ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «КУКЛЫ – ИСКУССТВО, ВЕСЁЛОЕ И НУЖНОЕ»

Романцова Наталья Владимировна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №46» г. Саров, Нижегородская область
Дата поступления работы на конкурс: 02.10.2017г.

Реализация проекта «Куклы – искусство, весёлое и нужное»

с детьми старшего дошкольного возраста.

Этапы проектаСодержание, формы и методы работы
l. Подготовительный этап
1. Название проекта 2. Возраст детей 3. Вид, тип проекта 4. Длительность проекта5. Проблема (мотивация) 6. Участники проекта 7. Цель проекта   8. Задачи “Куклы – искусство, весёлое и нужное” Старший дошкольный возраст (6-7 лет) Групповой, познавательно- творческий 1 месяц (средней продолжительности) Какие были первые куклы? Из чего делают кукол? для чего нам нужны куклы? Что было бы, если бы не было кукол? Что можно сделать, если нет кукол? Воспитатели, учитель – логопед, дети, родители, музыкальный руководитель, педагог – психолог Расширить знания детей об истории возникновения куклы о русской народной культуре.Сформировать у детей умение и навыки работы с тканью, бросовым материалом.Совершенствовать коммуникативные навыки. Воспитывать интерес к семейным традициям.С детьми:1. Познакомить с разнообразием и назначением традиционной русской куклы.2. Дать представление об образах кукол в литературных и музыкальных произведениях.3. Развивать диалогическую речь, коммуникативные навыки. Расширять и обогащать словарь.4. Воспитывать у ребёнка эмоционально – эстетическое и бережное отношение к куклам.5. Развивать элементарные навыки изготовления кукол.6. Формировать умение детей драматизировать знакомые сказки.С родителями:1. Дать родителям знания о значении кукол, их роли в игровой деятельности ребёнка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.2. Привлечь родителей к выполнению проекта.
2. Основной этап
 1. Анализ проблемы (что мы знаем? что мы хотим узнать?) Мы знаем:- Куклы бывают пластмассовые. (Света Ш.)- Куклы бывают резиновые. (Дима Д., Марина Д.)- Куклы бывают глиняные. (Никита)- С куклами можно играть: кормить, лечить, одевать, раздевать, гулять, встречать праздники. (Саша)- С куклами можно разговаривать, делиться секретами. (Соня Г.)
 2. Обсуждение альтернатив (что нам поможет узнать?)                                                                          Что (кто) нам поможет узнать:- Попрошу взрослых рассказать, как появилась кукла? (София Н.)- Можно прочитать стихи, рассказы о куклах. (Серёжа З.)- Можно посмотреть кукольные спектакли. (Марина Д.)- Можно сходить в музей. (Василина Н.)- Можно поиграть в театр. (Никита К.)- Можно самим сделать кукол. (Илья К.)- Можно прочитать энциклопедию. (Милана)                     
 3.Перспективный план мероприятий Физическоеразвитие        Познавательное развитие                  Речевое развитие          Социально – коммуникативное развитие            Художественно – эстетическое развитие           Взаимодействие с семьёй    1. Подвижные игры: “Гуси – лебеди”, “Горелки” (№1, с. 12, 17, 18)”Весёлые матрёшки” (№3, с. 6)2. Игры малой подвижности: “Театр теней”, “Игрушки”, “Я знаю…” (№2, с. 202)3. Физкультминутки: “Заводные игрушки” (№3, с. 16,17), “Матрёшки”, “Петрушка”, “Буратино” (№3, с. 33, с. 34, с. 37)4. Игры – релаксации: “Гусли – самогуды”, “Верный друг” (№4, с. 58, 67)5. Пальчиковая гимнастика: “Маланья” (№3, с.48), “Весёлые маски”, “Кукла” (№5, с. 8, с. 16)  6. Познавательные беседы: “История создания куклы” (Приложение №1), “Куклы- обереги” (№6, с.34)7. Просмотр слайдов на темы: “Люди, создающие предметы искусства”, “Как создаётся кукла? “8. Интерактивные беседы: “Моя любимая кукла”, “Игры и игрушки в прошлом”.9. Экскурсия в музей народной игрушки.10. Игры: “Из какой сказки кукла?”, “Изобрази настроение куклы”.11. Дидактические игры: “Короткие носки у матрёшки”,”Подарки в упаковке”, “Чьё это?”, “Чаепитие у Маши и Даши” (№7,с. 34, с. 40, с. 125) 12. Чтение сказок: А. Толстого “Золотой ключик или приключения Буратино”(№21), В Одоевского “Мороз Иванович” (№9, с.91), русской народной сказки “Василиса Прекрасная” (№8, с. 165)13. Чтение стихов о матрёшке, куклах (№11, №12, с. 56, 57, 58)14. Чтение книги С. В. Образцова “Всю жизнь я играю в куклы” (№10)15. Сюжетно – ролевая игра “Кукольный театр”16. Рассматривание книги Н. Курбатовой “Игрушки” (№13), журнала “Коллекция идей” (статья “Кукла”) (№14)17. Просмотр кукольных мультфильмов: “Доктор Айболит”, “Пластилиновая ворона”, “Новоселье братца кролика” и др.  18. Драматизация сказки “Мороз Иванович” (диалогическая речь)19. Речевые игры: “Назови ласково”, “Отгадай из какой сказки”, ” Скажи наоборот”, “Закончи предложение”, “Узнай по описанию” (№15, с. 41)20. Рассказывание сказок с опорой на иллюстрации.21. Составление рассказов: “Мой любимый персонаж сказки”, “Моя любимая кукла”, “Моя любимая игрушка” (№16, с. 44)22. Пересказ русской  народной сказки “Мороз Иванович” по ролям (№ 9, с.91)23. Пересказ  сказки А. Толстого “Золотой ключик или приключения Буратино” (№ 21)24. СХД “Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем” (№17, с. 101)  25. Сюжетно – ролевая игра (С/р игра) “Выставка кукольной одежды” (№17, с. 91)26.С/Р игра “Семья” ( “Дочка заболела”, “День рождения у Маши”) (№ 16, с. 103, 118)27. С/Р игра “Ателье” (№ 16, с. 196) 28. Акция “Подарок малышам” (показ сказки “Мороз Иванович”)                    « Подарок маме» (кукла – оберег «Желанница», сделанная детьми)29. Беседа с детьми “Твои любимые игрушки”30. Тренинги: “Тренинг эмоций” (№15, с. 9), “Опиши куклу” (№18, с. 29)31. Этюды: “Спящий ребёнок” (№20, с.164), “Новая кукла” (№20, с. 166), “Ласковый ребёнок” (№20, с. 169)32. Упражнения на развитие языка жестов, мимики, пантомимики: “Изобрази сказку”, “Испорченный телефон” (№2, с. 36, с. 37)33. Упражнения на преодоление замкнутости: “Путаница”, “Три подружки” (№2, с. 31, с. 33)34. Игры на развитие внимания к самому себе: “Кто я?”, “Составь рассказ?” (№2, с. 43, с. 44)35. Режиссёрские игры по мотивам сказок: “Мороз Иванович” (№9, с. 91)”, “Василиса Премудрая” (№8, с. 165) , (№19). 36. Прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского “Болезнь куклы”, “Новая кукла”37. СХД  Изготовление кукол – персонажей к сказке “Мороз Иванович”38. СХД Рисование эскизов кукол к сказке “Мороз Иванович”, кукол – оберегов.39. СХД Аппликация “Русская народная одежда”40. СХД Конструирование из строительного материала “Замок кукол”41. НОД Изготовление куклы – оберега “Желанница” в подарок маме.42. НОД Музыка “Сказочные персонажи” (№7, с. 46)43. Разучивание танца “Матрёшки”44. Театрализованная игра – упражнение “Угадай героя сказки” (№18,с. 78, с. 89)45. Музыкальные игры: “Определи по музыке настроение куклы”, “Скворушка”46. Инсценировка сказки В. Одоевского “Мороз Иванович” (куклотерапия)47. Музыкотерапия  “Хор рук” 48. Анкетирование родителей “Как мы играем с ребёнком” (Приложение №2)49. Консультация для родителей: ” Куклотерапия как средство формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста” (Приложение №3)50. Изготовление альбома “Русская народная кукла” (Приложение №4)51. Консультативный час “Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям” (№22)52. Фотовыставка “Я мастерю куклу”
Выполнение проекта 

1. Воспитатели и дети 

2. Воспитатели, специалисты, дети 

3. Родители и дети 

4. Воспитатели, родители, дети 

5. Воспитатели, дети, общественные организации 

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10,11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31, 35, 37, 38, 39, 40, 44;
 
2, 3, 5, 10, 18, 19, 21, 23, 30, 32, 33, 34, 36, 42, 43, 45, 46, 47;
 
8, 12, 13, 16, 17, 24, 26, 40, 41; 

6, 29, 48, 49, 50, 51, 52;  

9
3. Заключительный этап
1. Презентация (результат (продукт) проектной деятельности)    2. Мероприятие на котором будет презентоваться продукт проектной деятельности 3. Результаты (выводы)1. Декорации, куклы к сказке В. Одоевского “Мороз Иванович” (совместное творчество детей и воспитателей).2. Куклы – обереги (совместное творчество детей, воспитателей и родителей).3. Выставка творческих работ “Русская народная одежда”, “Герои сказки “Мороз Иванович”, “Куклы обереги».4. Альбом: “Русские народные куклы”.5. Мини-музеи: “Куклы в костюмах народов мира”, “Тряпичные куклы” (куклы – обереги, игровые куклы) НОД “Кукла – оберег “Желанница” в подарок маме”   Дети:1. Узнали об истории возникновения кукол, их разнообразии;2. Получили представления об образе кукол в музыкальных произведениях;3. Стали более бережно, заботливо относиться к куклам;4. Выучили новые песни, стихи, загадки, потешки о куклах;5. Приобрели навыки работы с тканью и бросовым материалом при изготовлении кукол – оберегов, игровых кукол;Родители:1. Пополнили знания о роли куклы в развитии и воспитании ребёнка дошкольника;2. Повысили свою грамотность в подборе игрушек для своих детей.

Список используемой литературы

1. “Детские подвижные игры народов СССР”: Пособи Популярное пособие для воспитателей детского сада / Сост. А.В. Кенеман; под редакцией Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.;

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению. Характер, коммуникабельность”: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.;

3. Лёвина С.А., Тукачёва С.И. “Физкультминутки” – Волгоград: Учитель, 2005 – 68 с. -1 часть;

4. Лёвина С.А., Тукачёва С.И. “Физкультминутки” – Волгоград: Учитель, 2005 – 68 с. – 2 часть;

5. Нищева Н.В. “Весёлая пальчиковая гимнастика” – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2015. – 32с.;

6. Морозова Е. “Кукла как образ человека” Д/ВП 1-2009;

7. Куклы наших бабушек: [Для дошк. возраста] / Итта Рюмина; [Худож. Г. Дмитриева]. – М. : Малыш, 1989. – [14] с. : цв. ил.; 28 см.

8. “Сказки русских народов” – СПб.: ЧЧП “Кристалл”ЗАО “Валери СПб”, 1997 – 368 с.;

9. «Петушок – золотой гребешок». Русские сказки. Москва. ОНИКС 21 век. 2004 – 127с.;

10. Образцов С.В. “Всю жизнь я играю в куклы». Издательство «Малыш». 1983 – 80с.;

11. Стихи про игрушки для детей (приложение №5);

12. Евдокимова Е.С. “Технология проектирования в ДОУ”. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.;

13. Курбатова Н. “Игрушки”;

14. Журнал “Коллекция идей”, №2 (118) 2010 г. ЗАО “ЭДИПРЕСС – КОНЛИГА”, 2010 под ред. Е.В. Цыгаровской;

15. Семенакс С.И. “Уроки добра”: Коррекционно – развивающая программа для детей 5 – 7 лет”. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.;

16. Гербова Е.Е. “Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет.”: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 207с.

17. Маханеева М.Д. “Театрализованные занятия в детском саду”: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 128с.;

18. Романова И.В., Кожанова М. Б. “Как прекрасен этот мир…”: Конспекты развивающих занятий и досугов в старшей группе ДОУ – М.: АРКТИ, 2011. – 96с.;

19. Недоспасова В.А. “Растём, играя”: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В.А. Недоспасова. – М.: Просвещение, 2002. – 94с.;

20. Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития/ Под общ. ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192с.

21.  Толстой А. “Золотой ключик или приключения Буратино”. М.: Детская литература, 1983.- 115 с.

22. Татаренцева А.Ю.; Григорчук М.Ю. «Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.» СПб.: Речь, 2007. – 218с.

Вам также может понравиться...
16204