Семенова Ольга Евгеньевна и Игольникова Евгения Владимировна – Воспитатели МОУ «Детский сад №229 Советского района Волгограда» г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 18.03.2020г.
Образовательный проект
Номинация «Архитектурные святыни Сталинградской битвы»
Тема: «Согреем памятью сердца!»
Место реализации проекта: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 229 Советского района Волгограда»
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта:
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» (Д.С. Лихачев).
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для воспитания патриотизма, так как ребенка отличает искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, впечатлительность, доверие к старшим. Знания и впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти надолго, оказывая глубокое влияние на его развитие.
Ознакомление с историей родного города, детского сада, людей, как одна из задач патриотического воспитания дошкольников, успешно осуществляется в проектной деятельности, направленной на формирование патриотических и нравственных представлений у старших дошкольников.
Тема Сталинградской битвы чрезвычайно актуальна в ходе подготовки к празднованию 77– летия Победы в Сталинградской битве. Во время беседы об истории Сталинградской битвы, проведения виртуальной экскурсии по памятнику-ансамблю «Героям Сталинградской битвы», было отмечено, что у старших дошкольников недостаточный объем знаний об истории освобождения родного города от немецко – фашистских захватчиков по данной теме.
У большинства детей Сталинградская битва и Великая Отечественная война ассоциируется с празднованием Дня Победы. Как они ходили семьей на салют, некоторые воспитанники были участниками «Бессмертного полка» и несли в руках портреты своих прадедушек. Один ребенок даже высказался, что он тоже был на войне.
Возникла необходимость создания проекта, основной целью которого является ознакомление с героической историей родного города, историей детского сада, роли своей семьи и людей в истории «Сталинградской битвы», сбор архивного материала, семейных реликвий.
Успешность формирования патриотических и нравственных представлений, возможна путем познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой, продуктивной деятельности детей. Дети, исследуя семейные архивы, узнают историю своего города, участие членов семьи в Сталинградской битве, родители и педагоги собственным примером воспитывают уважительное отношение к памяти героев, героическому прошлому страны.
Любовь к Родине. И важно, и сложно, и необходимо… Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества. Сегодняшние дети – это будущее нашей страны. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о ее процветании. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. И задача взрослых – сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Цель:
Воспитание в детях чувства патриотизма как важнейшего духовно – патриотического качества; высокой ответственности и верности долгу перед Родиной, уважения к истории своей Родины, формирование у дошкольников знаний о Великой Отечественной войне.
Задачи:
- организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
- обеспечить возможности для самореализации, социализации воспитанников;
- демонстрировать воспитанникам значимость их деятельности, признание и востребованность обществом, проявление их гражданских и патриотических качеств.
- расширять знания о Сталинградской битве;
- развивать умения воспринимать и понимать содержание патриотической музыки и военной лирики;
- развивать поисково-исследовательскую работу и творческие способности детей;
- воспитывать в детях гордость за историческое прошлое Родины, любовь и уважение к своему народу;
Постановка проблемы: В настоящее время актуальна проблема приобщения подрастающего поколения к истории своего народа. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Большинство детей имеет представления о Великой Отечественной войне, о Дне Победы, однако роль защитников Сталинграда в этой войне, и значимый переломный этап войны в Сталинградской битве им неизвестен.
Рассматривая в патриотическом уголке альбом «История родного города», одна из воспитанниц группы сказала, что ей бабушка много рассказывала о здании «Руины старой мельницы», что они всей семьёй ездили туда. Все дети не только заинтересовались, но и стали рассказывать, что они никогда не видели этого здания и не знают ничего про него, попросили воспитателя рассказать почему это здание, не такое как все. Так и возникла идея работы над проектом.
Тип проекта:
- по ведущему методу: информационный;
- по содержанию: информационно – творческий;
- по характеру контактов внутри одной возрастной группы;
- по количеству участников: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели;
Продолжительность проекта: краткосрочный. (1 месяц).
Направленность:
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Ответственные за реализацию проекта:
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Методы реализации проекта: исследование исторического прошлого на основе документов и материалов, хранящихся архивах детского сада и семей воспитанников.
1.Наглядно-действенный метод:
- чтение педагогом художественной литературы;
- рассматривание книжных иллюстраций;
2.Словесно-образный метод:
- чтение и разучивание стихотворений и музыкальных произведений;
- консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- беседы;
3.Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование иллюстраций к стихотворениям и песням;
- составление альбомов по теме проекта.
Ресурсное обеспечение:
- книги;
- фотоальбомы;
- видеофильмы;
- презентация.
Материалы и оборудования для творческой деятельности: краски, гуашь, цветные карандаши, кисти, цветная бумага, бумага для рисования, клей, ножницы
Предполагаемые результаты:
В результате реализации проекта ожидается:
- каждая семья примет участие в праздновании 77 летия Сталинградской битвы;
- дети познакомятся с историческим прошлым своего народа, своего края;
- узнают о героических подвигах солдат в Великую Отечественную войну, о значимости решающих боев Сталинградской битвы в победе над фашизмом;
- у дошкольников сформируется эмоционально – положительное отношение к воинам, их смелости, выносливости, мужеству;
- преобразуется предметно-развивающая среда группы;
- укрепится заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Технология реализации проекта:
План мероприятий в рамках реализации подготовительного этапа проекта.
Содержание | Сроки | Цель | Участники |
– Подбор материала по теме проекта(художественной литературы – рассказов, оформление картотеки стихотворений на военную тематику);- Беседа на тему «Дорогой памяти», «Здание пережившие Сталинградскую битву-Стены Руины старой мельницы Гергардта»;- Создание и рассматривание фотоальбома «Дорогие сердцу мне места»;-Рассматривание набора открыток «Город – герой Волгоград»;-Подбор музыкальных произведений для занятий с детьми и знакомства с событиями Сталинградской битвы;- Организация работы с родителями:-консультация для родителей”Приобщение ребёнка к художественной литературе” | Декабрь1-я неделя | Формировать патриотические чувства у дошкольников, уважение и гордость к городу и его истории, за подвиг нашего народа в битве под Сталинградом | Воспитанники старшей группы,воспитатели,родители,музыкальный руководитель |
План мероприятий в рамках реализации основного этапа проекта.
Содержание | Сроки | Цель | Участники |
– Выставка книг по теме проекта «Согреем памятью сердца»-Чтение книги «За оборону Сталинграда» В. Богомолова;- Организованная образовательная деятельность «Сталинградская битва»;– Тематический вечер «Победа в наших сердцах»- Выставка детских рисунков «Война глазами детей» (изобразительная деятельность).– Конкурс детских работ на тему: «Здание Сталинграда-Руины старой мельницы Гергардта»- Просмотр документального фильма «История битвы за Сталинград. Город в огне»;-Д/и лото «Люби и знай свой край»: «История Сталинградской битвы»;-Прослушивание песен военных лет, разучивание песни «Медаль за оборону Сталинграда»; (музыкальная деятельность);-Составление фотоальбома «Здания, пережившие Сталинградскую битву»;- Просмотр документального фильма «Сталинград» с использованием интернет – ресурсов, виртуальная экскурсия в музей – заповедник «Сталинградская битва»- Работа над разучиванием стихотворений поэтессыАгашиной М.К. «Второе февраля»;-Маршрут выходного дня:«К Руинам старой мельницы Гергардта» | Декабрь2я-4я неделя | Активизировать творческие проявления детей.Развивать чувство патриотизма, потребность в познании нового. Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое малой родины; вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы. | Воспитанники старшей группы,Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, |
План мероприятий в рамках реализации заключительного этапа проекта.
Содержание | Сроки | Цель | Участники |
1.Оформление продукта проектной деятельности (Макет «Руины старой мельницы Гергардта») | Январь2-я неделя | Изготовление детьми продукта проектной деятельности | Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители. |
2. Презентация продукта проектной деятельности детям других групп | Январь3-я неделя | Презентация проекта для детей старшего дошкольного возраста | Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители. |
Практическая значимость проекта:
Проект «Согреем памятью сердца» разработан в рамках 77 годовщины Сталинградской битвы. Работа над проектом способствовала проявлению познавательного, творческого потенциала у воспитанников, формированию у дошкольников представлений о Сталинградской битве, о зданиях, переживших войну, ее значении в ходе истории войны, воспитанию уважения к памяти предков.
Предложенный проект позволил подчеркнуть важность проблемы патриотического воспитания, способствовал проявлению интереса героическому прошлому родного города, семьи, как со стороны детей, так и со стороны родителей, способствовал развитию творчества и конструктивных действий ребенка
Дети сохраняют интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанно проявляют уважение к заслугам и подвигам героев Сталинградской битвы. Родители, активные и заинтересованные участники проекта, осознают важность патриотического воспитания дошкольников, развивают у ребёнка потребность к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Результативность:
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Реализация проекта «Согреем памятью сердца» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых. В ходе работы над проектом мы достигли цели проекта. В ходе работы над проектом изучили литературу, просмотрели видеофильмы о Сталинградской битве, о зданиях, переживших войну, посмотрели фотографии.
Проанализировав подвиг защитников Сталинграда, пришли к выводу, что их подвиг неповторим и бессмертен. О величии бессмертного подвига героических защитников Сталинграда будет всегда напоминать замечательные памятники и здания, пережившие войну.
Перспективы развития и применения проекта:
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Данный проект может быть использован воспитателями и родителями других дошкольных учреждений. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.