Игольникова Евгения Владимировна – Воспитатель МДОУ «Детский сад № 229 Советского района Волгограда» г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 12.12.2021г.
Педагогический проект:
«Будь здоров!»
(образовательная область физическое развитие)
План проекта.
Вид проекта: познавательно-информационный с заданным результатом, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (с3.09.2021 по 7.09.2021 года).
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Актуальность: активный образ жизни – неотъемлемая часть жизни любого современного человека.
Цель проекта: повысить стремление детей и родителей использовать двигательную деятельность для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи проекта: формирование активной позиции детей и взрослых в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Предполагаемый результат: приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Предварительная работа: сбор материала, беседы, рассматривание иллюстраций о спорте, здоровом образе жизни, просмотр презентаций о спорте.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта: привлечение логопеда, инструктора по физической культуре.
Работа с родителями: консультации, анкетирование.
Продукт проектной деятельности: изготовление иллюстративного материала по данной теме, изготовление нестандартного оборудования для развития физической активности, викторина «Спорт – это жизнь», фотовыставка «Я учусь быть здоровым», презентация проекта.
Актуальность.
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, от состояния которых во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Именно в дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, создаётся фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, закладывается взаимосвязь между образом жизни и здоровьем, которая выражается в понятии «здоровый образ жизни».
Как помочь подрастающему поколению реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребёнка и то место, ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного здоровья.
В общей системе физического развития детей двигательная деятельность занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Великая ценность каждого человека – здоровье. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. Понимая важность здорового образа жизни, мы, воспитатели подготовительной группы, решили запустить проект «Будь здоров!». Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Задачи
– Формировать умение бережно относиться к своему организму, оценивать себя и своё состояние.
– Формировать активные позиции детей и взрослых в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
– Прививать любовь к физическим упражнениям.
– Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
– Устанавливать тесную взаимосвязь родителей и воспитателей в воспитании здорового образа жизни.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, логопед, родители.
Предполагаемые результаты:
– Полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье и физической культуре позволяет найти способы укрепления и сохранения здоровья.
– Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
– Создание картотек оздоровительных и профилактических процедур: подвижные игры, само- и точечный массаж, дыхательные упражнения, пальчиковые игро-тренинги и внедрение их в практическую деятельность.
– Выработка новых форм работы с родителями.
– Формирование у родителей желания изготовить нестандартное физическое оборудование для группы и
дома.
Этапы проекта.
I этап: организационно-подготовительный.
Цель: ознакомление и изучение теоретических материалов инновационных методик и педагогических технологий по здоровому образу жизни.
1. Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.
2. Исследование отношения родителей к здоровому образу жизни.
3. Обсуждение проекта с родителями, мотивация родителей к участию в проекте.
4. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
II этап: практический.
Цель: формирование убеждений привычек здорового образа жизни, развитие познавательных и творческих способностей детей.
1. Сформировать у детей и родителей представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь своё здоровье и заботиться о нём.
2. Формировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
3. Привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям, занятиям спортом, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью;
4. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни.
Работа с детьми: ежедневная профилактическая работа.
– Утренняя гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
– Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья».
– Воздушное контрастное закаливание.
– Облегченная одежда в группе.
– Прогулки каждый день с подвижными играми.
– Хождение босиком до и после сна по дорожкам здоровья.
– Фитонциды – лук, чеснок.
– Коммуникативные игры.
– Пальчиковая гимнастика.
– Физкультминутки.
– Подвижные и спортивные игры со всей группой.
– Динамические паузы.
– Самостоятельная двигательная деятельность.
Работа с родителями:
План работы
– Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
– Изготовление нестандартного оборудования своими руками: авторское пособие по физическому воспитанию «Здоровейка».
– Консультации: «Оптимизм и здоровье», «Оздоровление и закаливание детей».
– Наглядность в виде информационных файлов: «Режим дня дошкольника».
– Анкетирование родителей «Сохраним и укрепим здоровье ребёнка в семье».
– Папка – «Организация взаимодействия с родителями».
– Выставка спортивного оборудования.
Виды деятельности | Сроки | Цель | Форма регистрации результата |
1. Анкетирование родителей | понедельник | Выявление степени осведомленности родителей в вопросах формирования основ ЗОЖ | Бланки с анкетами |
2. Создание картотек: подвижных игр, дыхательных упражнений, пальчиковых гимнастик. | вторник | Стимулирование двигательного развития детей | Картотеки |
3. Художественное творчество:рисование.Тема: “Спорт в моей жизни” | среда | Создание творческого продуктаизобразительной деятельности | Выставка |
4. Беседа «Приключения в королевстве микробов» | четверг | Сформировать представление, что большинство заболеваний носит инфекционный характер; разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней. | Беседа |
5. Домашнее задание для детей и родителей – изготовление дорожек здоровья для самомассажа . | пятница | Содействие сотрудничеству детей и взрослых | Выставка |
6. Подвижные игры | в течениенедели | Закрепление двигательных умений детей | Описание игр |
7. Презентация «Здоровый образ жизни» | пятница | Формирование у детей сознательной установки на здоровый образ жизни. | Презентация |
8. Викторина для детей подготовительной группы «Назови вид спорта» | пятница | Закрепление двигательных умений детей о видах спорта. | Викторина (конспект) |
III этап: Обобщающий.
Цель: обобщение опыта работы по формированию убеждений у детей и взрослых привычек здорового образа жизни.
1. Обобщение результатов анкетирования.
2. Оценка эффективности реализации проекта.
3. Создание методических рекомендаций для родителей по теме «Организация динамических пауз», «Прогулки-это важно».
4. Подготовка презентации.
Результат проекта:
Проект «Будь здоров!» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи.
У детей и родителей сформировались представления о здоровье своего организма, здоровом образе жизни, раскрыли значение оздоровительных мероприятий и двигательной деятельности.
Родители заинтересовались нестандартным физическим оборудованием, изготовленным из различного материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома. Дети в конце проекта стали чаще использовать физкультурные принадлежности.