Белоусова Ольга Владимировна – Воспитатель МАДОУ д/с «Солнечный круг» Свердловская область, г. Нижний Тагил
Дата поступления работы: 15.01.2025г.
Педагогический проект
«Солнечный лучик»

Актуальность
В возрасте 2 -3 лет дети мало знают о природных явлениях, в том числе и о природном объекте – солнце. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, какой формы солнце. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем.
В связи с этим была определена такая темы.
Проблема: Какого цвета солнышко? Какой формы солнышко? Как солнышко влияет на природу? Для чего нужно солнышко?
Пояснительная записка
Вид проекта: краткосрочный, информационно-исследовательский.
Участники проекта: Воспитатель, дети младшей группы, родители.
Срок реализации: 2 недели
Цель проекта: формирование у детей познавательно-речевой активности через организацию разных видов детской образовательной деятельности.
Задачи проекта:
- Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
- Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
- Обогатить словарный запас детей по данной теме.
- Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».
Этапы реализации проекта
Предварительный | Выявление знаний детей о солнце. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, с использованием «солнца», иллюстративный материал. Подготовка атрибутов для игр, занятий. |
Практический | Образовательная деятельность по решению поставленных задач. |
Заключительный | Презентация материалов проекта Подведение итогов проекта. Подготовка презентации по фотографиям. Выставка детских работ. |
Ожидаемый результат:
- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.
- познавательный интерес к экспериментам;
- развитие у детей наблюдательности.
Содержание проекта в интеграции с образовательными областями
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Игровая деятельность | Дидактическая игра «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям). Игровая ситуация: «Едем в гости к солнышку». |
Коммуникативная деятельность | Беседа: «Для чего нужно солнышко»? | |
Познавательное развитие | Познавательная деятельность | Наблюдение за изменениями в природе. Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома) Эксперимент «Холодно – тепло». |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы | Заучивание потешек «Солнышко», «Солнечный зайчик». Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Краденное солнце», С.Маршак «Солнышко». Чтение потешек «Светит солнышко в окошко», «Солнышко и дождик». |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность | Рисование «Солнышко лучистое». Лепка «Солнышко». Аппликация «Солнышко из ладошек». |
Музыкальная деятельность | Разучивание песни «Солнышко лучистое». Слушание песни «Я на солнышке лежу…». Музыкальное развлечение«Солнечные зайчики». | |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | Подвижная игра «Поймай солнечного зайчика». Малоподвижная игра «Построй солнышко». Физкультминутка «Я на солнышке лежу». Утренняя гимнастика (с элементами дыхательной гимнастики) «Лучистое Солнышко». Пальчиковая игра «Утром солнышко встает». Хороводная игра«По солнышку». |
Работа с родителями:
– Памятка родителям «Что рассказать детям о солнце».
– Консультация «Весенние прогулки».
Приложения
Продуктивная деятельность: лепка: «Солнышко»
Задачи:
- Продолжать учить надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.
- Формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы: листы картона синего и голубого цвета по количеству детей, пластилин желтого цвета.
Ход занятия:
Перед началом занятия необходимо подготовить основу – «солнышко в небе». Для этого скатать из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющив его, придавить к картону в центре листа. Раздать детям заготовки.
Воспитатель: У вас на картинках голубое небо. А в небе светит солнышко. Только оно светит слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что у солнышка нет лучиков.
Воспитатель: Давайте ему поможем и сделаем лучи.
Предложить детям нажать пальчиком на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз ил в сторону – так получится солнечный лучик.
Воспитатель: Вот какой получился луч! Давайте сделаем солнцу много лучиков! Теперь оно светит ярко!
Предложить детям работать самостоятельно. Чтобы лучи получились длиннее, надо посильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать заготовку.
В конце у детей нужно спросить какое у нас получилось солнце (лучистое, яркое).
Продуктивная деятельность: рисование «Солнышко»
Программное содержание:
- учить рисовать солнышко;
- закреплять знание цвета, формы;
- учить закрашивать внутри контура;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- создать радостное настроение;
- развивать воображение.
Предварительная работа: наблюдение, рассматривание иллюстрации, беседа.
Материалы: картинки солнышка, дождика, гуашь желтого цвета, кисточки, альбомы, салфетки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте её отгадать:
Круглое, теплое,
Красивое, доброе
Всем светит,
Всем греет,
Всех веселит,
Всем здоровья дарит.
Дети: Это солнышко.
Воспитатель: Правильно, ребятки, это солнышко (показывает картинку солнышка). Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик» (проводится игра, включается веселая музыка).
Воспитатель показывает картинку солнышка и приглашает детей на прогулку, дети гуляют под музыку. По сигналу «дождик» (воспитатель показывает картинку дождика, дети прячутся под зонт) – игра проводится два раза.
Воспитатель: Вот и вновь появилось солнышко (читает стихотворение).
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес
И такое чистое,
Доброе, лучистое
Если б мы его достали
Мы б его расцеловали.
Воспитатель: Давайте улыбнёмся солнышку и пошлём ему воздушный поцелуй. Ребятки, а что можно сказать про солнышко. Какое оно? (показ образца солнца).
Дети: Доброе, ласковое, круглое, жёлтое.
Воспитатель: А теперь давайте нарисуем солнышко (дети садятся за столы). Посмотрите, как я нарисую солнышко (берёт гуашь, круговыми движениями рисует солнце на листе бумаги т. е. показывает приёмы изображения солнца). А теперь вы нарисуйте солнышко.
Дети рисуют. Воспитатель наблюдает за их работой, если необходимо помогает, задаёт вопросы, например: «Катя, какого цвета у тебя солнышко?»
Когда работа закончена воспитатель хвалит рисунки детей и приглашает на прогулку: «Вы хотите теперь посмотреть, как я умею рисовать солнышко на дорожке мелом?»
Физкультминутка «Я на солнышке лежу»
Цель: Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.
Спеть детям «Песенку львенка и черепахи», сопровождая ее соответствующими движениями. Когда малыши хорошо запомнят текст и сопровождающие его движения, попросить их допевать пропущенные слова.
Я на солнышке лежу,
(медленно поворачивать голову из стороны в сторону)
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
Крокодил-дил-дил плывет.
(развести руки в стороны)
Носорог-рог-рог идет.
(ходить вперевалку)
Только я все лежу
(поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
(приставить прямые ладони к ушам и пошевелить ими из стороны в сторону)
Только я все лежу
(поворачивать голову из стороны в сторону)
И на солнышко гляжу.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Лучистое Солнышко»
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
(А. Барто.)
– Давайте покажем солнышку, как оно нам нравится.
Ходьба по кругу, взявшись за руки (15 с)
Ходьба в разных направлениях (10 с)
Бег по кругу (10с)
Ходьба по кругу (10 с)
Построение в круг.
Упражнение «Погреем руки на солнышке»
Исходная позиция: стоя ноги слегка расставлены, руки опущены.
Руки вперед, повернуть ладошками вверх – вниз.
Вернуться в исходную позицию. (повторить 5 раз). Темп умеренный.
Упражнение «Спрячь ладошки»
Исходная позиция: лежа на спине, руки прижать к полу – греем животики.
Поворот на живот – греем спинку. Можно повернуться на бок – погреть бочок (повторить 5 раз). Темп умеренный.
Упражнение «Радуемся солнышку»
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.
8-10 подпрыгиваний на месте (2-3 раза, чередуя с ходьбой). Дыхание произвольное.
Упражнение на дыхание «Вырастим большими»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести: «У-х-х-х!» (повторить 4-5 раз)
Дети возвращаются в группу.
Потешки про Солнышко
Солнышко, Солнышко,
Ясное, как стёклышко,
Ты рано встаёшь,
Свет, тепло нам даёшь!
Автор: Леонов В.А.
Солнышко лучистое,
Яркое, искристое,
Малыша обогрей,
Сердцу радость навей!
Автор: Леонов В.А.
Ясная головушка,
Наша кроха-Солнышко,
Самая прекрасная,
Солнце наше ясное!
Автор: Леонов В.А.
Пальчиковая гимнастика:
Солнышко.
– Ножки вверх! Ножки вниз!
– Солнце, солнышко, качнись!
– Солнце с тучкою качнулось
– И Трезорке улыбнулось.
Пальчиками изображаем ножки Трезорки.
Солнышко:
– Утро красное пришло,
– Солнце ясное взошло.
– Стали лучики светить
– Малых деток веселить.
Пальчики разгибаются по одному
– Прилетели тучки
– Спрятались лучики.
Пальчики прячутся в кулачок.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Задачи:
- Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Правила игры.
1. На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.
2. Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.
Проведение.
Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)
Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.
А вы боитесь дождика?
Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домикови поиграем.
Солнышко, солнышко,
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять –
Станут бегать и играть.
Повторяйте за мной слова и движения:
Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!
По дорожке мы шагаем,
И в ладошки ударяем.
Топ-топ, ножки, топ!
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!
(Руки на поясе, кружатся).
Ребята посмотрите, дождик начался.
(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)
Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)
Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?
Ребята смотрите закончился дождик, теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.
Игра с прищепками «Солнышко лучистое»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета
Воспитатель: Ребята, скажите, а солнце какое.
Дети: Желтое, круглое, теплое.
Воспитатель: Правильно! У нас с вами на столе лежат разные фигуры (на столе лежат разные по цвету геометрические фигуры – квадраты, треугольники, круги). Чтобы сделать солнышко, какая фигура нам понадобится.
Дети: Желтый круг!
Воспитатель: Верно! Возьмите себе каждый по желтому кругу. Но вот чего-то нашим солнышкам не хватает?!
Дети: Лучиков.
Воспитатель: Сделаем лучики из прищепок. Если солнышко у нас желтое, то и лучики тоже желтые (выбирают только желтые прищепки).
Дидактическая игра «Лучики для солнышка»
Воспитатель показывает жёлтые круги: большой и маленький. А теперь вы сами сделаете красивое солнышко. Желтый круг — это солнце, а лучики положите вокруг солнца. Вот так. (Воспитатель показывает).
Самостоятельная деятельность детей. Уточняю цвет и размер лучиков и кругов.
Солнышко сияет, ребятки все гуляют.
Наблюдение за солнцем
Цель: Вырабатывать представление о том, что когда светит солнце на улице тепло поддерживать радостное настроение.
В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.
Художественное слово
Смотрит солнышко в окошко
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки
Очень рады солнышку
(T.Дмитриев)
Выйдя на участок обратит внимание детей на теплую погоду.
Воспитатель. (Сегодня светит солнышко-тепло)
Воспитатель. Солнце какое (Желтое, круглое, теплое,огромное)
Обогревает всю землю посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поигралис ним.
Нанести луч на стену.
Игра зеркалом.
Солнечные зайчики играют на стене
Помани их пальчиком-пусть бегут к тебе.
Вот он светленький кружок вот
Вот, левее, первее-убежал на потолок.
По команде «Ловите зайчика»
Дети пытаются поймать его.
Трудовая деятельность
Сбор камушек на участке.
Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.
Индивидуальная работа: с Захаром К. и Андреем Г. сбор камушек в ведерко
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Цель: формировать умение произносить слова заклички «Солнышко» и петь «Песенку дождя».
Описание. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем.
Воспитатель. «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорее домой!»-бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки.
Воспитатель. Снова говорит: «Солнышко! Идите гулять» и игра повторяется.
Игра-экспериментирование: подставить щечки солнечным лучам- солнце не греет.