н.Сухой

Муз. рук. Ребята,  присаживайтесь. Сегодня в детский сад пришло  приглашение в музыкальное королевство Ритма.  Хотите отправиться в путешествие?

Дети. Да!

Муз. Рук.: Этим королевством управляет знаменитый король Ритм. Вам знакомо это слово? Что такое ритм?

Дети. Это чередование долгих и коротких звуков.

Муз. Рук.: Верно, ребята. И мы не представляем себе музыку без ритма.
Приложите руку к сердцу, послушайте, как оно стучит? Ровно? Или с остановками?

Ответ детей.

Муз. Рук.: Сердце человека, если он здоров, бьётся ровно, отстукивая свой ритм – тук-тук-тук. Можно покачать в такт головой.
Так же в природе день сменяется ночью, на смену ночи приходит день. Ритмично меняются времена года – зима, весна, лето, осень, и снова зима. И все люди, и мы в том числе, подчинены этому жизненному ритму. А в музыке? В музыке тоже главенствует ритм – звуки следуют друг за другом и имеют разную длину – долгий  звук и короткий. Когда долгие  и короткие звуки чередуются между собой, получается красивый ритмический рисунок. Значит можно сказать, что ритм – это чередование долгих и коротких звуков.

Муз. Рук.:  Ребята, предлагаю начать наше путешествие с поездки на поезде. Но поезд будет необычным!
Скажите, как паровоз гудит?  (ту-Ту). Сколько было звуков?

Дети. Два.

Муз. Рук.: Какой из них долгий первый или второй?

Дети. Второй.

Муз. Рук.: Наш паровоз всегда в хорошем настроении, давайте для него придумаем веселую цепочку гудков из коротких и долгих звуков в виде облаков. Большое облако это какой звук? Долгий и произносим мы его как? –та. Маленькое облачко – какой звук? – короткий, будем произносить как?

Дети. Ти

Муз. Рук.: Кто готов придумать ритмическую песенку?

Дети  по желанию выкладывает на доске цепочку гудков.

Муз. Рук.: Давайте исполним эту цепочку.

Дети проговаривают и прохлопывают заданный ритм.

Игра «Ритмический рисунок из облачков» (фланелеграф)

Муз. Рук.: Кто еще хочет придумать свой ритм песенки?

Дети по очереди выкладывают ритм, затем  все вместе прохлопывают.

Муз. Рук.: Вот такие веселые колечки пускает наш паровозик счастья, а мы продолжаем путешествие. Вам, наверное, интересно познакомиться с королем Ритмом?

Муз. Рук.: Дальше будем добираться  на велосипедах. Вперед!

Игра «На велосипеде», сл. и  муз. Н.Сухой

Муз. Рук.: Ребята, предлагаю задержаться на этой полянке, полюбоваться  красотой природы и послушать звуки леса.

Звучат птичьи голоса, лесной ручеек

Муз. Рук.: Ребята, я предлагаю вспомнить очень красивую  песню «Музыка» композитора Г.Струве.
Но, чтобы  научиться петь красиво, нам надо подготовить наш голосок.

Дети проговаривают:
Сверху- вниз, сверху – вниз, (поглаживают кончиками пальцев по шее)
Голосочек наш , проснись
снизу –вверх, снизу-вверх (поглаживаю кончиками пальцев)
В пении нас ждёт успех.

Песня «Музыка»,  муз. Г.Струве

Теперь отправляемся в путь. А путь наш лежит через лес, где можно встретить много разных животных. Предлагаю взять  с собой в дорогу музыкальные инструменты.

Дети берут клавеси (или деревянные палочки)

Игра-эхо «Звери в лесу», муз. и сл. Н.Сухой

Муз. Рук.: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!
Как же интересно путешествовать по королевству Ритма!
Смотрите, здесь еще одно задание! Поиграем?

«Ритмическая игра » (корейская народная песня «Кукушка»)

Молодцы, ребята! По-моему, мы уже совсем близко и скоро увидим самого короля Ритма! Я слышу его шаги.

Под музыку в зал заходит король Ритм.

Ритм: Здравствуйте ребята, я –  король Ритм и я рад вас видеть в своём королевстве, вы все задания выполнили и отлично справились, и теперь смело можно вас назвать почётными гостями королевства ритма.

Муз. Рук.: Здравствуй,  король Ритм, спасибо тебе за такие интересные задания, мы их с удовольствием выполнили.

Ритм: Спасибо вам, ребята, это самый лучший для меня подарок!
Но и я не с пустыми руками к вам пришел.
Вот волшебная бумага, .ты теперь не хуже мага.

Так пусть звучат сегодня в зале музыка и смех
Наш оркестр «БУМАЖНЫЙ», конечно, лучше всех!
Листочки белоснежные  шуршат, скрипят, стучат-
«Шутки» Селиванова Вас точно удивят!

Оркестр на бумаге «Веселый дождик»,  под музыку  В.Селиванова «Шуточка»

Ритм. Спасибо, ребята, молодцы!
А у меня есть для вас подарки вот такие музыкальные раскраски.
Ну что ж, ребята, мне пора, меня ждут музыкальные дела, до свидания. (Уходит)

Муз. Рук.: Вот и закончилось наше путешествие в королевство Ритма
Какие вы молодцы, ребята. Вам понравилось наше путешествие? 
Теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.

Под музыку дети выходят из зала “Дорога добра”

Вам также может понравиться...
15817