ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МЫ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Калинина Наталья Алексеевна – Воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Центр развития – детский сад №63» г. Краснодар
Дата поступления работы: 15.11.2021г.

ПРОЕКТ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«МЫ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Обоснование проекта

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологическое воспитание и образование можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования является проектная деятельность. Участие в субботниках, озеленении – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и поэтому в нашей группе для успешной работы с детьми созданы определенные условия: уголок природы, уголок экспериментирования. На участке имеется огород, цветник, различные деревья и кустарники.

Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы нашего края.

Задачи проекта:

создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережное отношение к природным объектам;

развивать устойчивый интерес к природе Кубани, её живым и неживым объектам и природным явлениям;

формировать умения ухаживать за растениями, желание наблюдать за жизнью растений;

развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе Краснодарского края.

Участники проекта: старшая группа № 10, их родители, педагоги.

Тип проекта: долгосрочный (июль-октябрь)

Содержание практической деятельности по реализации проекта:

Реализация проекта проходила в течение четырех месяцев и включала три основных этапа. В ходе подготовительного этапа была обозначена проблема и тема будущего проекта, подобрана методическая литература по вопросам экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, разработан план работы по реализации проекта.

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию: уголок природы, экспериментальный уголок, литература по экологии. На участке разбиты зеленые зоны (цветник, огород, беседка).

Основной этап предусматривает проведение мероприятий в соответствии с разработанным планом:

  • беседы на темы «Зачем нам нужна природа?», «Как правильно ухаживать за растениями», «Для чего мы поливаем огород?», «Польза или вред от насекомых», «Красная книга», «Как вести себя в природе»;
  • чтение художественной литературы о природе таких авторов, как В.В. Бианки, К.Д. Ушинского, М.М. Пришвина, Н.И. Сладкова, Е.И. Чарушина, Л.Н. Толстого;
  • разучивание стихотворений о природе;
  • наблюдения в природе (за растениями, насекомыми, солнцем);
  • рисование мелом любимых цветов, лепка из мокрого песка, игры с водой и песком;
  • просмотр мультфильмов о бережном отношении к природе;
  • проведение субботников для родителей;
  • рассматривание альбомов о природе Кубани, просмотр презентаций по экологии;
  • тематические занятия;
  • выставка детских рисунков «Что выросло у нас на огороде»;
  • выставка картин на тему «Осенние дары Кубани» (совместные работы родителей и детей»;
  • праздник осени.

В рамках проекта с воспитанниками проводили наблюдения, беседы о природе Кубани, разучивали стихи про лето и осень, рассматривали альбомы и иллюстрации о растениях, животных нашего края, было прочитано множество произведений о природе для детей. Ребятам очень нравится отгадывать загадки про растения, животных, насекомых. Дети вместе с воспитателями ухаживали за огородом и цветником, поливали его, боролись с сорняками. Много радости принесло поспевание овощей (огурцов и помидоров), дети с удовольствием поедали их, т.к. они были выращены общими усилиями детей и воспитателей.

Родители воспитанников принимали активное участие в озеленении участка (посадили много цветов, сделали зеленое покрытие, где дети с удовольствием играют, помогли ухаживать за цветником).

На протяжении всего проекта ребята с удовольствием наблюдали за насекомыми. С помощью специальных пинцетов и баночек рассматривали строение муравьёв, гусениц, божьих коровок. Нам даже «посчастливилось» рассмотреть шершня и его личинку, которых мы нашли в старом пне.

В октябре вместе с воспитателями дети убирали ботву от овощей, отцветших растений, помогали в обрезке дикого винограда, помыли и сложили заборчик, убрали садовые фигурки животных и гномиков.

Кухтенков Максим вместе с мамой разрисовали камень в виде домика для гномика.

Были проведены занятия по рисованию, аппликации, лепке, где дети изображали животных, растения, насекомых.

На заключительном этапе был подготовлено и проведено осеннее развлечение «Что нам осень принесла».

Также была организована выставка, где были представлены замечательные картины на тему «Осенние дары Кубани», которые изготовили родители вместе с детьми.

Предполагаемый результат:

– создание на территории участка группы экологически благоприятной среды;

– повышение уровня знаний по экологии у детей;

– понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

– освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

План работы по реализации проекта:

Формы работыСрокиЗадачи
Подготовительный этап
Подбор литературы по экологическому воспитаниюИюльВызвать у детей интерес к природе, бережному отношению к ней;
Обогащение экспериментального уголкаИюльПродолжать знакомить детей с экспериментами и опытами, расширять кругозор;
Подбор книг с экологическим содержаниемИюльОбогащать и пополнять предметно-пространственную среду пособиями, литературой, аудиопроизведениями;
Создание аудиотеки «Любимые питомцы», «Звуки природы», «Голоса природы»Июль
Основной этап
Игры с песком и водой Упражнение «Необыкновенные следы»Игра-упражнение «Мы создаем мир»Игра «Тонет-не тонет»Игра «Поймай рыбку» Июль-август  Развивать тактильную чувствительность, воображение;развивать и расширять представления детей об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека; знакомить со свойствами разных материалов; закрепить понятия «легкий», «тяжелый»; развивать у детей координацию движений, общую моторику, внимание; развивать ловкость рук;
Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растенийИюль-октябрьФормировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений
Формы работыСрокиЗадачи
Познавательные беседы на темы «Зачем нам нужна природа?», «Как правильно ухаживать за растениями», «Для чего мы поливаем огород?», «Польза или вред от насекомых», «Красная книга», «Как вести себя в природе»Август-сентябрь Развивать познавательный интерес к природе, приобщать детей к миру природы, пониманию её ценности в жизни каждого человека; 
Чтение художественной литературы о природе В.В. Бианки,К.Д. Ушинского,М.М. Пришвина,Н.И. Сладкова,Е.И. Чарушина,Л.Н. Толстого;разучивание стихотворений о природеАвгуст-сентябрь Развивать познавательно-речевые способности у детей, обогащать словарный запас;
Чтение произведений о животных, птицах, насекомых И.Соколова-Микитова, Г.СкребицкогоАвгуст-сентябрь Развивать интерес детей к художественной литературе;
Праздник«Яблочный Спас»АвгустПродолжать знакомить детей со значением православного праздника «Яблочный Спас», воспитывать уважение к природе;
НОД по лепке«Дары осени»СентябрьЗакреплять приемы лепки шара, овала, столбика, конуса путем скатывания комка между ладонями; развивать фантазию в создании различных овощей; учить всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие; учить сравнивать в процессе лепки получаемое изображение;
НОД по лепке (пластилинография)«Божья коровка»СентябрьЗакреплять умения применять приемы плоскостной лепки; формировать умения использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых, формировать умения самостоятельно подбирать цвета для изображения; воспитывать интерес к окружающему миру и бережное отношение к природе;
Формы работыСрокиЗадачи
НОД по рисованию«Что выросло у нас на огороде» СентябрьПродолжать совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ предметов, обращать внимание детей на отличие предметов по форме и величине, побуждать детей передавать эти отличия в рисунках; закреплять умение детей передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги,обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости; способствовать овладению детьми композиционными умениями, формировать умение детей располагать изображение на листе с учетом его пропорций; закреплять у детей способы и приемы рисования всем ворсом и концом кисти;
Заключительный этап
Осеннее развлечение «Что нам осень принесла»ОктябрьЗакрепить знания детей об осени;создать праздничную атмосферу, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру;
Выставка творческих работ «Осенняя ярмарка»ОктябрьРазвивать творческие способности родителей и детей; создать условия для формирования у детей заботливого отношения к природе;
Презентация на тему«Мы – друзья природы»» ОктябрьРасширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, развивать кругозор, мышление, связную речь; воспитывать радостное, заботливое отношение к природе.

ФОТООТЧЕТ:

Список литературы

1. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Ч.1. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

3. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011.

Вам также может понравиться...
15801