ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ»

Ольсевич Мария Юрьевна – Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №58» г. Северск, Томская область
Дата поступления работы на конкурс: 29.12.16г.

Проект

Тема: «Природа нашего края»

1 младшая группа (с 2 до 3 лет)

  Пояснительная записка

     Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.

     Большое значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и внимательное отношение к природе стали залогом выживания на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное, постепенное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи. 

     Очень важно, чтобы приобщение детей к миру природы начиналось с раннего возраста, когда закладываются основы отношения к миру, развивается система ценностной ориентации, происходит активное познание окружающего. В этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают, имитируют. Важно не упустить момент и дать начало развитию адекватного взгляда на жизнь, так сказать “впитать” идеологию создателя, а не разрушителя экосистемы, это самое благоприятное время для начального экологического развития.      

     Мир природы как часть окружающего мира особенно интересует детей – это «поле» для разнообразной детской деятельности, дети с увлечением наблюдают, рассматривают картины, иллюстрации, слушают песенки, рассказы, произведения малых фольклорных жанров, делают первые открытия.

     Заложить основу самостоятельности, активности, найти ответы на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания в играх, практической деятельности даёт возможность метод проектов, позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.

     Работа, на наш взгляд, будет успешно проводиться через проектную деятельность, организованную воспитателем, что позволит систематично, последовательно, в соответствии с возрастными особенностями детей организовать образовательный процесс.

Разработчик проекта:

Воспитатель –  Ольсевич М.Ю.

Участники проекта: воспитатели, дети 3-го жизни, родители.

Длительность: год.

Вид проекта: подражательско – исполнительский

Цель

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных представлений о природе родного края, через разные виды деятельности с детьми, приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства, повышение экологической культуры всех участников проекта.

Гипотеза

Формирование первичного представления о природе проходит наиболее эффективно, если осуществляется целенаправленный отбор методов и приемов в соответствии с возрастными особенностями детей.

Задачи

– дать элементарные представления о природе родного края;

– развивать активную речь;

– формировать эстетическое восприятие природных явлений и умение передавать увиденное в играх, рисунках и поделках;

–  воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;

– содействовать активному участию родителей в педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей.

Новизна проекта

– Интеграция образовательных областей.

– Использование нетрадиционных методов и приемов в воспитательно-образовательной деятельности, (работа с красками – рисование пальцами, ладонями, использование трафаретов, тычков; лепка из теста, др.)

Ожидаемый результат:

  • накопление конкретных представлений о природе родного края
  • проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • развитие всех компонентов устной речи детей
  • формирование бережного отношения к природе;
  • активное участие родителей в образовательном процессе экологическому воспитанию детей.

Этапы реализации проекта

Проект состоит из трёх основных этапа:

1. Подготовительный.

– выбор взрослым темы экологического проекта;

– постановка целей, задач;

– определение методов и приемов работы с детьми;

– выбор оборудования и материалов;

– создание условий для организации «экологического пространства» в помещении группы и участка.

2. Непосредственная реализация проекта:

– В процессе игровой, совместной, самостоятельной, непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах   знакомить детей с природой родного края, сезонными изменениями и природными явлениями.

– Активное участие родителей (законных представителей) в реализации проекта.

3. Итоговый:

– обобщение результатов работы, их анализ;

– распространения опыта на методических мероприятиях разного уровня

Результативность деятельности по проекту

1. У воспитанников повысился познавательный интерес к природе, длительно и с интересом рассматривают объекты природы, по показу воспитателя используют разнообразные обследовательские действия.

2. Дети стали бережнее относиться к объектам природы: с интересом наблюдают за природными явлениями, растительным и животным миром.  Во время наблюдения за растительным миром, все чаще звучат слова “ей больно”, “не ломай веточку, она живая”, «цветочек хочет пить, я полью».

3. Речь детей обогатилась прилагательными, глаголами, с удовольствием повторяют знакомые малые фольклорные произведения – песенки, потешки, заклички. Чаще вступают в диалог с взрослыми и сверстниками.

4. Родители активно участвуют в образовательном пространстве группы, проявляют интерес к детской деятельности. Отзывы родителей о проведенных мероприятиях подтверждают наблюдения.

      Удовлетворенность деятельностью воспитателей по данному направлению составляет 96% (данные анкетирования).

Организация деятельности с детьми

 Образовательная областьОрганизация деятельности
1Образовательная область «Познавательное развитие»Занимательное дело: «Что, где растёт», «Дикие животные», «Кто где живёт», «В гостях у Лесовичка», «Мишкин лес»Исследовательская деятельность: «Следы на песке», «Водичка, водичка», «Песочный дождик», «Чей след», «Поймай льдинку», «Тонет – не тонет», интегрированное занятие «В гостях у осени», «Здравствуй, гостья зима», «Пришла весна»
2Образовательная область«Речевое развитие»Малые фольклорные формы: Песенки, потешки, заклички.«Сидит белка на тележке…», «Заинька, попляши», «Солнышко – вёдрышко», «Дождик, дождик…», «Радуга – дуга», и т.п.Русские народные сказки: «Колобок», обр. К. Ушинского;«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
3Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Дидактические игры: «Назови одним словом», «Назови ласково», «Чей домик», «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Времена года», «Угадай, кто спрятался?», «Угадай, что изменилось?», «Чьи следы?»Игровые упражнение: «Чей голос?», «Кто как ходит»Игровая деятельность: «Путешествие в лес», «Праздник для зверей», «Как звери подружились».Просмотр русских народных сказок, драматизация стихотворений и фольклорных произведений с помощью разных видов театров.Развлечение: игра – драматизация сказка «Теремок» (с участием родителей).
4Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»Рисование и аппликации на тему: «Дождик», «Снег идёт», «Скворушка прилетел», «Солнышко и травка», «На лесной полянке» и др.Лепка: «Грибок», «Ёжик в лесу», «Зернышки для птиц», «Птичка»Нетрадиционные формыизготовление ледяных фигурок,работа с песком «Песочный лес», лепка их солёного теста«Бумажная сказка» (из бумаги – изготовленные разными способами), работа с трафаретами.Музыка: Пение Е. Теличеева «Дождик», В. Фере «Елочка», М. Булатова «Зима», М. Раухвергер, А. Барто «Птичка»слушание народных мелодий «Полянка», муз П. Чайковского «Осенью», «Весною», С. Майкапара «Цветики»Музыкально-ритмические движения: «Дождик», «Воробышки», «Птички», «Где ты, зайка?»Художественная литература: Л. Толстой «Три медведя», В. Бианки «Лис и мышонок»Русские народные сказки«Колобок», обр. К. Ушинского;«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Теремок», «Маша и медведь» М. Булатова; Е. Сутеев «Под грибом»Поэзия: А. Плещеев «Сельская песня», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»Песенки, потешки, заклички: «Чики, чики, кички…», «Огуречик, огуречик..», «Солнышко, ведрышко» и др.
5Образовательная область«Физическое развитие»Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Зайка серенький сидит», «Птички летают», «Заинька попляши», «Это кто под дубком», «Воробышки и автомобиль», «Через ручеек», «По тропинке», «Птички в гнёздышках», «Мишка косолапый» и др.Физкультминутки: «Снежок», «Солнечные зайчики», «Ручеёк», «Заинька…»

     Учитывая возрастные особенности детей, мы построили свою работу по принципу «от простого к сложному».

     Успех формирования представлений о природе родного края через игровую деятельность. Подвижные, дидактические, словесные игры доставляют большую радость ребенку, вызывают желание участвовать в образовательном процессе. В группе в достаточном количестве иллюстративного материала, дидактических игр, которые содержит определенные задачи в соответствии с возрастом воспитанников.

     Немалое место в жизни детей занимают игры с природным содержанием, которые знакомят детей с природой родного края. Дети строят домики из кубиков, заселяют их игрушечными зверятами, осуществляют перевозку животных на машинах, в играх используем игрушки-заместители для кормления животных. Например: красный кубик – это мясо, кирпич-рыба, и т.д.

     Для театрализованной деятельности изготовлены маски животных, браслетики, медальончики, которые использую для самостоятельной театрализованной деятельности, пальчиковый театр, и кукольный театр используем для инсценировок, и для подвижных игр, где дети имитируют движения животных согласно занимаемой роли. Подвижные игры с использованием шапочек так же способствуют формированию знаний детей о природных явлениях, повадках животных – имитация движений, звукоподражание. С помощью красивой инструментальной музыки в сочетании со звуками природы развиваем чувство красоты, доброты.

     Разнообразные картинки и методические пособия, чтение произведений, сказок и стихов о природе, рассматривание картин, иллюстраций и знакомство с птицами и животными в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры обогащают знания детей.

     Одна из интересных форм работы с детками – последовательное раскладывание небольшого сюжета с изображением животных в естественных условиях обитания, создание «живых картинок», по которым дети определяют – какое время года; какая погода; кто живёт в лесу; кто что ест; кто от кого убегает и почему и т.д.

     В совместной деятельности детям интересны разрезные картинки с изображением природных явлений, растительного мира. Вместе мы рассматриваем кубики, собираем картинку, составляем небольшие рассказы.

     Большое внимание уделяем художественному слову, особенно произведениям малого фольклорного жанра – потешкам, народным песенкам, закличкам, что побуждает интерес к природе родного края. При отборе произведений   руководствуемся такими принципами, как доступность, привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность.

     Для удобства в работе составили сборник произведений и картотеку, что позволяет в любую свободную минуту ими воспользоваться.

     Интеграция образовательных областей дает возможность обобщить материал и оставляет яркий след в душе ребенка.  В центре внимания – нравственное воспитание ребенка – полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги.

     Отправляясь в путешествие «на цветочную полянку», на «лужок» или «в лесок» (используем ткань), настраиваю детей на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Все это создает предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.

     Одним из показателей интереса детей к природному миру является желание детей:

  • проводить простейшие опыты с водой, песком, растениями, рассматривать разнообразные камушки, сравнивать их по величине, находить «один», «много»;
  • лепить из глины, пластилина, солёного теста с помощью взрослых фигурки животных   – зайца, ежика, медведя; птиц
  • рисовать пальцами (дождь, снег, трава, и т.д.) ладонями (птицы летят, рыба плывёт, солнышко – вёдрышко), и организовывать выставку поделок и рисунков по темам в приёмной.

     Работа с детьми   проходит при активном взаимодействии с родителями. Ребенок, как доказано учёными, с раннего детства копирует эмоции и поступки близких. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются любой букашкой, шелковистой травкой, нежным цветком, малыш, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребёнок становится не только свидетелем, но и участником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, он вырастет жестоким. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.

     Так как наше ДОУ является «Центром экологического воспитания», в начале учебного года на родительском собрании мы познакомили родителей с проектом, реализуемым в ДОУ «Сибирь – мой край родной». Основная цель проекта – формирование экологической культуры дошкольника, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм и ценностных ориентаций.  

     Мы рассказали родителям о предстоящей работе с детьми нашего возраста по ознакомлению с природой нашего края. Попросили их при рассматривании объектов природы использовать элементы поэзии и фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаться её красотой. Провели мастер-класс «Поделки из природного материала»

     В помощь родителям оформили экологическую газету «Природа нашего края», «Учите детей любить животных». В приёмной поместили макет «Живое дерево», где размещаем наглядный тематический материал.

     Вот некоторые формы работы с родителями:

  • рекомендации «Правила поведения в природе”;
  • совместное с ребенком изготовление макетов «Мы живем в лесу”;
  • изготовление кормушек к акции «Подкормите птиц зимой»;
  • участие детей в оформлении альбома «Времена года» (рисунки, аппликация, высказывания);
  • конкурс – выставки совместных с родителями рисунков, поделок»;
  • оформление фото – выставки “Дети и природа”,
  • совместный досуг «Мы в лесок пойдём!»
  • праздники «Осени», «Зимушка-зима», «Веснянка»

     В процессе реализации данного проекта дети с интересом наблюдали за природными явлениями и объектами, делали свои первые открытия, что способствовало развитию познавательных интересов, речевому развитию, развитию детского творчества, а также позволяло не только проявлять активность и интересоваться ближайшим природным окружением, но и воспитывать доброту, радость, любопытство, сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. А наши родители с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях экологической направленности, не только в группе, но и в детском саду.

Использованная литература

1. Васильева С.А., Мирясова В.И. Мир животных: дикие и домашние животные средней полосы России. – М., 2008

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

4. Все о животных. Энциклопедия для детей. – М., «Махаон», 1999.

5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М., 2005

6. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева)

7. Моя первая энциклопедия животных.  – М., «Эксмо»,2007.

8. Программ для ДОУ «Живой родник», авторский коллектив МДОУ № 58, научный руководитель Киселёва О.И., кандидат филологических наук

Вам также может понравиться...
16025