Педагогический проект «Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста»

Уразова Татьяна Викторовна – Воспитатель МБДОУ «ДС № 475 г. Челябинска» г. Челябинск
Дата поступления работы: 18.03.25г.     

Педагогический проект
Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

Сроки работы по проекту: продолжительный, рассчитан на 1 год.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, родители, инструктор по физкультуре.

Проблема: Нарушение осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: Формирование у детей навыков правильной осанки и походки.

Задачи:

  • Формировать у детей навыки ухода за телом;
  • Дать детям основные представления о строении и функциях тела;
  • Систематически закреплять навык правильной осанки у детей;
  • Вызвать у детей интерес и желание выполнять статические позы и упражнения, направленные на улучшение осанки;
  • Осуществлять своевременную коррекцию нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • Поддерживать у детей интерес к сохранению своего здоровья;
  • Работу по формированию правильной осанки у детей проводить в тесном сотрудничестве с родителями. Родителям дома следить за правильной осанкой детей, вместе заниматься спортом;
  • Развивать мышление, память, внимание;
  • Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Актуальность: Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела на занятиях, стоянии и ходьбе. Поэтому формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течении всей жизни.

Формы работы:

I Игровая деятельность:

1) дидактические игры: «Собери из частей», «Лото «Правильно-неправильно», «Валеология» и др.
2) сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Больница», «Мы спортсмены” и др.
3) словесные игры: «Назови ласково», «Придумай предложение», «Назови по порядку» и др.
4) речь с движением.
5) спортивные игры.
6) подвижные игры.
7) пальчиковые игры.

II Познавательная деятельность:

  1. Социо-культурные ценности
  2. Формирование целостной картины мира                                            

III  Физическое развитие:

  1. Физкультура;
  2. Утренняя гимнастика;
  3. Самомассаж;
  4. Массаж;
  5. Статические позы после сна;
  6. Физкультминутки:
  7. Положение по вертикали;
  8. Упражнения для осанки;
  9. Ходьба по «тропе здоровья»;
  10. Прогулки;
  11. Закаливающие и оздоровительные мероприятия.
  12. Спортивные развлечения.

IV Музыкальная деятельность:

  1. Занятия по музыке;
  2. Ритмика.

V  Изобразительная и продуктивная деятельность:

Рисование на темы: «Зимние виды спорта»,  «Летние виды спорта», «Мама, папа, я – спортивная семья» и др. Темы по лепке: « Дети на зарядке», «Олимпийский факел» и др. Аппликация: «Медали для победителей» и др.

VI Совместная деятельность с детьми:

Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, проигрывание различных ситуаций, игры в спортивном уголке, кружки – спортивный и ритмопластики, различные массажи, зарядки, индивидуальная работа по физкультуре и ОВД в группе и на улице.

VII Партнерство с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями.
Материалы по валеологии и ОБЖ в уголке для родителей.
Консультация для родителей: «Здоровье детей в наших руках».
Родительское собрание: «Как вырастить наших детей здоровыми, сильными и красивыми».
Папка – передвижка: «Статические позы и упражнения для красивой осанки».
Анкетирование родителей.
Привлечь родителей к совместной работе по формированию у детей правильной осанки.

VIII Литература.

Чтение и обсуждение произведений с детьми:

«Азбука здоровья в картинках» К.Люцис  (Москва,2004г.)
«Уроки Мойдодыра»  В.В. Колебанов (Санкт-Петербург, «Акцидент» 1995г.).

Использовали литературу:

«Школа здорового человека» Г.И. Кулик, (Москва, 2006)
«Как сделать осанку красивой, а походку легкой» Н.Н. Сергиенко, Е.А. Бабенкова (Москва, 2008)
«Творим здоровье души и тела» Л.И. Латохина (С – П, 1997)
«ОБЖ» М.А. Фисенко (Волгоград, «Корифей»,2006)
« Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду» Л.И. Иванова (Москва, 2004)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН

         МесяцТема НОД            Цель  Совместная деятельность
Сентябрь            
Октябрь                  
Ноябрь              
Декабрь          
Январь
«Вот я какой»          
«Внешнее строение человека»              
«Секреты скелета»
«Как движутся части тела»        
«Здоровье и болезнь»
1. Познакомить со строением тела человека.
2. Помочь ребенку осознать свою половую принадлежность.  
1. Познакомить детей с функциями различных органов.
2. Сформировать представление о том, что каждая часть тела человека и каждый орган имеют большое значение.  
1. Закрепить знания детей о строении скелета человека.
2. Познакомить детей с отделами позвоночника.    
1. Рассказать, как движутся части тела.
2. Познакомить с понятием «сустав»
1. Рассказать о профилактике заболеваний.
2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Дидактическая игра «Что есть у куклы».
Беседа «Доктор Кролик» советует».
Сюжетно – ролевая игра «Доктор».
Рассматривание иллюстраций в книге «Азбука здоровья».
Кроссворд «Как называются органы у человека».    
Рассматривание иллюстраций.
Чтение стихов.        
Подвижная игра «Море волнуется».  
Чтение стихотворения «Я маленьким был», «Перевязка».
Дидактическая игра «Что нужно для здоровья».
Февраль          
Март            
Апрель            
Май
«Что? Где? Когда?»
«Витамины, полезные продукты и здоровый организм»    
Нарушение осанки»          
«Как сделать осанку красивой»
Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья.  
Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.      
Уточнить, какие причины могут вызвать нарушение осанки.
Учить детей следить за своей осанкой, вести здоровый образ жизни.  
Стихи о зарядке.
Дидактическая игра «Угадай, что я делаю».      
Беседа «В каких продуктах больше всего витаминов».
Дидактическая игра «Полезные продукты».    
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Упражнения для укрепления осанки.
Положение по вертикали.    
Дидактическая игра «Правильная и неправильная осанка».
Массаж спины.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Массаж спины  «Борщ»

Чики-чики-чики-ща!
Вот капуста для борща.   (похлопывание ладонями по спинке другого ребенка)
Покрошу картошки,
Свеколки, морковки         (постукивание ребрами ладоней)
Полголовки лучку,           (поколачивание кулачками)       
Да зубок чесночку!
Чики-чики-чики-чок!       (поглаживание ладонями)
И готов борщечок!

Конспект занятия  по валеологии «Осанка».

Программное содержание:

  1. Учить детей следить за своей осанкой, вести здоровый образ жизни.
  2. Закреплять знания детей о позвоночнике.
  3. Учить детей выполнять специальные упражнения для красивой осанки.
  4. Развивать мышление, память, внимание.
  5. Воспитывать у детей бережное отношение к своему организму и здоровью окружающих людей.

Ход занятия:

Загадка:  «Двое ходят, бочку носят
                   Двое смотрят, двое болтаются
                   Один водит и приказывает.           (человек)

Игра «Собери из частей фигуру человека».

Игра «Назови ласково»:
Голова – головка, головушка, рука – ручка, рученька, нога – ножка, ноженька; тело – тельце, шея – шейка, шеечка; спина – спинка, плечо – плечико, лицо – личико, уши – ушки, рот – ротик, язык – язычок.

В. -Дети, по моему, у нас в углу кто – то кряхтит. Да это же Баба-Яга. Что это ты сегодня такая невеселая?

Б.Я. –Спина болит, даже на метле летать не могу.

В. – Это, наверно, позвоночник у тебя разболелся. Этому горю, мы поможем. Посиди, да детей послушай.

Загадка:  В организме, что у нас? Как для здания каркас?
                Что нам в жизни помогает,
               Став опорою для нас?   (позвоночник)

В. – Посмотрите на картинку. Вот он наш позвоночник. Найдите каждый у себя позвоночник. Кто знает, из каких отделов он состоит?

1. шейный отдел – он держит голову, благодаря ему мы можем поворачивать ее, наклонять. Найдите у себя шейный отдел. Поверните голову вправо, влево, вниз, вверх.

2. грудной отдел – от грудного отдела отходят ребра, которые защищают внутренние органы (сердце, легкие). Нащупайте у себя ребра.

3. поясничный отдел – помогает наклоняться, поворачивать, наклонять туловище вправо, влево. Наклонитесь вперед, назад.

4. крестцовый отдел – он поддерживает наш таз.

5. копчик.

В. – Ребята, чтобы позвоночник был крепким, здоровым нужно есть богатую витаминами пищу, заниматься физкультурой, спать только на жесткой кровати, следить за своей осанкой при ходьбе, когда сидишь, стоишь.

Массаж спины: дети встают друг за другом и делают поглаживающие движения впереди стоящему ребенку, потом меняются.

Стихотворение (рассказывает ребенок):
– Мама Алеше твердит спозаранку:
– Леша, не горбись! Следи за осанкой!
Он проследил бы за ней, но беда, –
Леша ее не встречал никогда!

Б.Я. – Я тоже не встречала осанку. Что такое осанка?

В. – Осанка – привычное, непринужденное положение тела человека во время ходьбы, сидения, стояния.

Посмотрите внимательно на картинку.

– Кто, ребята, мне подскажет, почему осанка Вити лучше, чем осанка Саши? Какая спина у Саши? (сутулая). Как он держит голову? (опустил вниз). А как стоит Витя? (прямо, голова приподнята).

Стихотворение:   Один осанист, крепок, строен,
                              А почему другой расстроен?

В. – Как вы думаете, почему расстроен Саша?

Б.Я. – Пусть ребята мне покажут, как надо правильно стоять.

В. – Посмотрите на другую картинку. Что делают мальчики?

Стихотворение:   Поднимайся, не ленись, на зарядку становись.

В. – Как вы думаете, у кого будет красивая осанка, у того мальчика, который спит или который делает зарядку?

Игра «Море волнуется раз».

В. – А сейчас давайте рассмотрим еще одну картинку. Как сидит Саша? А как сидит Витя?

Ирочка, что хочется сказать Саше?

Стихотворение:   Не гнись, пожалуйста, дугой,
                              Сиди прямее, дорогой.

Б.Я. – А вы, дети, наверно, не умеете правильно сидеть?

В. – Давайте покажем Бабе-Яге, как надо правильно сидеть.

Дети рассматривают следующую картинку.

В. – Как вы думаете, в чем лучше носить учебники в портфеле (в руке) или в ранце ( на спине)? Почему?

Стихотворение:   Когда идешь по улице,
                              Не надо, друг, сутулиться.

Б.Я. – Я, думаю, ваши дети не умеют правильно ходить. И правильно спать они точно не умеют.

Дети показывают, как они ходят и спят на кровати.

В. – Давайте ребята вспомним и еще раз расскажем Бабе-Яге, что нужно делать, чтобы осанка была красивой.

Дидактическая игра «Правильная и неправильная осанка».

Вывод: Сегодня на занятии мы с вами не только играли, но и обсуждали очень важную тему – правильную осанку. Давайте каждый день помнить о том, что нужно:

  1. Приучаться к правильному положению тела, когда спишь, стоишь, сидишь.
  2. Спать на жесткой постели с плоской подушкой.
  3. Выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц спины и живота.
  4. Употреблять богатую витаминами пищу.

Б.Я. – Спасибо, ребята, что рассказали мне все про осанку. Теперь моя спина точно не будет болеть.

Вам также может понравиться...
16553