Андрющенкова Елена Валентиновна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад №59» г. Нижний Новгород
Дата поступления работы на конкурс: 19.01.17г.
Развитие познавательных способностей через реализацию проектного метода в подготовительной к школе группе (из опыта работы)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце, дождь, страх, радость. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Однако для того, чтобы процесс носил развивающий характер, то роль педагога в познавательной деятельности должна быть опосредованной, то есть деятельность детей и взрослых должна носить субъектный характер взаимодействия (принцип сотрудничества). Но не только педагоги и дети являются субъектами образовательного процесса. В соответствии с ФГОС ДО и Законом «Об образовании» в РФ родители (законные представители) являются частью образовательного процесса и несут большую ответственность за воспитание и образование своих детей. Только вместе и сообща мы сможем воспитать гармонично развитую личность. В рамках Основной образовательной программы дошкольного образования мы реализуем задачи используя разные формы взаимодействия с детьми и родителями. Одной из таких наиболее эффективных форм является проектная деятельность. Особенность проектной деятельности в подготовительной группе заключается в широком спектре возможностей детей 6-7 лет. Это период перехода от игровой к учебной деятельности, сензитивный период для развития познавательных способностей, формирование произвольного внимания и развития личности ребенка. Проектный метод является уникальным инструментарием образовательного процесса, который позволяет обеспечить его системность, целеориентированность и результативность.
Для наиболее широкого раскрытия особенности организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста хочу представить вашему вниманию свой опыт работы над исследовательским проектом «Шариковая ручка». Проект назван исследовательским, так как он отвечает на вопрос, почему существует то или иное явление, предмет и как объясняется с точки зрения современного знания.
Основной документ проекта это «паспорт проекта». В нем отражено название проекта, тип проекта, нормативно-правовая база, цель, задачи, сроки реализации, и этапы реализации проекта.
Проект шариковая ручка позволит расширить представление детей о привычном предмете, углубившись в его историю способствует развитию его любознательности, научит: создавать, творить, мастерить. Проект даст знания о необходимости соблюдения правильной осанки, о правильном положении пальцев во время письма. Активизирует взаимодействие с родителями позволит вовлечь их в жизнедеятельность группы.
Определение цели является основополагающим действием, то без чего проект не сможет существовать, в ней мы закладываем направление на результат. В проекте «Шариковая ручка» мы определили следующую цель: Активизировать творческий потенциал родителей и детей, развивать кругозор и познавательно-исследовательскую деятельность детей на примере истории ручки.
Задачами проекта являются:
* Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности и творческих способностей;
* формирование представлений о многообразии видов ручек;
* поддержание стремления старших дошкольников использовать систему обследовательских действий при рассматривании предметов для выявления их особенностей;
* способствовать самостоятельному применению детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделяя их сходство и отличие по нескольким основаниям;
* развитие коммуникативных навыков;
* Раскрытие творческих способностей родителей; привлечение пассивных родителей в продуктивной деятельности.
Участниками проекта являются воспитатели, родители, дети, Срок реализации проекта краткосрочный и рассчитан на реализацию в течении1 месяца.
Для своего проекта мы определили наиболее подходящую на наш взгляд структуру. Разделили его на подготовительную, основную и заключительную части. В основную часть входит 4этапа. Аналитический, организационный практический, итоговый.
Аналитический этап представлен следующей работой:
Изучение методического материала по данной проблеме, анализ опыта работы коллег по данному вопросу.
Для определения уровня владения знаниями по теме мы взяли ряд показателей (в основу положены целевые ориентиры Основной образовательной программы дошкольного образования):
1. ребенок проявляет интерес к предметам окружающего мира, установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием;
2. самостоятельно формулирует вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);
3. осуществляет поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) из разных источников, в т. числе в Интернет;
4. собирает, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);
5. осуществлять сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, а в разных – сходство.
После проведенного анализа определились следующие результаты:
10% детей экспериментальной группы определили сформированность показателей;
У 50 % детей выявлено, что показатели частично-сформированы;
У 40 % детей выявлен, что показатели вообще не сформированы.
Организационный этап позволил более полно подготовить необходимый материал по теме проекта: мультимедийные презентации: «История шариковой ручки», «Современная 3-д ручка», «Какие интересные ручки!», «Правила письма», «Сидим правильно», видеоматериал «3d ручка», «Экспериментируем с ручкой», «Как удобно писать», иллюстрации с изображениями разнообразных ручек и создателей ручек (Ласло Биро).
Этот же этап способствовал составлению подробного плана работы над практической и итоговой частью проекта «Шариковая ручка». В нем отметили всю работу с детьми, родителями, продумали интеграцию темы с другими видами деятельности.
Цель практического этапа нашей работы было формирование у родителей и детей интерес к совместной деятельности. В процессе реализации этого этапа мы использовали метод мыслительных карт Автор метода Тони Бьюзен. Суть этого метода заключается в визуализации мышления и альтернативной записи. Для этого был использован лист формата А1, на нем в процессе реализации проекта я вместе с детьми фиксировали весь его ход при помощи рисунков и записей. Использовали такой прием, как создание проблемной ситуации, хочу отметить -это важный прием мотивации детей, который идет от воспитателя через детей (воспитанник группы нечаянно раздавил шариковую ручку. Вместе с детьми мы стали разбираться и выяснять причину: Почему корпус ручки переломился(раскрошился). После совместного обсуждения с детьми, мы сделали вывод: корпус шариковой ручки изготовлен из пластмассы, который является хрупким, непрочным материалом. Воспитанница группы добавила – Ручки бывают не только в пластмассовом корпусе, но и металлическом, деревянном. Мы сравнили ручки по-прочности и по весу: металлическую, деревянную и пластмассовую ручки и сделали вывод: по весу оказалась самая тяжелая металлическая, деревянная –легкая, но самой легкой, невесомой была ручка в пластмассовом корпусе. По-прочности оказалось все наоборот – как ранее уже выяснилось самой хрупкой была пластмассовая ручка, а вот металлическая оказалась самой прочной. Дети очень заинтересовались и захотели узнать, как можно больше информации о шариковых ручках. Я попросила ребят спросить у родителей все, что они знают про ручки впоследствии этого провели беседу).
Так же использовали такую форму организации, как беседы с детьми. В которых познакомили детей с: «Историей создания шариковой ручки», «Такие разные ручки», «Как правильно писать, сидеть во время письма». «Современная 3-д ручка», «Какие интересные ручки!», видеоматериал «3d ручка», «Экспериментируем с ручкой», «Как удобно писать».
Очень интересная форма работы, которая вызвала большой интерес– это экспериментирование, дети сами проводили эксперименты с разными ручками по весу и ручками из разных материалов. Эксперимент №1 проверяли ручки на плавучие свойства, выявили, что ручки изготовлены из различных материалов по-разному держаться на воде. Пластмассовые плавают на поверхности, металлические тонут. Эксперимент №2 Пытались писать пером как в древние времена. Нужно было определить, какие чернила лучше подходят для письма. Для этого в одну крышку налили чернила из ручки, а в другую гуашевую краску. В результате выяснили, что чернила из ручки лучше приспособлены ля письма, чем краска. Проект «Шариковая ручка» прошел интегрировано через все образовательные области. В художественно-эстетическом развитии мы ее и лепили, и рисовали, и конструировали. В физическом развитии – придумали игру на развитие мелкой моторики пальцев рук. В речевом развитии читали стихи про ручку, и даже придумывали сказки.
Родители очень активно откликнулись на идею изготовить ручку 21 века. При этом все свои работы пошагово отразили в фото мастер-классах, и видео мастер-классах. Хотим продемонстрировать вашему вниманию этот видеокласс. Внимание на экран.
Итогом нашего проекта стало изготовление Супер-бука, который собрал в себе все творческие исследовательские находки и работы. Хочу продемонстрировать его более подробно.
Для подведения итогов мы провели повторную диагностику по тем же показателям и выявили, что 40 % детей – показатели сформированы, 60% детей показатели частично сформированы, детей с несформированными показателями нет.
Хочу подвести небольшой итог и призвать тех, кто еще не использовал метод проектов в своей работе, не боясь нового идти в ногу со временем постоянно совершенствуя свое профессиональное мастерство. Проектная деятельность, только на первый взгляд кажется сложным видом деятельности. Но как вы видите, все достаточно просто и понятно. И такой отдачи, как от метода проектной деятельности вы вряд ли получите от какой -либо другой образовательной деятельности. «Глаза боятся, а руки делают». Вперед!!!
Спасибо за внимание.