Ананьева Елена Вадимовна – Учитель русского языка и литературы МОУ Лицей №10 Кировского района Волгограда г. Волгоград
Дата поступления работы: 05.05.24г.
«Растет в Волгограде берёзка…»
«Жизненный и творческий путь М.К. Агашиной»
Образовательный проект по литературе
Современное образование увеличивает сложность профессионально- педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональнымнапряжением,спреодолениемпсихологическихзатруднений учащихся. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, требующих от педагога умения выполнятьфункцииконсультанта,проектировщика,исследователя,создателя условий становления ключевых компетенций обучающихся.
I. Актуальность образовательного проекта.
… «Словом можно убить, Словом – можно спасти…
Словом – можно полки за собой повести…»
(Вадим Шефнер)
Нет ничего величественнее слова…, и никто не оспаривает эту истину, но, к сожалению, далеко не все способны использовать в своей жизни замечательный дар красноречия, данный во владение человеку.
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию и литературы, и русского языка в школе. Главное не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений. Очень часто учащиеся, хорошо знающие правила орфографии и пунктуации, часто оказываются неинтересными собеседниками; не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу; грамотно составить рассказ о себе – резюме; испытывают неуверенность перед предстоящим деловым телефонным разговором. А общение играет важную роль в современном мире. Например, исследователи деловой коммуникации утверждают: у тех, чья работа предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» (специалисты по связям с общественностью, менеджеры, журналисты, бизнесмены, политики), деловое общение составляет от 60 до 90 %. Это общение лицом к лицу, по телефону, по электронной почте. Чтобы осуществлять эффективную деловую коммуникацию, человеку необходимо обладать достаточными знаниями и сформированными умениями в этой области.
II. Цель проекта:
- определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
- расширить круг знаний учащихся о жизни и творчестве Маргариты Константиновны Агашиной;
- заинтересовать подростков материалом о Волгоградской поэтессе, с целью написания творческих и исследовательских работ.
III. Задачи:
- развивать познавательную мотивацию, воспитывать активное тяготение к постоянному общению с книгой;
- повысить интерес к литературе родного края;
- учить выражать свое отношение к прочитанному;
- поддерживать и развивать впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, способность работать в группе.
IV. Методы реализации проекта
- анализ проблемы исследования; изучение психолого-педагогической, методической литературы; проектирование и проведение педагогического проекта; диагностика (обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование); обобщение полученных результатов; подведение итогов.
Для реализации проекта использованы следующие методы обучения:
- исследовательский
- проблемный
- эвристический
- метод творческого познания образовательной области через устные и письменные работы учащихся, сценическое искусство
Предполагаемые формы обучения при реализации проекта:
- лекции с творческими заданиями
- дискуссии
- лингвистические игры и упражнения
- диспуты
- устные выступления участников проекта
V. Гипотеза
- если целенаправленно и систематически использовать возможности поэтического и прозаического текста для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе,
- адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач, в том числе коммуникативных.
VI. Предполагаемый результат
– собранный в ходе работы над проектом материал даст возможность подготовить выпуск стенгазеты или буклета, или составить «свою» книжку- малышку со стихами или рассказами о жизни и творчестве Маргариты Константиновны Агашиной, которую ребята подарят подшефным второклассникам, подготовить выпуск школьной газеты по теме проекта, а также
Ожидаемые результаты:
- определить лучший способ развития коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции подростка;
- повысить интерес к русскому языку и литературе;
- повысить мотивацию учебной деятельности;
- прочно и неформально усвоить знания;
- активизировать творческую деятельность, желание участвовать в различных творческих конкурсах.
В результате работы уровень коммуникативной компетенции учащихся позволит в устной и письменной форме:
- вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности;
- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
- слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению;
- высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
- стимулировать собеседника к продолжению общения;
- грамотно разрешать конфликты в общении;
- изменять при необходимости свое речевое поведение;
- оценивать успешность ситуации общения;
- корректно завершать ситуацию общения.
VII. Описание содержания, сроков и этапов реализации проекта Оборудование:
Классный кабинет (или читальный зал библиотеки, актовый зал), проектор, компьютер, колонки, памятки «Работа в группе», «Работа с кластером», музыкальные заставки, книги стихотворений, рисунки профессиональных художников и ребят, канцелярские принадлежности.
Этапы и сроки | Содержание работы | Цели и задачи этапа | Коммуникативные задачи (участников проекта) |
Подготовительный этап (ноябрь –декабрь, 2022 года) | определение цели и задач для себя лично и для всех участников проекта; чтение и обсуждение учащимися биографического материала и стихотворений М.К. Агашиной, -творческий анализ поэтического текста; подготовка элементов инсценирования стихотворений; -создание коллажей и рисунков к стихотворениям; подготовка материалов для создания рукописных книжек-малышек | ознакомиться с правилами и принципами построения педагогического проекта; разработать кластер проекта; определить цели и задачи проекта; определить тематику и разработать схемы занятий; подобрать тематический материал для реализации проекта в плане работы с детьми; изучить научную и методическую литературу по теме. | Продуктивная коммуникация: умение слушать других; умение высказывать свою мысль, точку зрения, идти на компромисс, формулировать идею; умение вести конструктивную беседу; Устная коммуникация: умение самостоятельно подготовить план выступления с соблюдением норм публичной речи и регламента; Письменная коммуникация: умение изложить тему, имеющую заданную структуру; подготовить вспомогательные наглядные материалы; создать письменный отчет о проделанной работе в необходимой форме (запись на компакт диск, создание дизайн, а папки, презентации и др.) |
Деятельностный этап (февраль – апрель 2023 года) | проведение занятий с использованием современных педагогических технологий, формирующих коммуникативную компетенцию; участие в интеллектуальных играх и конкурсах, КТД, творческих конкурсах, создание рукописных книжек, в подготовке издания школьной газеты, внеклассных мероприятиях по теме проекта; | формирование умений свободного пользования речи во всех сферах её применения; – формирование навыков комплексного анализа стихотворного и прозаического текста; углубление знаний учащихся о связи жизни и творчества поэтессы; – формирование языковой, Лингвистической и коммуникативной компетентности; – повышение интереса к поэтической речи; – включение учащихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций; активизирование творческой деятельности, выраженной желанием участвовать в различных творческих конкурсах; | Продуктивная коммуникация: умение выполнять отведенную в группе роль, ответственно к ней относится; быть готовым к взаимопомощи, поддержке, взаимозаменяемости; Устная коммуникация: – овладение нормами литературного языка и грамотного письма; – обогащение своего лексического запаса; – приобретение необходимой языковой и риторической деятельности; – умение выступить перед публикой, грамотно и красиво излагать свои мысли, расставлять смысловые акценты; Письменная коммуникация: – анализ стихотворных и прозаических текстов с точки зрения развития коммуникативных навыков и орфографической и пунктуационной зоркости; – умение пользоваться разнообразием языковых средств при составлении собственных текстах; – умело пользоваться словарями разных типов, лингвистической литературой; |
Этап анализа и обобщения (май, 2023 года) | изучение и обобщение данных деятельностного этапа проекта; анализ основных результатов проекта; представление результатов работы по проекту, обобщение опыта работы на заседании МО школы и родительском собрании. | изучить, обобщить данные проекта; представить результаты работы, обобщить опыт, представить в виде презентации и системы работы. | Продуктивная коммуникация: -умение определить долю своей активности, продуктивности в общей работе. Устная коммуникация: –умение выступать перед публикой, грамотно и красиво излагать свои мысли, расставлять смысловые акценты; |
Таким образом, каждый этап работы способствует развитию коммуникативной компетенции учащегося, возможности получения новых знаний и на практике их применить.
VIII. Состав участников проекта.
Учащиеся 8-х–9-хклассов, которые знают основные понятия устной и письменной речи, способы работы с текстом, выразительные средства речи.
В ходе работы над проектом смогут закрепить имеющиеся знания и применить их в практической деятельности.
IX. Список использованной литературы.
- Сборник волгоградских поэтов. Утренние колокола.–Волгоград: Областная писательская организация, 1993. – 384 стр.
- Агашина М.К. «Детям Волгограда». Волгоград,1985г.
- Лапунова М.А. «Самая жгучая связь». Москва,1972г.
- Голуб В.М., «Агашина М.К. Любовь, стихи и цветы»// «Вечерний Волгоград», 29 февраля, 1984 г., стр. 3.
- Гофф И. «Превращения»//«Октябрь»,№6,7,1983г.,стр.40-46.
- Мельникова Т.А. «Кабы мне начать сначала, я бы также начала»//«Вечерний Волгоград», 2марта, 1999г. стр.6.
- Мизин Н.П., «Живет в Волгограде поэтесса»//«Волгоградская правда», 22 марта, 1970 г., стр3.
- Смирнов А.А.«И болью сердце обливается»//«Отчий край», №1, 1994 г., стр. 91-98.
- Трофимов М.Н., «Волгоград–Маргарите Агашиной»// «Волгоградская правда», 15февраля, 1974г. стр.3.
Приложение
Коллективно-творческое дело (КТД)
Растет в Волгограде берёзка…
«Жизненный и творческий путь М.К. Агашиной»
Цель:
– расширить круг знаний учащихся о жизни и творчестве Маргариты Константиновны Агашиной;
– заинтересовать подростков материалом о Волгоградской поэтессе, с целью написания творческих и исследовательских работ.
Задачи:
- развивать познавательную мотивацию, воспитывать активное тяготение к постоянному общению с книгой;
- учить выражать свое отношение к прочитанному;
- поддерживать и развивать впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, способность работать в группе.
Дифференцированным обучением и воспитанием называют динамичную систему групповой работы с учащимися. Эта система, на мой взгляд, – это коллективные творческие (учебные) дела или КТД.
Благодаря КТД мы помогаем постигать и открывать сложнейший мир – мир человеческих взаимоотношений, учим принимать решения, общаться друг с другом.
КТД – вид познавательно-творческого мероприятия, направленного на развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей школьника. КТД – вид деятельности, который преследует не только познавательные, развивающие цели, но и воспитательные, практические.
Подготовительная работа:
Чтение и обсуждение учащимися биографических материалов и стихотворений М.К. Агашиной, с элементами инсценирования стихотворений; создание рисунков к стихотворениям.
Сбор материала. Определение по времени. Деление на группы
- Биография поэтессы. Текст, сайты, виртуальные энциклопедии
- История знаменитой песни, стихотворения
- Ищем рифму – проба пера
- Рисунок – иллюстрируем…герои
- Верстаем книжку – малышку Подведение итогов.
Оборудование:
Классный кабинет (или читальный зал библиотеки, актовый зал), вступительное слово учителя-организатора (или старшеклассника), Памятка
«Работа в группе», подготовка этапов игры, музыкальные заставки, книги стихотворений, рисунки ребят.
Этап сбора «Сбор материала» (до начала игры)
Ход КТД.
I. Вступительное слово учителя:
Дорогие друзья! Наша литературная игра посвящена известной волгоградской поэтессе.
Стихи Маргариты Агашиной. Ты тоже родился в России – краю полевом и лесном. У нас в каждой песне – берёза, берёза – под каждым окном. На каждой весенней поляне – их белый живой хоровод. Но есть в Волгограде берёзка – увидишь, и сердце замрёт. Её привезли из далёка в края, где шумят ковыли. Как трудно она привыкала к огню волгоградской земли! Как долго она тосковала о светлых лесах на Руси – лежат под берёзкой ребята, – об этом у них расспроси. Трава под берёзкой не смята – никто из земли не вставал. Но как это нужно солдату, чтоб кто-то над ним горевал. И плакал – светло, как невеста, и помнил – навеки, как мать! Ты тоже родился солдатом – тебе ли того не понять. Ты тоже родился в России – берёзовом, милом краю. Теперь, где ни встретишь берёзу, ты вспомнишь берёзку мою, её молчаливые ветки, её терпеливую грусть. Растет в Волгограде берёзка. Попробуй её позабудь!
II. Делимся на творческие группы и подбираем название группы, обговариваем правила работы в группе, договаривается о времени работы с заданием, форме представления итогов работы.
III. Наше КТД (творческое дело) состоит из шести этапов, каждая группа побывает на каждом этапе (время работы – 6-8 минут). Каждая группа получает «план» путешествия по игре (маршрутный лист).
Этап 1. Биография поэтессы (составить текст биографии М.К. Агашиной; условие: немного текста, но ёмко, собрать самые интересные факты).
На этом этапе отлично работала группа «Мечтатели».
1. Этап «Песенная лирика». История знаменитой песни. (работа с кроссвордом (готовым), вариант – составить свой кроссворд и предложить другой творческой группе)
Творческая группа «Лучики» – самое интересное задание!
2. Этап «Ищем рифму» (проба пера).
Девчонки из группы «Непоседы» на этом этапе были «самые сильные»!
3. Этап «Рисунок» (задание: каким я представляю героя любимых стихов) Творческая группа «Озорники» обсуждают задание этапа.
4. Этап «Верстаем книжку-малышку».
(на этом этапе группа создает макет книги)
Ребята из группы «Фантазеры» за работой над версткой своей книжки со стихами поэтессы.
IV. Подведение итогов.
Маргарита Агашина – известная российская поэтесса, жила в Волгограде с 1951 года и посвятила городу, ставшему ей родным, большую часть своего творчества. Многие ее произведения – замечательные, простые и понятные каждому стихи – были положены на музыку и стали известными песнями. Маргарита Агашина выпустила 36 сборников стихов.
Каждая группа сообщает о своих результатах: что получилось, что нет, что понравилось, что узнали нового, чему научились.
Итог КТД – собранный материал для книжки-малышки со стихами Маргариты Константиновны Агашиной, которую ребята подарят подшефным второклассникам.
– рассказ ребят каждой группы о том, что делали, что получилось, и в чем были затруднения.
Нам было интересно!
Технология КТД, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. В деятельности КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать в команде, делить успехи ответственность с одноклассниками, узнают о себе и друг о друге много нового.
Таким образом, одновременно происходят два важных процесса – формирование и сплочение коллектива класса и формирование личности подростка.