Спирина Ирина Сергеевна – Музыкальный руководитель ГБОУ Школа № 41 дошкольных групп по адресу: ул. 2-я Рейсовая, д. 9, г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 08.05.2017г.
Музыкально-ритмические движения – один из видов детской музыкальной деятельности
Интересно знать….
29 апреля – Международный день танца
Музыкально-ритмические движения.
– это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Она включает в себя музыкальные игры, пляски и упражнения.
– в основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
Музыкально-ритмические движения являются средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник в жизни человека. Она близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.
В процессе развития у детей музыкально – ритмических навыков решаются задачи:
– Формировать у детей умение отражать в движении развитие музыкального образа, выражать свои впечатления от музыки;
– Развивать музыкальные способности детей;
– Развивать общие способности ребенка;
– Совершенствовать физическое состояние организма ребенка.
– Учить детей согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки.
Виды музыкально – ритмической деятельности.
- Игры (сюжетные, несюжетные, музыкально – дидактические);
- Пляски с зафиксированными движениями, т.е. авторские (с участием взрослых, современный детский танец, народные пляски, хороводы с пением, танцы с изображением персонажей, детский бальный танец);
- Пляски – импровизации (пляска типа «зеркало», с сочиненными детьми движениями для первой части танца, затем и для второй части танца);
- Упражнения с предметами и без предметов, с музыкой и без музыки;
- Психогимнастика;
- Игровое и танцевальное творчество.
Возрастные и индивидуальные особенности детей.
- В младших группах движения чередуются с отдыхом, так как дети быстро устают;
- В среднем возрасте закрепляются навыки, полученные в младшей группе и вводятся новые, более сложные.
- Усложнение программы в старшей и подготовительной группах обусловлено уже приобретёнными детьми жизненным и музыкальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития. В данных группах проводятся все виды плясок и упражнений.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ)
- Притоп одной ногой.
- Притоп поочерёдно двумя ногами – «топотушки».
- Притоп в сочетании с «точкой» – ударом пяткой или носком не опорной ноги в пол рядом с опорной или на расстоянии небольшого шага впереди.
- «Пружинка».
- Приседание – глубокое (выполняют только мальчики в подготовительной группе)
- Полуприседание – неглубокое приседание с разведением полусогнутых коленей в стороны.
- «Ковырялочка».
- «Распашонка» – на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтях руками впереди – вверху. На «два» выпрямиться и поставить правую (левую) ногу на пятку в «точку» впереди – справа.
- «Самоварчик» – на «раз» – полуприседание и хлопок «ладушки» согнутыми в локтях руками перед собой. На «два» – выпрямиться, левую руку вытянуть в сторону – вверх, правой хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднять вверх под углом 90.
- «Ёлочка».
- «Верёвочка».
- «Козлик» – на «раз» – прыжок-«точка» на правой (левой) ноге. Одновременно «точка» пяткой другой ноги рядом с опорной. Руки сгибаются в локтях и разводятся в стороны – вверх. На «два» то же движение ног. Руки возвращаются вперёд, кулаки слегка сжаты и подняты вверх.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ С ПРЫЖКАМИ
- Поскок.
- Прыжки с отбрасыванием ног назад.
- Прыжки с выбрасыванием ног вперёд.
- «Большая гармошка» – на «раз» – толчок, разведение ног в стороны при приземлении ноги «широкой дорожкой» или на ширине плеч, носки максимально развёрнуты в стороны. На «два» – и. п. (исходное положение).
- «Ножницы» – на «раз» – толчок, разведение ног в стороны, при приземлении «широкой дорожкой». На «два» – толчок и скрещивание ног в «точке» впереди (правая ступня впереди левой и наоборот при повторении).
- «Крестик» – на «раз» – толчок и скрещивание ног в «толчке» (правая нога впереди), на «два» – то же самое только впереди левая нога.
- «Качалочка» – и. п. – правая нога впереди, левая сзади, носки развёрнуты в стороны. В этом положении выполнять поскок с ноги на ногу, как бы качаясь вперёд-назад.
- «Метёлочка» – соответственно метроритму выполнять прыжок-«точку» на левой (правой) ноге, одновременно сгибая в колене другую ногу, на каждую долю меняя направление движения, скользить носком по полу вперёд-назад или накрест перед опорной ногой.
- «Боковой галоп».
- «Галоп вперёд».
Работа с родителями.
Основы музыкального развития ребёнка закладываются в семье. Родители являются соучастниками педагогического процесса в совместной деятельности с воспитателем и музыкальным руководителем.
Родители информируются о задачах и особенностях музыкального развития детей, что даёт возможность поддерживать интерес к музыке в домашних условиях. К этим условиям относятся:
– организация музыкальной зоны для элементарного музицирования;
– совместное музицирование с детьми;
– посещение театров, концертов с последующим обсуждением;
– собирание домашней фонотеки с обязательным прослушиванием.
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребёнка заключается в том, что они:
– обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
– развивают познавательные способности;
– способствуют физическому совершенствованию организма;
– воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.