Дудина Светлана Геннадьевна – Воспитатель МБДОУ ЦРР «Детский сад № 90 «Надежда» г. Барнаул
Дата поступления работы: 13.12.2018г.
Педагогический проект
«Развивающий эффект тестопластики»
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является обоснование эффективности использования тестопластики в педагогической практике для развития мелкой моторики руки и творческих способностей воспитанников.
Данный проект интересен не только детям старшего дошкольного возраста, но и педагогам, родителям, которые заинтересованы в решении некоторых проблем, связанных с развитием у ребёнка функций руки и творческого самовыражения.
Проект реализуется через вовлечение детей и родителей в систему совместных занятий и мероприятий.
В результате реализации проекта педагог обосновывает эффективность работы с солёным тестом, а воспитанники подготовительной к школе группы получают навыки, позволяющие успешно подготовить руку к письму, а также хорошо развить зрительное восприятие и произвольное внимание.
Всего в проекте участвует 22 ребёнка старшего дошкольного возраста, педагог и родители. Длительность проекта 1 год.
Актуальность
Творческое воображение активно формируется средствами специфически «детских» видов деятельности – игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. Одним из средств развития творческого воображения дошкольников может быть тестопластика – лепка из солёного теста.
Практика работы с детьми свидетельствует, что тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Следовательно, в процессе лепки из солёного теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. Занятия тесто пластикой способствуют развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел. Занятия по лепке из солёного теста не просто вооружают ребёнка умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле материал, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребёнка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
Таким образом, занятия тестопластикой являются эффективным средством развития творческого воображения.
Постановка проблемы
… Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев… Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума…
В.А. Сухомлинский
Анализируя работу с детьми, я пришла к выводу:
– творческие способности и возможности воспитанников реализуются не в полной мере;
– недостаточное развитие мелкой моторики руки, зрительного восприятия и внимания.
Эти недостатки могут привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Родители тоже порой приходят в отчаяние из-за плохой каллиграфии ребёнка. Замечено, что дети быстро утомляются, рассеяны и возбудимы, нет заинтересованности на занятиях, в играх и другой деятельности, что, бесспорно, отрицательно влияет на общее психическое и умственное развитие ребёнка.
Исходя из этого, возникла проблема, как сделать совместную работу педагога и ребёнка полезной и интересной.
В настоящее время существует много различных видов работы педагога с детьми, развивающих творческие способности детей и мелкую моторику руки.
Для более полного изучения данной проблемы, я сделала анализ образовательных программ:
– «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Василь
– программы «Детство».
Таким образом, анализ показал, что развитие мелкой моторики не является приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах.
В программах авторы уделяют немалое внимание развитию детского творчества.
Исходя из данной проблемы, я провела социо – психологический мониторинг готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Результаты показали расхождение между достаточно высоким интеллектуальным уровнем воспитанников и низким уровнем развития у них мелкой моторики. Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать, но развивать творчески!
Размышляя на эту тему, я заинтересовалась оригинальным видом декоративно – прикладного искусства – пластикой из солёного теста, способствующей развитию мелкой моторики и творческих способностей детей.
Заинтересовавшись данным видом деятельности, я выделила его основные преимущества:
– способствует формированию и закреплению положительных эмоций, развивает мелкую моторику руки, прослеживающую функцию глаза, воспитывает любовь и интерес к народному творчеству;
– повышает у детей сенсорную чувствительность, развивает общую ручную умелость, синхронизирует работу рук;
– формирует умение планировать работу по реализации замысла;
– активизирует потенциальные творческие способности;
– помогает детям сосредоточить внимание на тонких операциях, приучает к аккуратности и точности, да и просто доставляет детям огромное удовольствие
Цель проекта
Обоснование эффективности использования тестопластики в педагогической практике для развития мелкой моторики руки, творческих способностей воспитанников, формирование трудовых навыков и умений.
Задачи
v Обеспечение необходимых организационных и программно- методических условий для развития креативности каждого ребёнка в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями;
v Теоретическое обоснование «тестопластики» как технологии формирования трудолюбия в процессе собственного труда дошкольника;
v Создать условия для изготовления практического материала детьми из солёного теста для расширения тематики детских игр («магазин», «детский сад» и др.);
v Обеспечение сотрудничества с родителями в интересах индивидуализации развития личности ребёнка и формирования его креативности;
v Анализ динамики формирования творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста;
v Представление проекта на районном семинаре в апреле 2013 года.
v Проведение выставки-ярмарки сувениров и игрушек из теста в рамках благотворительной акции.
Стратегия достижения поставленных задач
Подготовительный этап
Вид деятельности | Место проведения | Срок | Ответственный |
Анализ методической литературы, приобретённой для создания проекта | ДОУ | Июль – сентябрь 2012 года | Воспитатель С.Г.Дудина. |
Составление картотеки игр с тестом, направленных на развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки | ДОУ | Август – декабрь 2012 года | ВоспитательС.Г.Дудина, родители. |
Разработка перспективного планирования для старшей и подготовительной групп | ДОУ | Август – сентябрь 2012 года | Воспитатель С.Г.Дудина. |
Основной этап
Вид деятельности | Место проведения | Срок | Ответственный |
Проведение занятий по изготовлению поделок из солёного теста в совместной деятельности с воспитателем | ДОУ | На протяжении всего проекта | Воспитатель С.Г.Дудина, дети. |
Проведение консультаций для родителей «Солёное тесто – экологически чистый материал», «Польза игр с солёным тестом для подготовки руки к письму» | Актовый зал ДОУ | Сентябрь – ноябрь 2012 года | Воспитатель С.Г.Дудина,родители. |
Проведение совместных занятий для углубления взаимосвязи родителей и детей | ДОУ | Январь – март 2013 года | Воспитатель С.Г.Дудина, родители, дети. |
Проведение открытого занятия «Знакомство с человечком из теста» | ДОУ | Февраль 2013 года | Воспитатель С.Г.Дудина. |
Оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!» | ДОУ | Март 2013 года | Родители, старший воспитатель. |
Участие в конкурсе «Творим из теста» | ДОУ | Апрель 2013 года | С.Г.Дудина, родители, старший воспитатель. |
Создание картин для украшения помещений ДОУ | ДОУ | Ноябрь – май 2013года | С.Г.Дудина, старший воспитатель. |
Создание методического фильма «Развитие творческих способностей и мелкой моторики руки у детей посредством тестопластики» | ДОУ | Март 2013 года | Воспитатель С.Г.Дудина. |
Заключительный этап
Вид деятельности | Место проведения | Сроки | Ответственный |
Наблюдение за работой детей по изготовлению поделок из солёного теста | ДОУ, группа | Сентябрь – май 2013 года | Воспитатель С.Г.Дудина. |
Беседы на тему «Играем с тестом» | ДОУ | Март 2013 года | ВоспитательС.Г.Дудина. |
Проведение диагностических заданий для определения степени развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей | ДОУ | Май 2013 года | Психолог,ВоспитательС.Г.Дудина. |
Анализ участия родителей в проекте | ДОУ | Май 2013 года | Воспитатель С.Г.Дудина. |
Составление отчёта о работе над данным проектом | ДОУ | Май – июнь 2013 года | Воспитатель, родители. |
С.Г.Дудина. Презентация проекта, выступление на районном семинаре и проведение мастер-класса по теме: «Развивающий эффект тестопластики» … | ДОУ | Апрель 2013 года | Воспитатель С.Г.Дудина. |
Предполагаемые результаты проекта
В результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность группы мы ожидаем:
- Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;
- Высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в трудовой деятельности;
- Малую утомляемость, влияющую на общее психическое и умственное развитие ребёнка;
- Получение возможности фантазировать, изобретать;
- Творческое самовыражение воспитанников;
- Повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка и формирования его креативности;
- Заинтересованность данной технологией педагогов ДОУ, района и города, родителей
Практическая значимость результатов
Данный проект показывает возможность знакомить дошкольников с трудом людей разных профессий, формировать бережное отношение к его результатам, воспитывать желание трудиться и интерес к трудовой деятельности, развивать любознательность и стремление к творчеству. Педагог, воспитанники, родители согласованно решают общие задачи и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.
Учитывая направления предлагаемой мною работы, можно использовать практический опыт в других дошкольных учреждениях и центрах творчества.
Оценка проекта
Оценка эффективности проделанной работы проводится по завершению проекта.
Мною запланировано провести оценку по двум направлениям: дети и родители.
Оценка качества деятельности родителей, их заинтересованность данной работой анализируется в результате анкетирования, тестовых опросов, участия родителей в совместных занятиях с детьми. Анкета прилагается.
Оценка включённости детей, их активность, удовлетворённость от участия в играх с солёным тестом и запланированные мероприятия ДОУ отслеживаются через беседы с детьми, наблюдения за ними на совместных занятиях и в играх, а также по проведённой диагностике.
По окончании проекта составляется отчёт, показывающий эффективность данного проекта в целом.
Анкета (для родителей)
Возраст, пол ребёнка
1. Знаете ли Вы, какие занятия посещает в детском саду Ваш ребёнок?
Да. Нет.
2. Знаете ли Вы, какие функции и навыки мелкой моторики руки необходимо развивать у ребёнка?
Да. Нет.
3. Готовят ли в детском саду Вашего ребёнка к овладению письмом?
Да. Нет.
4. Имеете ли Вы какую – либо информацию о том, какие игры, игрушки, пособия помогают развивать мелкие мышцы руки?
Да. Нет.
5. Нравится ли Вам предметно – развивающая среда в группе, которую посещает Ваш ребёнок?
Да. Нет.
ЛИТЕРАТУРА
1.Киселёва Н.В. Снова это солёное тесто // Дошкольное воспитание. 2005. №2.
2.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Метод. пос. для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика – Синтез, 2005.
3.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем: Кн. Для занятий с детьми дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
4.Одинокова Г. В. Игры с тестом, развитие умения лепить // Дошкольное воспитание. 2007. №2.
5.Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
6. Хафизова М. Ф. Кружок тестопластики «Ловкие ладошки» // Воспитатель ДОУ. 2007. №2.
Приложение к педагогическому проекту