Калинина Наталья Алексеевна – Воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Центр развития – детский сад №63» г. Краснодар
Дата поступления работы: 15.11.2021г.
ПРОЕКТ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«МЫ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
Обоснование проекта
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологическое воспитание и образование можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования является проектная деятельность. Участие в субботниках, озеленении – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и поэтому в нашей группе для успешной работы с детьми созданы определенные условия: уголок природы, уголок экспериментирования. На участке имеется огород, цветник, различные деревья и кустарники.
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы нашего края.
Задачи проекта:
создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережное отношение к природным объектам;
развивать устойчивый интерес к природе Кубани, её живым и неживым объектам и природным явлениям;
формировать умения ухаживать за растениями, желание наблюдать за жизнью растений;
развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе Краснодарского края.
Участники проекта: старшая группа № 10, их родители, педагоги.
Тип проекта: долгосрочный (июль-октябрь)
Содержание практической деятельности по реализации проекта:
Реализация проекта проходила в течение четырех месяцев и включала три основных этапа. В ходе подготовительного этапа была обозначена проблема и тема будущего проекта, подобрана методическая литература по вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, разработан план работы по реализации проекта.
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию: уголок природы, экспериментальный уголок, литература по экологии. На участке разбиты зеленые зоны (цветник, огород, беседка).
Основной этап предусматривает проведение мероприятий в соответствии с разработанным планом:
- беседы на темы «Зачем нам нужна природа?», «Как правильно ухаживать за растениями», «Для чего мы поливаем огород?», «Польза или вред от насекомых», «Красная книга», «Как вести себя в природе»;
- чтение художественной литературы о природе таких авторов, как В.В. Бианки, К.Д. Ушинского, М.М. Пришвина, Н.И. Сладкова, Е.И. Чарушина, Л.Н. Толстого;
- разучивание стихотворений о природе;
- наблюдения в природе (за растениями, насекомыми, солнцем);
- рисование мелом любимых цветов, лепка из мокрого песка, игры с водой и песком;
- просмотр мультфильмов о бережном отношении к природе;
- проведение субботников для родителей;
- рассматривание альбомов о природе Кубани, просмотр презентаций по экологии;
- тематические занятия;
- выставка детских рисунков «Что выросло у нас на огороде»;
- выставка картин на тему «Осенние дары Кубани» (совместные работы родителей и детей»;
- праздник осени.
В рамках проекта с воспитанниками проводили наблюдения, беседы о природе Кубани, разучивали стихи про лето и осень, рассматривали альбомы и иллюстрации о растениях, животных нашего края, было прочитано множество произведений о природе для детей. Ребятам очень нравится отгадывать загадки про растения, животных, насекомых. Дети вместе с воспитателями ухаживали за огородом и цветником, поливали его, боролись с сорняками. Много радости принесло поспевание овощей (огурцов и помидоров), дети с удовольствием поедали их, т.к. они были выращены общими усилиями детей и воспитателей.
Родители воспитанников принимали активное участие в озеленении участка (посадили много цветов, сделали зеленое покрытие, где дети с удовольствием играют, помогли ухаживать за цветником).
На протяжении всего проекта ребята с удовольствием наблюдали за насекомыми. С помощью специальных пинцетов и баночек рассматривали строение муравьёв, гусениц, божьих коровок. Нам даже «посчастливилось» рассмотреть шершня и его личинку, которых мы нашли в старом пне.
В октябре вместе с воспитателями дети убирали ботву от овощей, отцветших растений, помогали в обрезке дикого винограда, помыли и сложили заборчик, убрали садовые фигурки животных и гномиков.
Кухтенков Максим вместе с мамой разрисовали камень в виде домика для гномика.
Были проведены занятия по рисованию, аппликации, лепке, где дети изображали животных, растения, насекомых.
На заключительном этапе был подготовлено и проведено осеннее развлечение «Что нам осень принесла».
Также была организована выставка, где были представлены замечательные картины на тему «Осенние дары Кубани», которые изготовили родители вместе с детьми.
Предполагаемый результат:
– создание на территории участка группы экологически благоприятной среды;
– повышение уровня знаний по экологии у детей;
– понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
– освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.
План работы по реализации проекта:
Формы работы | Сроки | Задачи |
Подготовительный этап | ||
Подбор литературы по экологическому воспитанию | Июль | Вызвать у детей интерес к природе, бережному отношению к ней; |
Обогащение экспериментального уголка | Июль | Продолжать знакомить детей с экспериментами и опытами, расширять кругозор; |
Подбор книг с экологическим содержанием | Июль | Обогащать и пополнять предметно-пространственную среду пособиями, литературой, аудиопроизведениями; |
Создание аудиотеки «Любимые питомцы», «Звуки природы», «Голоса природы» | Июль | |
Основной этап | ||
Игры с песком и водой Упражнение «Необыкновенные следы»Игра-упражнение «Мы создаем мир»Игра «Тонет-не тонет»Игра «Поймай рыбку» | Июль-август | Развивать тактильную чувствительность, воображение;развивать и расширять представления детей об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека; знакомить со свойствами разных материалов; закрепить понятия «легкий», «тяжелый»; развивать у детей координацию движений, общую моторику, внимание; развивать ловкость рук; |
Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растений | Июль-октябрь | Формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений |
Формы работы | Сроки | Задачи |
Познавательные беседы на темы «Зачем нам нужна природа?», «Как правильно ухаживать за растениями», «Для чего мы поливаем огород?», «Польза или вред от насекомых», «Красная книга», «Как вести себя в природе» | Август-сентябрь | Развивать познавательный интерес к природе, приобщать детей к миру природы, пониманию её ценности в жизни каждого человека; |
Чтение художественной литературы о природе В.В. Бианки,К.Д. Ушинского,М.М. Пришвина,Н.И. Сладкова,Е.И. Чарушина,Л.Н. Толстого;разучивание стихотворений о природе | Август-сентябрь | Развивать познавательно-речевые способности у детей, обогащать словарный запас; |
Чтение произведений о животных, птицах, насекомых И.Соколова-Микитова, Г.Скребицкого | Август-сентябрь | Развивать интерес детей к художественной литературе; |
Праздник«Яблочный Спас» | Август | Продолжать знакомить детей со значением православного праздника «Яблочный Спас», воспитывать уважение к природе; |
НОД по лепке«Дары осени» | Сентябрь | Закреплять приемы лепки шара, овала, столбика, конуса путем скатывания комка между ладонями; развивать фантазию в создании различных овощей; учить всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие; учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение; |
НОД по лепке (пластилинография)«Божья коровка» | Сентябрь | Закреплять умения применять приемы плоскостной лепки; формировать умения использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых, формировать умения самостоятельно подбирать цвета для изображения; воспитывать интерес к окружающему миру и бережное отношение к природе; |
Формы работы | Сроки | Задачи |
НОД по рисованию«Что выросло у нас на огороде» | Сентябрь | Продолжать совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ предметов, обращать внимание детей на отличие предметов по форме и величине, побуждать детей передавать эти отличия в рисунках; закреплять умение детей передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги,обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости; способствовать овладению детьми композиционными умениями, формировать умение детей располагать изображение на листе с учетом его пропорций; закреплять у детей способы и приемы рисования всем ворсом и концом кисти; |
Заключительный этап | ||
Осеннее развлечение «Что нам осень принесла» | Октябрь | Закрепить знания детей об осени;создать праздничную атмосферу, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; |
Выставка творческих работ «Осенняя ярмарка» | Октябрь | Развивать творческие способности родителей и детей; создать условия для формирования у детей заботливого отношения к природе; |
Презентация на тему«Мы – друзья природы»» | Октябрь | Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, развивать кругозор, мышление, связную речь; воспитывать радостное, заботливое отношение к природе. |
ФОТООТЧЕТ:
Список литературы
1. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Ч.1. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011.