ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧИТАТЬ НЕ ВРЕДНО, ВРЕДНО НЕ ЧИТАТЬ»

Еремеева Ольга Николаевна – Воспитатель МБДОУ МО «Детский сад №177» г. Краснодар
Дата поступления работы: 04.10.2021г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Читать не вредно, вредно не читать»

для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Территория реализации проекта:

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 177»

Срок реализации проекта:

С 01.09.2019 г. по 30.01.2021г.

Тип проекта:

  • по виду проектной деятельности: социально-значимый
  • по составу участников: групповой;
  • по продолжительности: среднесрочный.

Объект проектирования:

Воспитанники старшей группы МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №177», родители, педагоги группы.

Актуальность проблемы:

О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

Цель проекта:

Создание условий, обеспечивающих духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста в системе «педагог –ребёнок – родитель» через чтение детской литературы.

Задачи проекта:

– формировать у детей представление о роли книги в жизни человека;

– расширить возможности сотрудничества с библиотекой, активизировать посещение библиотеки;

– воспитывать любовь и бережное отношение к книге;

– привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, оказание им помощи в построении семейного досуга, общения, сотворчества вокруг чтения.

Участники проекта:

Педагоги, дети старшей группы МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 177», родители, работники библиотеки им А.С. Толстого, дети реабилитационного центра для детей с перинатальным поражением ЦНС и ДЦП «Солнышко»

Ожидаемый результат:

– повысится интерес к чтению детских книг;

– дети узнают о значении книги в жизни человека;

– дети узнают, как нужно беречь книгу;

– научатся совместно с родителями, а затем и самостоятельно мастерить книжки-самоделки для детей, которые не могут их изготовить;

– родители станут активными участниками всех мероприятий в детском саду.

Этапы реализации проекта

I этап:

Организационный

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач. Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта

Составление плана основного этапа проекта. Подбор материала. Опрос детей.

Подбор дидактического и методического оснащения проекта

II этап:

Практический

1.НОД:

Познание:«Книги и библиотеки», «Как рождаются книжки».

Конструирование«Герои любимых книг».

Лепка:«Там ступа с Бабою Ягой идёт бредёт сама с собой».

Аппликация «Избушка на курьих ножках».

2. Рассматривание разных книг разных видов и жанров.

3. Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги».

4. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

5. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой», «В гости к сказке», «Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи».

6. Продуктивная деятельность: игра «Книжкина больница»

7. Совместное творчество: «В сказочном царстве» (сочинение сказок».

8. Изготовление книжек-малышек для малышей и детей. находящихся в реабилитационном центре.

9.Создание в детском саду семейной библиотеки «Книги родом из детства» с участием родителей и старших членов семьи.

10. Экскурсия в библиотеку им А.С Толстого: «Откуда книга пришла

11. Театрализованное представление «Театр любимого писателя».

12. Викторина «Эти удивительные сказки».

13. Конкурс. «Путаница»

14. Фотовыставка для родителей «Дети и книга».

III этап:

Заключительный

В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируется результаты.

– Отчет о реализации проекта (презентация «В мире книг»

– Сбор полученного материала по проекту

– Организация выставки «Книги разные нужны, книги разные важны!» (демонстрация книг разной тематики, разного формата, разных годов издания и т.д.)

– Семейный праздник «Вместе весело читать»

– Благотворительная акция «Подари детскую книгу библиотеке»

Реализация проекта через:

·         Непосредственно образовательную деятельность.

·         Совместную деятельность педагогов и детей;

·         Работу педагогов с родителями;

·         Создание предметно-развивающей среды.

·         Совместную свободную деятельность детей и родителей.

  • Управление объектом и его кадровое обеспечение:            Разработка и реализация проекта осуществляется специально созданной проектной командой, в которую входят заместители заведующего по воспитательной и методической работе, воспитатели подготовительной к школе группы. На заместителей заведующего по ВМР возложены функции координации действий участников проекта и организации мероприятий, связанных с его внедрением, а также контроль за реализацией проекта.ЗаключениеСовместная подготовка по проектной деятельности сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.В результате активной творческой работы семей, библиотекаря Ольгиной Т.П. в группе была создана презентация по теме «Читать не вредно, вредно не читать». В нем отражена деятельность на протяжении всего проекта. Презентация была использована для проведения родительского собрания, для привлечения и агитации малоактивных родителей в жизни детей в детском саду.В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены беседы, на которых дети расширили свои представления о книгах. С детьми были организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о возникновении книги, о необходимости книг в жизни людей.Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривать энциклопедии. С большим желанием дети делали книжки для малышей и детей, находящихся на лечении в реабилитационном центре.Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.Огромный интерес вызвала благотворительная акция «Подари детскую книгу библиотеке». Родители и дети приносили книги для пополнения библиотеки, чтобы была возможность всем желающим взять книги на дом и вмес те почитать их.Вывод:В ходе работы по проекту я пришла к выводу, что подобные виды деятельности обогащают литературный багаж, расширяют знания об окружающем мире. объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, проявлению доброжелательных отношений к другим детям. Я убедилась, что проводимая работа помогает детям полюбить книгу, формирует у детей желание читать и беречь книгу, делится своими впечатлениями с другими.

Отчет

о реализации социально-значимого проекта

«Читать не вредно, вредно не читать»

воспитателя МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 177»

В реализации проекта принимали участие воспитатели, дети старшей группы, родители библиотекарь Т.П. Ольгина библиотеки им. А.К. Толстого. дети из реабилитационного центра для детей с перинатальным поражением ЦНС и ДЦП «Солнышко» 01.02.2019г по30.04.2019г.

Сегодня проблема детского чтения актуальна и заслуживает огромного внимания: нынешние школьники все реже обращаются к книгам, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, телевизору, тем самым лишая себя, возможно, единственной духовной пищи.  Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Взрослым важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению, что семейное чтение очень важный аспект духовно- нравственного воспитания.  

В результате мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта

дети старшей группы узнали:

– о разнообразии книг, жанрах произведений;

– историю происхождения и изготовления книги;

– о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;

– правила общения с книгой.

Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривать энциклопедии. С большим желанием дети делали книжки для малышей и детей, находящихся на лечении в реабилитационном центре.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.

Огромный интерес вызвала благотворительная акция «Подари детскую книгу библиотеке». Родители и дети приносили книги для пополнения библиотеки, чтобы была возможность всем желающим взять книги на дом и вместе почитать их.

В заключении был проведен семейный книжный праздник «Вместе весело читать», идея проведения которого объединила всех. Взрослым важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению, что является важным аспектом духовно- нравственного воспитания.  

Список использованной литературы.

1. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г.

2. Ахтырская Ю.В. Современные аспекты формирования интереса к книге у детей. Личность и общество: актуальные проблемы педагогики и психологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции, 27.11.2012 г.

3. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — М., 2009.

4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

5. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

6. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения – М.: Просвещение, 2000г.

7. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.

8. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З. А. Гриценко. – М.: Академия, 2008. – 320 с.

9. Гурович Л. М. О теоретических основах методики ознакомления дошкольников с художественной литературой // Герценовские чтения. Дошкольное воспитание: Научные доклады. – Л., 1976.

10.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992 г.

11. Евграфова И. В. Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №5. — С. 14- 19.

12. Зябкина В.В., Микляева Н.В. и др. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой: метод. пособие / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: УЦ «Перспектива», 2010.

13. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу.

14. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 14.Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979.

15. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2009. – С. 485 – 497.

16. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 8. 53

17. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 64 с.

18. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г.

19. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

20. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2007.

Вам также может понравиться...
15768