Новикова Маргарита Васильевна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №22» г. Воронеж
Дата поступления работы: 22.11.2022г.
Познавательный экологический проект
«Что нам осень подарила?»
Тип проекта: познавательный, экологический
Продолжительность: краткосрочный, 2 недели
Участники: воспитатель, дети
, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Физическое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.
Актуальность проекта:
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
Данный проект поможет сформировать у детей основы экологической культуры, расширить и углубить знания о культурных огородных растениях родного края (овощах и фруктах), о том, где они растут, как за ними ухаживать, чем они полезны.
Наблюдая за воспитанниками группы заметила, что у них недостаточно сформированы знания о растениях родного края (овощах, фруктах), месте их произрастания, правилах их выращивания, пользе для детского организма.
У детей не сформированы мотивы, понятия, убеждения в необходимости употребления овощей и фруктов для сохранения своего здоровья, тем самым приобщаясь к здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста знаний о полезных свойствах овощей и фруктах, о способах их выращивания на огороде. Создание условий для ознакомления с миром овощей и фруктов, правилами их выращивания, необходимости использования их в пищу с целью формирования привычки здорового образа жизни.
Задачи:
– уметь узнавать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их;
– расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста овощей, их пользе (источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания);
– развивать речевую активность детей, активизировать словарь по лексической теме «Овощи», “Фрукты”;
– развивать творческие способности детей (изображать овощи и фрукты в продуктивной деятельности, используя различные способы и средства изображения), любознательность;
– воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
– формировать навыки сотрудничества в различных видах деятельности;
– формировать привычку вести здоровый образ жизни через постоянное использование в пищу овощей и фруктов;
– дать знания о полезном питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания;
– объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах формирования экологической культуры детей младшего дошкольного возраста, получении знаний о пользе овощей и фруктов;
– совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
– у детей группы сформируются элементарные основы экологической культуры;
– у детей расширятся знания о культурных огородных растениях (овощи, фрукты);
– дети научатся различать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их, узнают особенности их строения, способы выращивания;
– появится интерес к экспериментированию; научатся делать первые умозаключения, выводы;
– получат знания и представления о пользе овощей и фруктов (источник витаминов и жизненной силы для человека, очень вкусный продукт питания);
– сформируется бережное и заботливое отношение к огородным культурам;
– повысится интерес к продуктивной деятельности, желание изображать овощи и фрукты в продуктивной деятельности, разовьются творческие способности;
– повысится уровень коммуникативных навыков, активизируется словарь по теме «Овощи», “Фрукты”;
– у родителей сформируется понимание необходимости приобщения детей к экологической культуре через знакомство с огородными растениями.
Продукт проектной деятельности:
– выставка поделок “Веселый огород”
– Лэпбук “Осень”
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
− Анкетирование родителей;
− Изучение Интернет-ресурсов;
− Выявление уровня заинтересованности детей по ознакомлению с огородными культурами;
− Определение проблемы;
− Подбор информации, методического материала для реализации проекта;
− Формулирование цели и задач проекта;
− Подбор произведений русского народного творчества, художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта для использования в режимных моментах, занятиях, на прогулке;
− Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
− Оформление информационного уголка для родителей по теме проекта;
− Пополнение РППС группы произведениями устного народного творчества и художественной литературы, наглядно-дидактическим материалом;
− Разработка серии бесед, занятий по теме проекта;
Основной этап
− Внедрение плана работы по приобщению детей к экологической культуре, ознакомлению с миром овощей и фруктов;
− Презентация “Овощи и фрукты – полезные продукты!”;
− Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые, подвижные игры);
− Серия занятий и бесед (овощи, фрукты);
− Чтение художественной литературы Е.Благинина «Приходите в огород»;
− Загадки об овощах и фруктах;
− Прослушивание аудиозаписей песенок об огородных культурах;
− Прослушивание и просмотр русских народных сказок, мультфильмов;
− Создание центра экологии (выставка “Веселый огород”);
− Рассматривание наглядно-иллюстративного материала;
− Игры-эксперименты;
− Консультации для родителей;
− Подбор медиатеки об овощах и фруктах;
− Пополнение центра экологии материалами по теме проекта совместно с родителями;
− Папка-передвижка для родителей «Как научить детей есть овощи и фрукты»;
− Создание картотеки пальчиковых игр и речевых игр;
− Выпуск буклета для родителей «Эти полезные овощи».
Заключительный
− Итоговое мероприятие – развлечение по теме проекта;
− Презентация на педсовете ДОУ. Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта
Приложение
План работы по теме проекта
Подготовительный этап |
Анализ имеющихся условий в группе для реализации проектной деятельности. |
Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. |
Оформление родительского уголка (консультации) |
Разработка тематического плана работы |
Основной этап
Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями | |
1 неделя | ||
Игра-беседа: «Осень пришла – урожай принесла».Цель: Закрепить название времени года, его признаки, развивать интерес к природным явлениям.Отгадывание загадок об овощах и фруктах, закреплять основные признаки: цвет, форма, величина.Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Компот». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.Сюжетно- ролевая игра «Фруктовый магазин»Цель: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.Чтение стихотворений Ю. Тувим «Овощи» Цель: закреплять в речи названия овощейСлушание песенки «Огуречик, Огуречик» в аудиозаписи. Беседа: «Эти полезные овощи». Цель: Познакомить детей с овощами. Развивать активный словарь детей по теме «Овощи».Учить детей образовывать множественное число имен существительных, использовать уменьшительные суффиксы.Презентация «Что у нас растет на грядке?» Цель: Закрепить знания о месте их произрастания – овощи растут на огороде, на грядках. Выделять характерные признаки овощей: цвет, форму.Продолжать развивать речь детей, обогащая словарный запас (названия овощей, огород, грядка)Рассматривание наглядно-иллюстративного материала “Овощи”, “Фрукты”. Цель: Расширить знания и представления детей об овощах и фруктах. Упражнять в умении различать овощи по форме.П/и «Поезд» (на дачу). Цель: Формировать умение ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей.Чтение Е.Благинина «Приходите в огород» Цель: закрепление названий овощных культур, особенностей их внешнего строения.Разучивание физминутки «Овощи» Цель: познакомить детей с овощами, где их выращивают.Творческая мастерская. Лепка «Фрукты на тарелочке» Формировать интерес к лепке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями. Формировать умение приемам вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы. | Консультация «Значение овощей и фруктов в питании детей» Анкетирование родителей «Овощи и фрукты в питании моего ребёнка» Консультация «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты» Индивидуальные беседы с родителями “Профилактика простудных заболеваний осенью”” | |
Конструирование из строительного материала на тему: «Забор для огорода»; Цель: Развивать конструктивные навыки у детей. Закреплять названия деталей.П/и «Кто больше овощей соберет в свою корзинку». Цель: Формировать умение группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированностьООД «Знакомство с помидором, огурцом, капустой»Цель: Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, твердости (огурец продолговатый, зеленый, твердый; помидор круглый, красный, мягкий; оба овоща гладкие, прохладные на ощупь; капуста большая, круглая, с листьями, негладкая; капуста и огурец хрустят на зубах). Знать их названия, знать, что их можно есть. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы.Д/и «Что сажают в огороде». Цель: формировать умение классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыкиСюжетно-ролевая игра «Веселый повар» Цель: формировать представление о работе повара, закреплять названия овощей и фруктов, а также блюд, которые можно приготовить из них. | Советы “Готовим для детей: семь вкусных овощных блюд” Стенгазета “Овощи и фрукты – полезные продукты” Участие в оформлении выставки поделок “Дары природы. Веселый огород” | |
Заключительный этап | ||
Развлечение «В гостях у доктора Витаминкина» Цель: Закреплять знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. | ||
Оформление лэпбука “Осень” | ||
Презентация на педсовете ДОУ. Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта | ||
Итоги проекта:
В результате проектной деятельности по формированию основ экологической культуры у воспитанников группы повысился уровень познавательного развития по теме проекта.
В ходе целенаправленной и систематической работы дети узнали, что овощи созревают на грядках в огороде, фрукты – в саду, они полезные и вкусные.
В ходе проекта у детей возник интерес к жизни и росту растений. Они узнали, как выращивают овощи, каковы плоды на вкус, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, как они влияют на здоровье людей и как здоровое питание влияет на человека.
Дети различают овощи по внешнему виду, форме, вкусу, называют овощи (огурец, помидор, морковь, перец, лук и т. д.), имеют представления о выращивании и сборе овощных культур, употреблении в пищу, используют в речи обобщающее слово «Овощи». А главное дети поняли, что всё, что приготовлено из овощей нужно кушать потому, что это вкусно, полезно и необходимо.
В результате совместной проектной деятельности у родителей сформировалось понимание необходимости приобщения детей к экологической культуре через знакомство с овощами и фруктами, наблюдением за их ростом, привлечению детей к уходу и сбору урожая. Сложилось понимание пользы овощей и фруктов через постоянное использование их в пищу с целью формирования привычки вести здоровый образ жизни.
Работа над проектом показала, что дети с желанием и интересом принимали участие в проектной деятельности. Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность.
Информационные ресурсы:
1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
2. Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.
3. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.
4. Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.
5. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
6. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова. Волгоград, 2009 г.
7. Лучич М. В. Детям о природе. – Изд. 2-е. – М., 1989.
8. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
9. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
10. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1998.
11. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
12. Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
13. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Москва, 2010 г.
14. «Разговор о правильном питании» (рабочая тетрадь для дошкольников) М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, Москва, 2004 г.
15. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе» – М.: Мозаика-Синтез, 2010.