ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ВОЛГОГРАД»

Лиховидова Татьяна Николаевна – Воспитатель МОУ Детский сад №282 г. Волгоград
Дата поступления работы: 10.01.2018г.

Педагогический проект

по патриотическому воспитанию

«Мой Волгоград»

Название проекта:

«Мой Волгоград»

Автор проекта:

Лиховидова Татьяна Николаевна – воспитатель.

Тип проекта:

по ведущему методу – творческий;

по содержанию – включают ребенка, общество и культуру;

по характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи до получения результата;

по характеру контактов – среди детей одной группы (подготовительной);

по количеству участников – групповой;

по длительности – долгосрочный.

Место проведения:

г. Волгоград

Материалы, инструменты, оборудования: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, о городе Волгоград, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны и др.

Содержание проекта:

Значение патриотического воспитания в современных условиях

1.1.Цель проекта

1.2. Задачи проекта

Содержание практической деятельности по реализации проекта

2.1. Актуальность проблемы

2.2. Способы решения проблемы и план деятельности

2.3. Этапы реализации проекта

2.4. План – проект по гражданско – патриотическому воспитанию

2.5. Подведение итогов

2.6. Литература

Значение патриотического воспитания в современных условиях

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, и своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, это любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачёв.

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственности, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ гражданско – патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине.

Проблема гражданско – патриотического воспитания в современном мире актуальна. Принята государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине.

Если мы не научим ребенка с ранних лет любить свою страну, её леса, моря, озера, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями?

Судьба Родины в руках человека.

Цель – результат проекта.

Цель гражданского воспитания – содействовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.

Цель патриотического воспитания – воспитывать у ребенка дошкольного возраста чувство любви и привязанности к Родине.

Цель проекта – воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.

Задачи:

  1. 1. Привитие детям чувства любви к родному краю, своей малой Родине, на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;2. Расширение представления о России, как о родной стране, о Волгограде, как о родном городе;3. Расширение представления о Волгограде, как о городе – герое;4. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

Рождение проблемы:

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаем важной частью своей проектной деятельности.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Патриотическое воспитание до­школьников — это не только воспи­тание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Способы решения проблемы и план деятельности

Поиск способов решения проблемы:

Для реализации данного проекта;

– использовали художественно-развивающую среду в детском саду;

– разработали календарно- тематический план деятельности детей;

– изучили учебно – методические пособия;

– подобрали материалы и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии, тематические картины, иллюстрации, дидактические пособия костюмы для детей, игрушки.

Составление плана деятельности:

Для успешной реализации задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.

При работе с детьми использовались такие формы и методы работы:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Мини – музей.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Беседа
  • Театрализация.
  • Изготовление подарков.
  • Выставки и экспозиции.
  • Развлечения, досуги, праздники, концерты.
  • Инсценировки, театрализации.
  • Выставка детских рисунков.
  • Стен – газеты, посвященные Великой Отечественной войне, Сталинградской битве. 

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

  • Индивидуальные консультации, беседы.
  • Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ ко Дню Защитника Отечества, к Масленице, к Сталинградской битве, создание рисунков, стен – газет).

Составление и реализация плана действий:

Этапы реализации проекта.

Содержание практической деятельности по реализации проекта строилась в несколько этапов:

ЭтапыСроки реализации проектаПлан работы
IЯнварь 2017Информационно – аналитический (подготовительный)повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;определение объема материала для детей;планирование системы работы 
IIФевраль 2017Творческий (основной)Оформление стендов по теме проекта;Консультации для воспитателей и родителей;Проведение мероприятий по теме проекта
IIIМарт 2017ЗаключительныйПодведение итогов.

Подведение итогов

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в нашем детском саду будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Хочется закончить словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.»

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Литература

  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  • Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  • Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  • Особенности патриотического воспитания. И.Казакова. Обруч. № 6 – 2003г
  • Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
  • Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
  • Российская символика.  Е. Ривина. Москва. 2004г.
  • Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
  • Государственные символы России.  Т. Шаляпина Москва 2002г.
  • Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
  • Воспитание маленького Волжанина: (Первые шаги эксперимента) /Евдокимова Е.С.; ВГПУ, – Волгоград: Парус – Н, 2003
  • Детям и взрослым о войне и мире: (методическое пособие для специалистов учреждений образования, культуры, а также для родителей) / Е.С. Евдокимова, Т.Г. Кобзева, Е.А. Кудрявцева. – Волгоград: Саратов: Борисов Р.А., 2005
  • Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф. на 2001-2005 года. – М.: АРКТИ, 2003
  • Евдокимова Е.С., Н.В. Езубова, Н.В. Додокина, И.В. Сластенова. Игры детей Поволжья: традиции и современность. Методическое пособие для специалистов учреждений образования и культуры. Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004.
  • Евдокимова Е.С., Кудрявцева Е.А., Павловская Ю.Б., Тюрикова А.Н. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. -Волгоград: «Центр Оперативной Полиграфии», 2003.
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.
  • Е.Ю. Александрова. Система патриотического воспитания в ДОУ. Вологда, 2007 г.
  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада.: Опыт творческого проектирования. Волгоград: Перемена, 2001.
  • Л.С. Киселева. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, М.: 2004 г.
  • Л.В. Лосева, М.В. Корепанова, А.М. Яценко. Моя Родина – Волгоград, Волгоград, 2002
  • М.Ю. Новицкая Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  • Познание истории и культуры города – героя Волгограда детьми дошкольного возраста (из опыта работы) / Под ред. Е.С. Евдокимовой, Н.Р. Оганян, С.А.  Пятаевой. – Волгоград: МУ Волгоградский методический центр, 2004
Вам также может понравиться...
16305