Ромашева Наталья Сергеевна и Гулина Ольга Юрьевна – Воспитатели МДОУ №23 «Ромашка» г. Тутаев Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 05.04.2017г.
Программа «Отражение»
Актуальность
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Исследовательская деятельность детей способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования.
Девочки нашей группы очень любят наряжаться и крутиться перед зеркалом. Однажды делая прически после сна перед зеркалом, они стали рассматривать поверхность зеркала, которое висит у нас в группе, и задали вопросы: «А как бы мы сделали прическу, если бы у нас не было зеркала?», «Кто придумал зеркало?», «Как оно появилось?».
Ожидаемые результаты реализации Программы:
– умеют получать информацию из разных источников;
– умеют наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы;
– умеют делать предположения, находить средства и способы для их проверки;
– осуществлять эту проверку и делать умозаключения;
– могут задавать вопросы, проявляет интерес к поисково-исследовательской деятельности;
– могут взаимодействовать друг с другом;
– могут самостоятельно применять усвоенные знания.
Целевые ориентиры, достигаемые при реализации Программы
Ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.
Цель программы:
– Создать условия для формирования познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи программы:
– создать подходящую среду для осуществления познавательно-исследовательской деятельности
– формировать умения делать предположения, находить средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать умозаключения
– стимулировать детей задавать вопросы, проявлять интерес к поисково-исследовательской деятельности
– формировать умение взаимодействовать друг с другом
Период реализации:
1неделя (краткосрочная)
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности детей:
1.Эксперименты
2.Опыты
3.Наблюдение
4.Исследование литературы и интернет ресурсов
Этапы реализации программы: подготовительный
1.Чтение: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин. «Снежная королева» Г.Х. Андерсен
2.Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав» (1-я серия «Одни неприятности»)
3.Артикуляционная гимнастика с использованием зеркал
4.Художественное слово (стихи, загадки и пословицы)
Этапы реализации программы: основной
Дни недели | Содержание работы |
Понедельник | – Лента времени- Выдвижение гипотезы: на любой блестящей и гладкой поверхности можно увидеть свое отражение- Поиск блестящих поверхностей в группе- Проверка предположений- Анализ таблицы, делаем выводы- Постановка вопроса: что необходимо для изготовления зеркала?- Подбор материала, предложенного детьми- Поиск информации о применении зеркал в жизни людей совместно с родителями |
Вторник | – Беседа «Применение зеркал в жизни»- Оформление иллюстрированного альбома «Зеркала в нашей жизни»- Опыт №1 «Изобретаем зеркало»- Просмотр мультфильма «Фиксики» – серия 52 «Зеркало» |
Среда | – Наблюдение за тенями, как они образуются- Выдвижение гипотезы: свой силуэт можно увидеть на стене противоположной источнику света- Проверка предположений «Узнай силуэт»- Дидактическая игра «Чей силуэт?» |
Четверг | – Исследование длины тени в разные отрезки времени- Выдвижение гипотезы: длина тени изменяется в течении суток- Пальчиковые игры с тенью |
Пятница | – Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» – теневой театр |
Этапы реализации программы: заключительный
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» – теневой театр для детей других групп.
Организация предметно-пространственной среды
Зеркала по количеству детей и разной формы
Стеклянные предметы различной фактуры и цвета
Увеличительное стекло, лупы
Фольга, слюда
Металлические предметы
Камушки с различной фактурой
Книги с глянцевой поверхностью
Ширма для теневого театра, фигурки для теневого театра
Мнемотаблица
Лампа
Средства измерения (рулетка, линейка, сантиметр)
Таблица для фиксации результатов
Приложения (методическое обеспечение программы):
Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.
Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 200