ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ГРАМОТНЫМ – БЫТЬ!»

Мельникова Ирина Анатольевна – Учитель русского языка и литературы ГОУ Ярославской области «Рыбинская общеобразовательная школа» г. Рыбинск, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 08.06.2019г.

Социальный проект «Грамотным – быть!»

«Язык – это инструмент, необходимо знать его,

хорошо им владеть».

Максим Горький

Грамотность… Что значит она для нас? Почему грамотный человек полезен обществу?

Грамотность – это владение навыками устной и письменной речи в соответствии с литературным языком. Учиться говорить и писать нужно всё время. Грамотность имеет большое значение для людей. Неграмотный человек не может точно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной речи, не умеет правильно оформлять какую-либо ценную бумагу или документ. Язык без грамотности, как неисправный инструмент, которым нельзя пользоваться.

Каждый третий житель России допускает ошибку в произношении и написании часто употребляемых слов.

Эта статистика показывает, насколько неграмотно население нашей необъятной Родины. Ведь мы должны сохранять традиции нашего языка и передавать его следующим поколениям. Но как, при данной статистике, восстановить грамотность именно в нашем учреждении и в городе в целом? Возникающий вопрос является обоснованием актуальности нашего проекта.

Цель проекта: повышение языковой культуры и уровня грамотности учащихся школы и сотрудников учреждения через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них.

Задачи:

1. изучить уровень грамотности среди обучающихся и сотрудников учреждения, привлечь внимание общественности к данной проблеме;

2. рассмотреть способы повышения грамотности;

3. опробовать метод визуального запоминания на обучающихся нашей школы, а также сотрудниках ИК и жителях города.

Срок реализации проекта составляет 2018-2019 учебный год.

Методы проекта:

– социологический опрос для выявления степени грамотности населения;

– анализ данных опроса для выявления актуальности данного проекта;

– макетирование (размещение информации на стенде).

Деятельность по проекту

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Механизм реализации проекта

1. Положительные изменения в речевой культуре учащихся школы.

2. Повышение грамотности как учащихся, так и сотрудников учреждения.

3. Положительные изменения в культуре общения учащихся со сверстниками, людьми старшего возраста.

4. Готовность учащихся принимать участие в социально полезной деятельности, умение работать в группе.

5. Готовность социальных партнёров, учителей, учащихся других классов к сотрудничеству в решении различных проблем.

На основе проведённого опроса можно сделать следующие выводы:

1. Учащиеся ГОУ ЯО «Рыбинская общеобразовательная школа» хотят повысить свой уровень грамотности и считают это важным. Сотрудники ИК, проверив свои знания по орфоэпии, грамматике и речи, убедились в необходимости повторить правила по русскому языку.

2. Результаты социологического опроса подтверждают наличие проблемы безграмотности, а также обосновывают необходимость решения её устранения и предлагают пути по реализации способов повышения культуры речи.

В процессе поиска полученной нами проблемы, были изучены различные способы повышения грамотности и культуры речи учащихся и сотрудников. Среди них следует отметить следующие.

1. Чтение классической литературы. Непременно расширится словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращать внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией. Минусом данного способа является то, что сегодня книги не являются столь популярным предметом в жизни особенно подрастающего поколения, его всё больше заменяют компьютеры. В рамках нашего образовательного учреждения можно читать книги, которые находятся в школьной библиотеке.

2. Работа со словарями. Если сомневаетесь, как правильно написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – советуют заглянуть в словарь. Здесь главный минус – не всегда под рукой есть словарь, к которому в любой момент можно обратиться.

3. Изучение правил русского языка.Использовать можно разные справочники, учебники; ребятам можно и нужно посещать учебные занятия.

4. Аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Способствует развитию слуховой памяти.

5. Написание диктантов. Сегодня часто проводятся тотальные диктанты, участие в которых действительно вызывает появление интереса к грамотности, но к сожалению, не у всех есть возможность принимать в них участие.

6. Использование наглядных материалов для запоминания правильного написания и произношения. Ярким примером является наличие плакатов, газет и иных наглядных средств, чтобы люди обращали внимание и запоминали правописание слов и правильное построение фраз. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания многих слов и терминов. Именно этот способ визуального запоминания показался нам наиболее интересным, уникальным и доступным.

Данные маркетинговых и психологических исследований свидетельствует о том, что люди лучше всего воспринимают именно визуальную информацию, поэтому яркое рекламное сообщение, попавшее в поле зрения, хорошо запоминается.

Смета проекта:

Наименованиестатьи затратСтоимость (рубли)Источникфинансирования
1Бумага для печати  250 р.Собственные средства
2Листы ватмана для плакатной наглядности100 р.Собственные средства
3Краска для принтераПо расходу(в среднем – 200 р.)Собственные средства
4Клей, кнопки, степлер, скотч300 р.Собственные средства

Реализация проекта и его перспективы

На данный момент проект находится на стадии реализации, необходимо финансовое обеспечение для выпуска «Брошюры грамотности». Мы считаем, что каждый начальник отряда заинтересован в том, чтобы его подопечные были грамотными, поэтому могли бы воспользоваться проектируемым изданием, а также и сами сотрудники ИК.

Для реализации проекта мы обратились к начальнику колонии с целью получения разрешения на возможность размещения часто употребляемых слов с обозначенными нормами правильного произношения на информационных стендах около столовой, в отрядах, здании штаба, а также реализовать встречу в клубе 21 февраля в «Международный день Родного языка» в рамках проекта под названием «Несём красоту русского языка людям».

Мы уверены, что после того, как брошюры «разлетятся» по территории колонии, интерес возникнет и за её пределами. А это значит, что интерес к родному языку и грамотности изъяснения будет полезен и в семьях сотрудников, их родственников, знакомых. Воспитание любви к родному языку начинается в семье, с самого себя, с яркого примера знающего человека.

Заключение

Сегодня, в век информационных технологий, в период, когда книги постепенно отходят на второй план, когда сленг заменяет исконно русские слова, когда люди, общаясь в социальных сетях или при помощи эсэмэсок пренебрегают нормами орфографии, пунктуации, когда всё чаще по телевидению мы слышим речь с нарушением орфоэпических норм, и когда при всём при этом государство «идёт на поводу» у безграмотных и вводит двойные нормы произношения, тем самым, признавая ужасное – гибель родного языка, нам, ныне живущим, очень хотелось бы решить эту проблему.

Мы нашли уникальный эффективный способ – «Брошюра грамотности», который совсем скоро станет незаменимой вещью для каждого, появится на вашем столе, будет лежать у вас в кармане или висеть на стене.

Мы занимаемся этим, потому что мы – наше с вами будущее, и именно в наших руках сохранение родного языка.

Приложение 1.

Анкета 1.

1. Как правильно?

А) Поставьте ударения в словах так, как считаете нужным:

Обеспечение, позвонит, каталог, завидно, банты, мастерски, иконопись, ходатайство, красивее, трубопровод, откупорить, жалюзи, баловать, балую, премировать, занята, помирят.

Б) Поставьте в нужную форму слова:

Скучаю по вас или по вам

Посаженный и посажёный

Согласно приказу или приказа

Килограмм помидор или помидоров

Две пары носков или носок

2. Хотите ли Вы повысить свой собственный уровень грамотности и считаете ли Вы это важным?

Приложение 2.

Анкета 2.

Вам также может понравиться...
16351